Главная страница

«Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»


Скачать 55.21 Kb.
Название «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Дата 04.03.2016
Размер 55.21 Kb.
Тип Методическая разработка



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств п. Октябрьский Радищевского района

Ульяновской области


Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ

«Особенности работы с одаренными детьми в условиях

дополнительного образования»






Автор:

Гаврилова Резида Венеровна,

преподаватель МОУ ДОД Детская школа искусств



Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку творческого потенциала обучающихся.
Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.
Цели и задачи
Цель:

Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования детей.

Задачи:

  • выявление у ребенка мотивации к заинтересовавшей его деятельности;

  • создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала;

  • создание ситуации успеха для каждого обучающегося;

  • содействие личностному и профессиональному самоопределению.

  • создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития

  • обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.

  • повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

Методы:
Данная методическая разработка ориентирует педагогический состав нашего учреждения на обновление методов обучения одарённых детей и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера:

  • проблемного и проективного обучения,

  • здоровьесберегающих технологий,

  • игровых технологий

  • информационно-коммуникационных технологий.


Конкретные цели обучения одарённых детей определяются с учётом качественной специфики определённого вида одарённости. Приоритетными целями обучения детей с общей одарённостью для нас стали:
- развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

- создание условий для развития творческой личности;

- развитие индивидуальности одарённого ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
На первом этапе инновационной деятельности нами была разработана программа «Одарённые дети» и составлен план её реализации, в котором были определены основные направления деятельности. Создание системы выявления одарённости обучающихся
Педагогический опыт работы подсказал, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей.

Работа по выявлению одарённых детей в учреждении включала в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей;

Творческая одарённость: - чрезвычайно любознателен в самых различных областях. Мы выделяем основных подхода (стратегии) к разработке содержания учебных программ.Выделив суть одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги нашего образовательного учреждения, каждый для себя, решил, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными.
Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одарённых детей должны:
- обеспечивать самостоятельность в учении;

- развивать методы исследовательской работы;

- развивать творческое;

- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей;

- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных

критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.


Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является преподаватель. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми.Большинство педагогов нашего образовательного учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей.

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности. Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.

Преподаватели Октябрьской ДШИ осознают, что - индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Ожидаемые результаты:

- создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;

- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;

- оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;

- разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми;

- обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня;

- обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах; - создать банк данных по проблеме «Одарённые дети»;

- разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми;

- привлечь родителей к участию в деятельности нашей школы;

Данная методическая разработка направлена на разработку системы работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.

Особенностью методической разработки является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся.

Литература:

1. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.

2. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.

3. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.

4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института

5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004