|
«Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств п. Октябрьский Радищевского района
Ульяновской области
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ
«Особенности работы с одаренными детьми в условиях
дополнительного образования»
|
Автор:
Гаврилова Резида Венеровна,
преподаватель МОУ ДОД Детская школа искусств
|
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку творческого потенциала обучающихся.
Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.
Цели и задачи
Цель:
Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования детей.
Задачи:
выявление у ребенка мотивации к заинтересовавшей его деятельности;
-
создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала;
создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
содействие личностному и профессиональному самоопределению.
создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития
обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.
повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
Методы:
Данная методическая разработка ориентирует педагогический состав нашего учреждения на обновление методов обучения одарённых детей и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера:
проблемного и проективного обучения,
здоровьесберегающих технологий,
игровых технологий
информационно-коммуникационных технологий.
Конкретные цели обучения одарённых детей определяются с учётом качественной специфики определённого вида одарённости. Приоритетными целями обучения детей с общей одарённостью для нас стали:
- развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одарённого ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
На первом этапе инновационной деятельности нами была разработана программа «Одарённые дети» и составлен план её реализации, в котором были определены основные направления деятельности. Создание системы выявления одарённости обучающихся
Педагогический опыт работы подсказал, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей.
Работа по выявлению одарённых детей в учреждении включала в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей;
Творческая одарённость: - чрезвычайно любознателен в самых различных областях. Мы выделяем основных подхода (стратегии) к разработке содержания учебных программ.Выделив суть одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги нашего образовательного учреждения, каждый для себя, решил, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными.
Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одарённых детей должны:
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы исследовательской работы;
- развивать творческое;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных
критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является преподаватель. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми.Большинство педагогов нашего образовательного учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей.
Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности. Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.
Преподаватели Октябрьской ДШИ осознают, что - индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Ожидаемые результаты:
- создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;
- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;
- оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;
- разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми;
- обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня;
- обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах; - создать банк данных по проблеме «Одарённые дети»;
- разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми;
- привлечь родителей к участию в деятельности нашей школы;
Данная методическая разработка направлена на разработку системы работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.
Особенностью методической разработки является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся.
Литература:
1. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.
2. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.
3. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.
4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института
5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004
|
|
|