Главная страница

От толерантности педагога к толерантности окружающих


Скачать 55.75 Kb.
Название От толерантности педагога к толерантности окружающих
Лизякина И.К
Дата 05.03.2016
Размер 55.75 Kb.
Тип Документы

ОТ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГА К ТОЛЕРАНТНОСТИ ОКРУЖАЮЩИХ.
Автор: Лизякина И.К.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

п. Сосновское

Нижегородской области
Понятие «толерантность» в педагогике можно трактовать как личностную ценность, проявляющуюся в отсутствии у человека авторитарного синдрома, в принятии самого себя и других (М.А. Николаева), в умении принимать ученика как данность (А.Н. Кузибецкий), в способности слушать и слышать суждения детей, благожелательно встречать отличное от своего мнение ребенка (Е. Реброва).

Толерантность – профессионально необходимая компетенция педагога, необходимая при воспитании толерантной личности, способной к реализации личных и профессиональных компетенций в условиях современного полиэтнического пространства – это объективное требование времени. Проблема осложняется тем, что это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты!), но и со взрослыми.

Едва ли не самый трудный для педагога «участок» – толерантность в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъектная среда людей, объединяемых общим положением: известной зависимостью от школы, педагогов, данного учителя. В последние годы эта среда становится все более требовательной и агрессивной к школе; впрочем, и педагоги были и остаются весьма разными... Нередки ситуации их противостояния, непонимания, столкновения установок, мнений о детях и школе, а главное – авторитетов в глазах ребят. Но ни родители, ни дети чаще всего не вольны в выборе образовательного учреждения, так и педагог не выбирает пап и мам своих учеников: зачастую приходится терпеть, приноравливаться, дабы сосуществовать.

Чтобы предупредить, избежать, преодолеть столкновение авторитетов, важно щадить родительское самолюбие при публичных индивидуальных характеристиках детей; сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями; больше интересоваться домашними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только «об успеваемости и посещаемости»); фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.

Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя (во всяком случае - внешне) доброе, заботливое отношение ко всем детям, как бы это ни сложно было в реальности. Именно так создается основание обоюдной толерантности не только на межличностном уровне, но и на уровне социальном – как средства и условия взаимной толерантности школы и семьи, без которого, с одной стороны, невозможно их разностороннее и плодотворное взаимодействие в интересах ребенка, а с другой – возможны драмы и его, и родителей, и... педагога.

Особая роль принадлежит усилиям учителя по самовоспитанию толерантности. Оно связано в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!

Также важен самоанализ своего реализуемого отношения к разным окружающим, рефлексия, честная, не вызванная эмоциональным возбуждением оценка своих мыслей, отношений, решений, поступков. Ведь каждый имеет право и на удачу, и на ошибку.

И, конечно, самое главное и трудное - стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то (чему-то) из окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои нервы, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение обстановки отношений. Значит, каждому педагогу важно воспитывать в себе толерантность – одну из существенных черт, которую характеризуют профессиональное достоинство и мастерство и проявляющихся в бесконечном многообразии школьной или внешкольной среды, ситуаций и условий ее существования.

Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности.

Смысл деятельности педагога – создание условий не только для формирования и проявления толерантности одного (одних), но и преодоления вызывающего негативизм в поведении или общении другого (других). Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и объекта толерантности имеет свои причины, и важно (хотя и очень непросто!) преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины.

Средства решения этих задач могут быть различны. Прежде всего, нужно организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить себя, а другие – увидеть хорошее в ком-то или чем-то. Планируя общие дела, мероприятия, акции, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь удаче, преодолевая трудности, педагог добьется сплочения коллектива, понимания, сочувствия, сопереживания.

Бывают случаи, когда педагогу очень трудно помочь ребятам понять внешкольную среду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Особенно актуальным становится знание, постоянное изучение современного детства: его идеалов, привязанностей, представлений, динамики развития каждого школьника. Ведь улавливая новое, легче увидеть причины возникающих трудностей и конфликтов, а следовательно, легче искать способы развития толерантности.

Все это возможно только при доверительных отношениях педагога и ребят, их открытости. В данном случае важна его способность по- человечески – своими эмоциями, иронией, пониманием выслушать и помочь. Важно быть с ребятами наравне - на основе человеческих эмоций и эмпатии, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать, слушая и видеть глядя. Уже само проявление педагогом толерантности – существенный фактор, воспитывающий толерантность школьников.

Я считаю, что успешность профессиональной деятельности педагога в значительной мере определяется уровнем сформированности у него профессионально-коммуникативной толерантности. Эффективность ее применения может быть обеспечена, если:

а) осуществляется на основе личностно - деятельностного, компетентностного подходов;

б) содержательное наполнение и технология процесса формирования профессионально-коммуникативной толерантности обусловлены этапами профессиональной подготовки педагога, базируются на научном осмыслении требований государственно-общественного заказа к уровню профессиональной компетентности специалиста, наиболее полно отражают требования квалификационных характеристик педагога с учетом сущности и особенностей современных интеграционных процессов в поликультурной среде;

в) учитель мотивирован и активен в процессе формирования профессионально-коммуникативной толерантности за счет потенцирования механизмов саморазвития;

г) осуществляется системный мониторинг качества формирования профессионально-коммуникативных компетенций педагога, развивающих его профессионально-коммуникативную толерантность.

Но самое главное для педагога - быть другом для маленького сердечка, самым близким ему человеком, после родителей, конечно. Как дороги минуты близкого общения с ребятами! В такие моменты чувствуешь свою необходимость, полезность для них. Ради этого мгновения стоит жить. Ведь дар, талант - понимать детей любого возраста – дан не всем, а именно тем, кто ощущает свое призвание – учить и воспитывать!

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. – М. : Флинта, 1996. – 472 с.

2. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. – М. : МСПИ, 2003. – 240 с.

3. Мардахаев, Л. В. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе / Л. В. Мардахаев,  Н. И. Никитина // Педагогическое образование и наука. – 2008. –  № 8. – С. 52–59.

4. Никитина, Н. И. Коммуникативная толерантность в системе профессионально значимых качеств социального педагога / Н. И. Никитина, С. Н. Толстикова // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Выпуск 1. – М. : МГПИ, 2002. – С. 33–39.