|
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала. Интеграция содержания в учебных дисциплинах (модель межпредметных связей). Притуло Т. В. – учитель химии мбоу «Богатищевская сош»
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала.
Интеграция содержания в учебных дисциплинах (модель межпредметных связей).
Притуло Т.В. – учитель химии МБОУ «Богатищевская СОШ»
Термин «интеграция», который означает «объединение, соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях.
С «философско-педагогической» точки зрения интеграция может рассматриваться как механизм, обеспечивающий приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества, определяемого понятием «ноосфера».
Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции. Сущность его – понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающим школьникам представление о целостной картине мира.
В основе концепции интеграции в образовании находится принцип взаимодополняемости естественно-научной методической традиции и гуманитарных способов познания. Интеграция – это способ и процесс формирования многомерной полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности.
С позиций развития личности интеграция создает условия для
- выхода на более высокий уровень осмысления;
- совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;
- развития свободы мышления;
- формирования креативности учащихся.
В современной школе выделяют несколько уровней интеграции.
* Первый уровень- интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию духовного потенциала предметов.
* Второй уровень- интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителем единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.
* Третий уровень- интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета , но и цикла предметов на основе реализации «горизонтальных» структур взаимосвязей учебных дисциплин. Создание условий для освоения учащимися реалий человеческой практики, материальной и социальной , должно стать одной из главных задач школы. Это предполагает широкое обращение учителей непосредственно к субъектному опыту учащихся и его осмыслению.
* Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, обучение этим методам учащихся (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Интегрированный урок.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок- особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто , и главным образом в следующих случаях:
- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках
- при лимите времени на изучение темы и желанием воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины
-при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие), законов, принципов, охватывающих различные аспекты человеческой жизни и деятельности
- при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений , событий, фактов в разных науках
- при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета
- при создании проблемной , развивающей методики обучения предмету.
^ Признаки интегрированного урока :1)специально организованный урок,т.е.если он специально не был организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединенные общей целью;2) цель специфическая, она может быть поставлена для более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, для повышения интереса учащихся к предметам, для целостного восприятия изучаемых вопросов, для экономии учебного времени;3)широкое использование знаний из разных дисциплин при осуществлении межпредметных связей.
Межпредметные связи, являясь механизмом межпредметной интеграции, выполняют в обучении ряд функций, получивших свое педагогическое обоснование в исследованиях ученых Н.В. Груздевой, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой и др.
В плане методологии межпредметные связи дают учителю и ученику инструментарий, позволяющий организовать свою деятельность наиболее эффективным образом.
Преимущества межпредметного интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны:
- на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся;
- через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления , научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных , профессиональных и научных ситуациях;
- интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом;
-помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук;
Межпредметные связи обогащают методологический (методология – наука о принципах, способах и средствах организации и управления деятельностью человека) аппарат учителя и делают обучение более фундаментальным. Установление и обоснование связей между знаниями и умениями из разных учебных дисциплин формируют системный стиль мышления, на основе которого учащиеся будут впоследствии оценивать все происходящие явления действительности. Следовательно, межпредметные связи можно считать проявлением в обучении общенаучного принципа системности.
Образовательная функция.
На основе интеграции курса химии со смежными дисциплинами происходит формирование систем обобщенных предметных и общепредметных знаний и умений. При этом наиболее значимыми направлениями реализации межпредметных связей являются следующие.
Химия – пропедевтические курсы («Естествознание», «Природа и человек» и др.:
знакомство с важнейшими химическими понятиями;
-
формирование представлений о распространении химических соединений в природе. об участии химических соединений в природных процессах;
изучение строения и свойств вещества;
рассмотрении сущности процессов, протекающих в природе, и влияние человека на состояние окружающей среды;
знакомство с методами познания.
Химия – физика:
формирование и развитие системы понятий о веществе при изучении его физических свойств и строения;
изучение теорий и законов, общих для физики и химии;
рассмотрения сущности физико-химических процессов;
знакомство с устройством и принципом работы технологического оборудования;
использование на уроках химии физических понятий, величин и единиц измерения;
знакомство с методами познания;
обзор возможности привлечения фундаментальных законов и теорий естествознания для объяснения физических явлений.
Химия – география:
* формирование представлений о распространении и роли химических элементов и их соединений в неживой природе, геохимическом круговороте, важнейших месторождениях, имеющих народохозяйственное и промышленное значение;
* усвоение химико-технологических понятий «сырье», «факторы размещения промышленных предприятий на территории страны» и др.;
* формирование экологических и природоохранных знаний на базе химико-географического материала;
* изучение краеведческого материала;
* знакомство с методами познания;
* обзор возможности привлечения фундаментальных законов и теорий естествознания для объяснения географических явлений.
Химия – биология: * формирование представлений о распространении и роли химических элементов и их соединенийв живой природе, участии в биохимическом круговороте;
знакомство с особенностями строения атома, физико-химическими характеристиками, распространением и ролью биогенных элементов в природе;
изучение физиологического действия веществ на живые организмы и экосистемы;
формирование экологических, природоохранных и валеологических знаний на базе биохимического материала;
знакомство с методами познания;
обзор возможностей привлечения фундаментальных законов и теорий естествознания для объяснения биологических явлений.
Химия – экология:
формирование представлений о круговороте элементов, веществ и энергии в в экосистемах разного уровня;
изучение физико-химических свойств, распространения и роли в природе веществ, относящихся к группе абиотических факторов;
усвоение знаний о природных ресурсах, знакомство с проблемами их использования и сохранения;
рассмотрения влияния антропогенного фактора на окружающую среду (причины, источники и последствия химического загрязнения, способы переработки и утилизации загрязнителей, изменение численноти популяций, биологическое разнообразие, здоровье человека и т.д.);
знакомство с понятием «экологическая проблема» на конкретных примерах ( парниковый эффект и т.п.) и поиск путей решения;
-
знакомство с методами познания, освоение методов химико-экологического мониторинга окружающей среды;
обзор возможностей привлечения фундаментальных законов и теорий естествознания для объяснения природных явлений.
Химия – математика:
использование математических понятий, величин, единиц измерения и системы координат, а также некоторых приемов формальной логики;
решение химических задач с использованием арифметических и алгебраических операций (сложение, вычитание, деление, умножение, возведение в степень, пропорции, составление и решение системы уравнений) и построение графиков;
анализ графиков, отражающих эмпирические зависимости;
изучение и построение геометрических моделей атомов, молекул и кристаллов.
Химия - русский язык и литература:
развитие культуры речи за счет обогащения словаря учащихся научными терминами;
использование этимологических, толковых и орфографических словарей;
знакомство с правилами составления научных терминов и применение лингвистических обозначений – «приставка», «корень», «суффикс» - при разборе общего правила построения наименований веществ, принадлежащих к одному классу;
написание диктантов, сочинений и сказок по химии;
использование в обучении отрывков из литературных произведений (художественных, научно-фантастических и т.д.), содержащих химическую информацию.
Химия – история:
знакомство с биографиями известных ученых, их вкладом в развитие науки и культуры;
изучение истории развития химических знаний (открытие законов, становление научных идей, теорий и т.д.);
демонстрации химического эксперимента, имеющего историческое значение, рассказ об истории развития экспериментальных методов исследования в химии;
-
изучение истории становления и развития химических технологий и промышленности, их роли в создании «второй природы», жизни общества и НТП.
Знакомство с историей открытия, изучения и использования тех или иных веществ человеком и др.
Таким образом, содержание курса химии предоставляет учителю обширные возможности для установления межпредметных связей с содержанием смежных дисциплин как основы развития личности учащегося.
Развивающая функция.
Эта функция отражает роль межпредметных связей в формировании творческого мышления учащихся, преодолении инертности и узости мыслительных процессов, ограниченных одной учебной дисциплиной.
Интеллектуальные способности школьников получают должное развитие, если учитель направляет обучение химии на системное усвоение знаний по предмету, формирование химического (формульного) стиля мышления и приобретение умений устанавливать взаимосвязь между знаниями разнообразных учебных дисциплин.
Межпредметные вязи способствуют овладению умениями высшего порядка – устанавливать различные виды взаимосвязей между знаниями и способами умственной и практической деятельности и применять их для творческого решения комплексных познавательных задач.
Воспитывающая функция.
Данную функцию определяет роль межпредметных связей в формировании научного мировоззрения ученика.
Среди общепредметных моровоззренческих идей наиболее важными для обучения химии являются:
познаваемость мира, единство законов его развития, взаимосвязь форм движения материи;
учение о биосфере, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, жизнеобеспечение человека на Земле, освоение космоса (идеи экологической нравственности);
наука и образование в контексте человеческой культуры, научно-тхнический прогресс, экологическая безопасность, развитие индивида как полноценного члена общества (социальные идеи);
ценность природы, здоровья, жизни, информации и образования для человека, принципы гуманизма как основа отношений между людьми и природой (аксиологические идеи).
В обучении химии специально-предметными мировоззренческими идеями являются следующие причинно- следственные зависимости:
строение атома химического элемента – свойства вещества;
состав и строение вещества – свойства вещества;
состав, свойства и нахождение вещества в природе – получение и применение вещества;
свойства реагентов и внешние условия – протекание химической реакции.
Перечисленные идеи тесно связаны с содержанием других учебных курсов.
Межпредметные связи позволяют привнести в школьный урок химии элементы экологического, валеологического, эстетического, гигиенического, нравственного, экономического и трудового воспитания школьников.
Конструктивная функция.
Использование межпредметных связей позволяет совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Планирование учебного материала происходит с учетом взаимосвязей смежных дисциплин и подразумевает включение в структуру предметных курсов интегрированных учебных тем и отдельных уроков. Сотрудничество учителей разных предметов играет важную роль в реализации таких образовательных программ. Для выработки единых подходов и требований к организации и управлению познавательной деятельностью школьников происходит обмен методиками среди учителей, применение комплексных форм организации обучения, взаимное посещение уроков, которые способствуют их творческому росту, и многое другое.
Виды межпредметных связей.
Наиболее популярными классификациями межпредметных связей являются варианты, предложенные Н.В. Груздевой, В.Н. Максимовой, Г.М. Чернобельской и др. На основе этих классификаций, а также исходя из собственного опыта предпочитаю делить все множество межпредметных связей на общедидактические и специально-предметные.
Общедидактические межпредметные связи – это характерные для всех учебных дисциплин связи, затрагивающие наиболее общие стороны школьного учебно-воспитательного процесса.
Учебные дисциплины, составляющие основу современного школьного образования, объединяют в три цикла: естественно-математический, гуманитарный и политехнический. Соответственно, по широте охвата учебных дисциплин общедидактические межпредметные связи могут быть или внутрицикловыми ( между предметами одного цикла, химия – биология, и др.) или межцикловыми ( между предметами разных циклов, например химия – литература, химия – история и д.р.).
Общедидактические межпредметные связи делятся
в зависимости от времени изучения школьных предметов ( предшествующие, сопутствующие, перспективные);
по компонентам процесса обучения, которые делятся на две категории: а)содержательно-информационные (фактические, понятийные, теоретические, методологические), б) организационно- методические (связи по умениям, связи по формам организации, методам и приемам обучения, связи по уровню организации обучения).
Химия, как и другие учебные дисциплины, отличается спецификой познания окружающей действительности. Для полноценного решения задач предметного обучения, развития и воспитания личности недостаточно пользоваться только общедидактическими межпредметными связями. Их необходимо дополнять специально-предметными связями.
Специально-предметные связи – это такие межпредметные связи, которые характерны для данной учебной дисциплины.
Учитывая единство внутрипредметной и межпредметной интеграции в обучении среди специально-предметных связей различают следующие виды: причинно- следственные, генетические, взаимообратные, политехнические, семиотические (объединяют знаковые системы разных учебных дисциплин в целостную знаковую «надсистему»), исторические, экспериментально-практические, логико-математические, информационно-компьютерные.
Методические приемы реализации межпредметных связей.
Для правильного применения межпредметных связей необходимо при планировании процесса обучения или при подготовки к уроку подобрать такие методические приемы, которые соответствуют особенностям межпредметного материала, предназначенного для усвоения. Учителю желательно ориентироваться на следующие положения, которые помогут ему выбрать основные направления работы при организации и проведении занятий:
*формирование, закрепление, расширение и углубление знаний и способов действий учащихся с учетом материала, усвоенного на уроках смежных дисциплин;
* подбор комплексных учебных проблем и задач, требующих всестороннего изучения, которые позволят сгруппировать межпредметные знания вокруг одного объекта познания и привлечь школьников, обладающих разными интересами;
*включение в содержание обучения разнообразных видов теоретической и практической деятельности;
* внимание к уже имеющимся устойчивым интересам и жизненному опыту школьников4
* регулярное обращение к научно-популярной литературе и другим источникам информации;
* естественная взаимосвязь всех используемых форм организации обучения.
В процессе обучения химии можно применять все известные современной науке приемы реализации межпредметных связей:
постановка межпредметных вопросов,
выполнение комплексных заданий;
решение межпредметных задач;
выполнение межпредметных домашних заданий;
выполнение межпредметных контрольных работ;
использование комплексных наглядных пособий;
решение межпредметных учебных проблем.
Формы организации интегрального обучения химии.
Приемы реализации межпредметных связей и форма организации интегративного обучения вместе должны обеспечивать комплексную постановку задач и достижение целец образования: всестороннюю интеграцию предметных знаний и умений учащихся на основе единства внутрипредметных и межпредметных связей, сохранение целостного представления о мире, что способствует формированию научного мировоззрения, повышение интереса и познавательной активности учащихся.
Формы организации интегрального обучения могут быть таковыми:
Интегрированный учебный день – интересная и перспективная форма организации обучения. Это система связанных единой идеей (проблемой) обобщающих уроков по ряду предметов, преподаваемых классу в течение одного учебного дня. Расписание уроков должно быть составлено с учетом последовательного раскрытия рассматриваемой идеи (проблемы).
Межпредметный факультатив – обеспечивает широкие возможности для применения межпредметных связей.
Межпредметная внеклассная работа – внеклассная работа по химии способствует углублению предметных знаний учащихся, а также позволяет развивать умение работать с различными источниками информации, планировать и осуществлять исследовательскую работу и др.
Комплексные формы организации обучения. Данные формы обучения призваны решать общепредметные задачи развития и воспитания личности и предпола гают обобщение и применение знаний учащихся по нескольким учебным предметам. Это могут быть: комплексная экскурсия, комплексный семинар, общественный смотр знаний.
Межпредметный урок. Применение межпредметных связей на различных этапах урока Актуализация опорных знаний, формирование новых знаний и умений, развитие способов умственной деятельности) помогает школьникам понять взаимосвязь учебных дисциплин и тем самым развивает научное мировоззрение.
Межпредметный урок является ведущей формой организации обучения на основе межпредметных связей На уроке учитель и ученик действуют вместе, а следовательно, основное развитие и воспитание учащегося средствами предметного обучения происходит именно здесь. В зависимости от особенностей изучаемого материала учитель может использовать различные типы межпредметных уроков.
Вводный урок – необходимо обобщить ранее изученный материал внутрипредметного и межпредметного характера до перехода к новой теме.
Текущий урок - занятие посвящено всестороннему рассмотрению отдельных вопросов темы.
Заключительный (обобщающий) урок – для закрепления, обобщения, систематизации усвоенных знаний и умений в рамках темы и формирования целостных представлений об изученном материале.
Фрагментарный урок – только отдельный фрагмент занятия используется для рассмотрения вопроса, требующего применения межпредметных связей.
Узловым называется урок, если межпредметные связи являются необходимым условием усвоения нового материала или обобщения знаний по теме.
Интегрированным (синтезированным) является такой урок, если межпредметный синтез знаний и умений осуществляется на протяжении всего занятия.
Инновационные типы уроков с применением межпредметных связей : урок-игра, урок – защита проекта, урок- диалог.
Однако на такие уроки можно отвести сравнительно небольшой объем учебного времени, поэтому рационально комбинировать разные формы организации обучения.
Наиболее сложным при планировании обучения является отбор межпредметного материала к уроку. Для этого учителю необходимо проанализировать содержание смежных курсов по каждому году изучения химии в школе, выявит точки соприкосновения и возможные пути интеграции. Затем определить методы и приемы подачи материала, подготовит соответствующее оборудование. Кроме того, должна быть согласованной работа учителей и определенная последовательность обучения разным школьным дисциплинам. Эти проблемы могут быть решены при использовании комплексного подхода в отборе межпредметного материала. Важнейшими принципами такого комплексного подхода являются:
соответствие межпредметного материала специализации общеобразовательного учреждения и специфике отдельных классов;
соответствие межпредметного материала целям, задачам и содержанию обучения химии;
применение межпредметных связей для решения учебных проблем урока, которые укладываются в общую систему учебных проблем курса химии;
использование разных видов межпредметных связей с обязательным применением предшествующих и сопутствующих внутрицикловых связей.
Источники информации:
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.:НИИ школьных технологий, 2006
Селевко Г.К. Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991
Кузнецова Н.Е, Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. М.: «Вентана-Граф», 2008.
|
|
|