Главная страница

Описание опыта работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории Гараевой Лилии Шамиловны


Скачать 86.12 Kb.
Название Описание опыта работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории Гараевой Лилии Шамиловны
Дата 11.03.2016
Размер 86.12 Kb.
Тип Документы

Описание опыта работы учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Гараевой Лилии Шамиловны

Мой педагогический стаж 22 года. Восемнадцать лет я работаю в начальной школе: 9 из них в гимназии № 3 по развивающей системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. И ни разу я не пожалела, что связала свою жизнь со школой, с детьми.

Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли ценность личности только успехами в учёбе.

Как каждый человек выбирает свой жизненный путь, так и каждый учитель проходит свой путь в системе образования, опираясь на опыт тех, кто творил в этой сфере, думая, прежде всего о детях, которые должны получить то образование, которое бы соответствовало духу времени. Меня всегда тревожила мысль, как реализовать задачи развивающего обучения, как научить детей учиться, как добиться наилучших результатов. Именно это обстоятельство побудило меня изучить работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Будет интересно учителю – значит, будет интересно и детям. Ещё Л.С. Выготский писал, что интерес – естественный двигатель детского совершенствования.

Побывав на уроках у учителей, работающих по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, «заболела» этой системой. Я прошла курсы в 2008 году по данной проблеме в Москве в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, прослушав лекции докторов и кандидатов психологических наук, авторов первых учебников и пособий: В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Н.Кудиной, Г.Г.Микулиной, встретилась с авторами учебников Э.И.Александровой, Е.И.Матвеевой и Е.В.Чудиновой.

В развивающем обучении системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова координально изменено содержание школьного образования. Основу его содержания составляет логично выстроенная система научных понятий. Понятия не задаются в готовом виде в форме правил и определений. В процессе изучения ученик как бы повторяет ход и результаты соответствующего научного исследования, делает своё собственное открытие. Я же стараюсь создавать такие учебные ситуации, когда у ребёнка появляется потребность разобраться и найти способ действия; стараюсь организовать и поддержать содержательный учебный диалог между учащимися.

В концепции нового ФГОС подчеркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Исходя из этого, я прошла курсы в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» ГАОУ ДПО ИРО РТ по проблеме «Формирование личности с высоким уровнем общекультурного и личностного развития в условиях введения ФГОС»,
в объеме 108 часов, 2010 году.

С 2010 года являюсь участником эксперимента на базе пилотной площадки МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ». Федеральная базовая площадка - реализатор направления «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) Приказ МО и РТ №6872/10 от 18.08.2010 года. Цель площадки: подготовка педагогических и управленческих кадров, способных обеспечить распространение современных образовательных технологий в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Задачи:

- способствовать осознанию педагогами и управленческими кадрами существенных характеристик ФГОС;

- ознакомить слушателей с развивающими технологиями в образовательном процессе, показать преемственность ступеней образования.

Малышкина школа.

С чего же начинается школа для будущего первоклассника? Конечно же с Малышкиной школы. Проблема преемственности между дошкольниками и младшими школьниками в образовании не нова. В новых условиях современной жизни с меняющимися требованиями к обучению и образовательным задачам сложилась такая ситуация, что учителя начальных классов встали перед сложным выбором: по каким пособиям, каких авторов следует заниматься с дошкольниками при подготовке к школе? С 2007 – 2010 год наша гимназия № 3 находилась в эксперименте по внедрению ФГОС второго поколения для начальной школы.

Наша программа появилась на базе обобщения и анализа многолетней работы в школе и создана она была в соавторстве с учителями Антипиной О.В., Аллашевой Н.В. в соответствии с принципами развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. К методическому пособию разработана учебная тетрадь на печатной основе, которая позволяет обеспечить выполнение учащимися действий по усвоению данной программы. Домашнее задание помечено солнышком – « Выполняю работу с радостью, с весёлым настроением». В пособие включены проверочные работы, которые помогут учителям оценить уровень готовности к школе, определить объём знаний об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

Распространение педагогического опыта.

Выступление на семинаре в рамках стажировочной площадки ФЦПРО по проблеме «Современная инфраструктура образовательного учреждения – базовое условие обеспечения качества общего образования» проведенном на базе гимназии №3 города Зеленодольска «УМК предшкольного образования»,2013

Выступление на IX Всероссийских педагогических Занковских чтениях по теме «Преемственность и перспективность в системе развивающего обучения», проведенных на базе гимназии №3 города Зеленодольска «Программа «Малышкина школа. Теоретические основы математики» 2014

Литературное чтение. В.В.Давыдов считал, что «в младшем школьном возрасте становление личности детей во многом определяется развитием воображения в процессе учебной деятельности, направленной на усвоение содержания различных предметов, особенно эстетического цикла (изо, художественного труда, литературы, музыки)». К этому можно добавить, что без литературы невозможно полноценное развитие личности ребёнка, так как она не только развивает воображение, но и способствует нравственному и духовному становлению человека. Предмет школьной программы не обладает арсеналом особых, доступных, необходимых учителю средств, чтобы духовно формировать личность, развивая воображение, делая это ненавязчиво, осторожно, чтобы не навредить ребёнку. А теоретическое мышление становится средством достижения важных задач образования. Для того, чтобы ученикам можно было узнать, правильно ли сформулировано то или иное понятие, предусмотрена работа со словариком читателя, который помогает удостовериться в верности открытия ученика. Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» помогает самостоятельно познакомиться с новыми произведениями, заставляет задуматься о мире вокруг, посмотреть на него вместе с авторами сквозь свою читательскую позицию. Особенную радость доставляет детям выполнять творческие задания: инсценирование, составление диафильмов, придумывание продолжения сказки, чтение по ролям. Особое внимание уделяю на уроках технике чтения, для того чтобы расширить кругозор и научить ребенка правильно и быстро читать. Мне в этом помогают ежедневные пятиминутки «жужжащего» чтения, хоровое чтение вместе с учителем, заучивание стихов и дыхательная гимнастика. Отслеживаю динамику техники чтения у своих учеников по классам и триместрам.

Совокупность результатов педагогического труда учителя по «Литературному чтению»

Показатели

2011

2012

2013

2014

Класс

Всего человек

1

29

2

30

3

29

4

29

Успеваемость

Качество




100%

96%

100%

100%

100%

100%

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения является формирование нравственного сознания школьников, духовно-нравственных ценностей. В этом мне помогают учебники «Литературное чтение» (автор Е.И. Матвеева). Материал в учебниках доступен интересен, подобран богатейший материал по нравственному воспитанию. Также использую рабочие тетради по литературному чтению автора Е.И. Матвеевой в двух частях. Организую работу со словом, наблюдения над его значением и формой, развиваю у учащихся способность всматриваться, вслушиваться.

Учащиеся принимают участие в различных конкурсах: Всероссийский дистанционный марафон «Все мы родом из детства ( по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)-Красильникова Ел., Антонов С., Лаврентьева А., Склярова К., Нефоткина В., Латфуллина Г. ,Антонов Д, Алешин М. награждены дипломами 1 степени -2013 год

11 сентября 2014 года учащиеся 1 А класса приняли участие в открытом российском интернет- конкурсе «Пословицы и поговорки»(МетаШкола)-6 дипломов 1 степени-Петухов Е.,Терехин В.,Бечин С.,Талов Д.,Гаязова М.,

Талова Д.,Сундурова Я.

В декабре 2014 года учащиеся 1А класса приняли участие во II Всероссийском блиц- турнире по литературному чтению «Жар- птица»(Фактор Роста)- 10дипломов 1 степени-Бабкина М.,Гаязова М.,ЕфремовН.,Курганов М., Миронов Д., Никифорова Э., Петухов Е., Талов Д., Ханзарова Р.,Хорава Н.

14 февраля проводился очная олимпиада «Техника чтения 2015 !» в «Городском центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей» г.Казани ,в которой приняли участие мои ученики 1А класса :Петухов Егор, Хорава Нини, Мухина Ольга.

Распространение педагогического опыта.

Открытый урок по литературному чтению на научно-практической конференции республиканского этапа VІ Всероссийских Занковских чтений с международным участием по теме: «Развивающее обучение в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения», проведенной на базе гимназии №3 города Зеленодольска. «Художественное описание радуги в сказке К.Д. Ушинского и стихотворения В. А. Жуковского», 1А класс, апрель 2011 года.

Открытый урок по литературному чтению на семинаре в рамках стажировочной площадки ФЦПРО по проблеме «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования», проведенном на базе гимназии №3 города Зеленодольска« Образ детства в стихотворениях М.А. Агафоновой «Хорошо быть маленьким» и М.И. Цветаевой «Мирок»,2А класс, октябрь 2012.

Открытый урок по литературному чтению на семинаре в рамках стажировочной площадки ФЦПРО по проблеме «Современная инфраструктура образовательного учреждения – базовое условие обеспечения качества общего образования», проведенном на базе гимназии №3 города Зеленодольска «Особенности образа героя - животного в авторской сказке. «Кто кого перехитрил в сказке Н.Д. Телешова Покровитель мышей»?», 2А класс, март 2013.

Открытый урок по литературному чтению на семинаре в рамках стажировочной площадки ФЦПРО по проблеме «Педагогические технологии реализации образовательных стандартов второго поколения в учебно-воспитательном процессе начальной школы» проведенном на базе гимназии №3 города Зеленодольска «Автор - волшебник М.М. Пришвин «Слово-звезда» Автор-художник»,2А класс, декабрь2013.

Публикации.

Сборник статей и научно-методических материалов. Международный выпуск. «Развивающее обучение в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения», Москва ООО «Национальный книжный центр" Урок обучение грамоте «Буква «Г», её работа. Согласная буква «Г» как знак для звуков [г] и [г’], статья, 2 страницы,2011

Сборник статей и научно-методических материалов. Международный выпуск. «Теория и практика развивающего образования в контексте реализации субъектно- ориентированных, социокультурных и поликультурных условий» », Москва: ООО Национальный книжный центр» Урок литературного чтения «Автор-художник, автор- волшебник. М.М. Пришвин «Слово – звезда», 2 класс, статья, 4 страницы,2012

На уроках окружающего мира дети используют компьютерные презентации. Затем защищают исследовательские работы в научно-практической конференции школьников гимназии №3 «Дни науки». Ученики создают проекты, участвуя в проектной деятельности по разным темам.

С 2007 года в школе создан кабинет по ПДД. С 2010 года ведётся внеурочная деятельность по курсу «Дорожные истории», по которому создана авторская программа «Дорожные истории». Ежегодно принимали участие вместе с учащимися в республиканском этапе «Безопасное колесо», становились призёрами. Кабинет ПДД является одним из лучших кабинетов в ЗМР по результатам смотра кабинетов.

В 1-4 классах ФГОС во внеурочной деятельности я вела курс «Растим патриотов» - 2 часа, курс «Риторика» - 1 час, курс «Увлекательная математика» - 1 час, «Занимательная информатика». Дети с удовольствием посещали данные занятия. Проводились они после учебного дня. По результатам теста «Мотивация» 4А класса в 2014 году учащиеся показали следующие результаты: учебная мотивация – 59%, учебно - внеучебная – 22%, внеучебная – 19% . Результаты теста «Интересы» учеников 4А класса: математические расчёты – 35%, техническое моделирование – 54%, гуманитарные – 54%, изобразительная деятельность – 58%, организаторские способности – 42%, естествознание – 54%. Интеллектуальная готовность к обучению в 5 классе учеников 4А класса: общая осведомлённость – 63%, орфографические ошибки – 89%, смысловые ошибки – 42%, память – 85%, классификация – 68%, существенные признаки –72%, составление фраз – 78%, аналогия – 74%, обобщение – 43%. Выявлено, что с высоким уровнем готовности 6 чел. – 21,5%, выше среднего – 15 чел. –53,5%, средний 7 чел. – 25%.

Показатели доказывают эффективность системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.