|
Подготовка школьников к олимпиаде по английскому языку
МОУ «Лицей №1» г.Воркуты
Зонова Наталия Николаевна
ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования, а также являются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов. Выполняя целый ряд функций (обучающую, интегративную, коммуникативную, мотивационную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции. Олимпиадное движение по английскому языку осуществляет поиск юных талантов, определяет наиболее подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому предмету.
Подготовка учащихся к олимпиадам разного уровня предполагает определенную организацию работы с детьми.
Организационный блок
Анализ олимпиадных заданий, их актуальность, вариативность и разнообразие; анализ и обсуждение критериев оценки олимпиадных заданий.
Благодаря такому анализу учитель четко определяет, какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся, чтобы успешно справиться с предложенными заданиями.
Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому система работы по подготовке к олимпиадам различного уровня требует много времени и усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ученика.
С целью подготовки учащихся к предметной олимпиаде, необходимо обязательно включать в систему уроков задания олимпиадного уровня для тех ребят, которые проявляют особый интерес к лингвистике.
Система работы по подготовке наиболее заинтересованных учащихся к предметным олимпиадам предусматривает различные формы работы, предполагающие различные виды деятельности как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности:
- дифференцированная индивидуальная работа (творческие задания, задания исследовательского характера, доклады, сообщения, презентации) Работу по подготовке к олимпиадам можно вести в двух направлениях: в урочной и внеурочной деятельности. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.
- групповую;
- занятия-консультации;
- массовую работу.
В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности можно использовать ряд методических приемов.
1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.
2. Обмен опытом: работа в парах, обмен возникшими идеями и критика их.
3. Мозговой штурм: обсуждение решений.
4. Подсказка.
5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей, которые уже не раз участвовали в олимпиадах и имеют опыт в решении сложных лингвистических задач.
6. Консультация преподавателя
7. Методика подготовки к олимпиадам включает в себя преемственность поколений детей, круглогодичный тренировочный и соревновательный цикл
В лицее отработана схема смены поколений. Тренируются ученики разные по возрасту, старшие передают опыт и знания младшим.
Остаются только те, кто получает удовольствие от умственного труда и любит сам процесс работы над языком. Человек развивается на пределе своих возможностей и во время олимпиад, когда надо за отведенное время выполнить большой объем работы, развивается память и интеллект детей. За несколько лет олимпиадной жизни дети глубоко изучают предмет, что открывает передними перспективы дальнейшего углубленного овладения предметом и профессионального становления.
Одним из способов подготовки можно предложить индивидуальные образовательные траектории.
Первым этапом (7-8 класс) на данном пути является педагогическая диагностика, устанавливающая уровень развития ученика. Диагностика направлена на правильный выбор учебных задач и выстраивание индивидуальной траектории.
Особая роль отводится самодиагностике, позволяющей ребенку следить за своим продвижением, корректировать его. Анализируя повышение уровня умений и навыков, учащийся самостоятельно выделяет перспективы и определяет приоритеты в обучении.
На данном этапе работы используется метод индукции, основной акцент делается на поощрение успеха, создание моральной обстановки, способствующей раскрытию положительных черт ученика. Педагог совместно с учеником разрабатывает индивидуальную программу обучения, используя при этом:
- инструкционные карты и работу по образцу;
-индивидуальный тренинг, индивидуальную отработку операций на практике, индивидуальный подбор перечня работ;
-оценка знаний и умений с учетом возможностей учащихся;
-использование поощрений для исключения неуверенности учащихся в себе.
Можно выделить следующие виды деятельности педагога и учащегося на данном этапе, представленные в таблице.
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
Проведение диагностики
Обсуждение результатов с учащимися
Постановка цели самим или совместно с учащимися
Помощь в разработке траектории
Обсуждение сроков действия траектории
Отбор содержания учебного материала
Предоставление информации об источниках
Определение форм и сроков контроля
Обсуждение результатов
|
Ученик проходит все этапы деятельности совместно с педагогом
|
Педагогическое сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий можно обозначить как опека», «забота», «защита».
Работа с учащимися проходит на факультативных занятиях.
Основная задача этапа:
- начало формирования навыков самостоятельной работы,
- развитие творческих способностей,
- применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Второй этап (для учащихся 8 – 9 классов)
Основные задачи данного этапа:
- приобрести опыт приложения усилий по самостоятельному освоению материала,
Выделяются следующие виды деятельности:
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
Поддержать в ученике дальнейшую заинтересованность
Оказать помощь в достижении наилучшего образовательного результата
Оказать помощь в разработке траектории
Оказать помощь в отборе содержания учебного материала
Обсуждение результатов
|
Постановка цели
Разработка траектории совместно с учителем
Отбор содержания учебного материала совместно с учителем
Определение форм и сроков контроля
Поиски источников информации
Обсуждение результатов совместно с учителем
|
На данном этапе деятельность педагога можно выделить как «наставничество», так как есть необходимость научить учащегося действиям продуктивного плана.
3 этап (для учащихся 10 -11 классов)
Эти учащиеся имеют определенный опыт самостоятельной работы по подготовке к олимпиаде. Таким учащимся необходимо предоставить возможность для выполнения индивидуальных дифференцированных заданий, упражнений, расширяющих и углубляющих их знания. Большая часть индивидуальной работы с этими учащимися приходится на внеурочную работу. Это ставит его перед необходимостью решать проблемы, используя различные источники информации.
Виды деятельности педагога и учащегося меняются в сторону наибольшей самостоятельности последнего.
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
Оказание помощи в достижении наилучшего результата
Консультирование и поддержка индивидуального образовательного движения
Помощь в разработке маршрута
Обсуждение результатов
|
Самостоятельная постановка цели
Отбор содержания материала
Разработка маршрута
Поиски источников информации
Определение форм и сроков контроля
Рефлексивной взаимодействие с педагогом по поводу продуктов образовательной деятельности
|
Деятельность педагога можно охарактеризовать как «помощь», «поддержка». Основными задачами педагога становятся анализ ситуаций, наблюдение, разработка косвенных вопросов, поиск прецедентов для их совместного анализа.
Для подготовки учащихся к олимпиадам можно составить индивидуальную образовательную траекторию по следующим пунктам:
1. Цель индивидуального изучения предмета.
2. Основное содержание изучаемое самостоятельно.
3. Источники информации.
4. Творческие задания.
6. Самооценка учащегося.
7. Оценка учителя.
Огромную роль в организации деятельности детей подготовки к олимпиадам является Социальное партнерство семьи и школы. Иногда, к сожалению, именно готовность родителей вложить деньги определяет подготовку одаренных детей:
Таким образом, говоря о социальном партнёрстве семьи и школы в работе с одаренными детьми, следует отметить факт взаимной зависимости: накопляемость ученического Портфолио так же зависит от деятельности школьных учителей, как зависит от готовности родителей оказывать им помощь.
Одним их актуальных направлений деятельности современного учителя при поддержке одарённых детей являются Интернет технологии.
Данная работа с одарёнными детьми поможет каждому ребёнку научиться ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения задач. Системная работа по подготовке к олимпиадам ориентирует на углубленное знание предмета, на успешное участие в олимпиадах.
Таким образом, подготовка участников олимпиады по английскому языку требует не только высокого уровня овладения программным материалом, но и творческого подхода к выполнению предлагаемых заданий, начитанности, сообразительности, языковой догадки, расширения лингвистического и страноведческого кругозора учащихся, и будет результативной только в случае целенаправленного систематического взаимодействия учащихся и педагогов, этот процесс требует создания условий для развития творческих способностей школьников и не может ограничиться рамками урока.
Большой талант требует большого трудолюбия
|
|
|