Главная страница

Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей средней группы


Скачать 26.4 Kb.
Название Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей средней группы
Дата 14.02.2016
Размер 26.4 Kb.
Тип Доклад

Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей средней группы.
Свой доклад я хочу начать со слов В.А. Сухомлинского, который говорил, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Таким образом, совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ). При использовании модели поисково-исследовательской деятельности ребёнок развивается как самостоятельная, инициативная личность.

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания- не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

В поисково-исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие составляющие, как наблюдение, экспериментирование, экскурсии.

Остановимся подробнее на каждом из них.

Наблюдения.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес. На прогулке в средней группе предлагаются следующие наблюдения:

- за зимующими птицами;

-за погодой;

- за машинами;

- за деревьями зимой;

- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;

- за изменениями на участке детского сада и др.

Можно предложить детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течение прогулки: птичек у кормушки, падающий снег, зимнее солнышко. Можно предложить зарисовать почки деревьев зимой (зарисовка по памяти). Приучая детей аккуратно зарисовывать, делать схемы мы постепенно вырабатываем у них привычку работать в тетради, альбоме, воспитываем усидчивость – готовим к будущей учебной деятельности.

Экспериментирование

Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Современное дошкольное образование ставит перед собой следующие задачи:

- поддержать стремление ребёнка к экспериментированию (познавательный интерес);

- создать условия для поисково-исследовательской деятельности.

В средней группе на прогулке зимой можно проводить следующие эксперименты:

-«Лёд – твёрдая вода»;

- «Где быстрее растает лёд»;

- «Взаимодействие воды и снега»;

- «Строим снежный город»

- «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» и др.

Детское экспериментирование воспитывает в детях инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Экскурсии

Экскурсии в средней группе проводим по территории детского сада с целью наблюдения за изменениями в природе (конец осени- начало зимы, конец зимы – начало весны).

Наблюдение, проведение опытов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада. Всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В прцессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.