Главная страница

Название методики


Скачать 1.29 Mb.
Название Название методики
страница 13/15
Дата 07.03.2016
Размер 1.29 Mb.
Тип Документы
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Исследование межличностных отношений младшего школьника
Интервью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"


         В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

- Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
- А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
- А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь.
Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
- Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
- Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.).
Затем волшебник попадает в школу.
- В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
- Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
- Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
- Что бы ты сделал для себя? Почему?
- Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
- Спасибо, ты - настоящий волшебник!
- Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
- Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
- Ты можешь превратиться в любое животное.
- Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.

  • кошка

  • лев

  • маленький козленок, олененок

  • змея

  • орел

  • мышь

  • обезьяна

  • тигр

  • заяц

  • собака

  • птичка (например, синица)

- Ты отлично справился с заданием.
- Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
- А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)? - А почему... (2-й невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
- А почему (именно эти) ?
- Отлично. А подумай:
- Чего больше всего боятся дети? Почему?
- Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
- А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Интерпретационные портреты объектов

Принц, принцесса:

  1. потребность вызывать восхищение, быть центром;

  2. стремление к богатству, роскоши, изобилию;

  3. потребность быть благородным, отзывчивым;

  4. потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество).

Король, королева:

  1. потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

  2. потребность помогать, защищать других;

  3. потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).

Волшебник:

  • стремление к власти, силе;

  • потребность в творчестве, изобретательности, активности;

  • потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция);

  • стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

Дракон

часто отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

"Характеристики" животных

Кошка:

  1. потребность быть полезным, помогать другим;

  2. потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;

  3. потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

  4. потребность в безопасности, доме, удобстве;

  5. потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".

Лев:

  1. Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
    агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

  2. потребность в свободе, независимости;

  3. желание быть красивым, вызывать восхищение.

Маленький козленок, олененок:

  1. потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

  2. потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

  3. потребность в свободе.

Змея:

потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.

Орел:

  1. потребность в свободе, "взлете";

  2. потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

  3. потребность в доминировании (царь птиц);

  4. частично агрессивная и защитная позиция.

Мышь:

выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

Обезьяна:

  1. потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;

  2. потребность в лакомствах, сладостях;

  3. клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;

  4. потребность быть умным, изобретательным;

  5. потребность быть милым, привлекательным.

Тигр:

  1. потребность в физической силе;

  2. потребность в красивом внешнем виде;

  3. исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;

  4. потребность вызывать чувство страха.

Заяц:

выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:

  1. потребность вызывать удивление, быть красивым;

  2. потребность свободы.

Собака:

  1. потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;

  2. потребность в красивом внешнем виде, быть милым;

  3. агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;

  4. потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принадлежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.

Птичка (например, синичка):

  1. потребность свободы, "взлета", независимости:

  2. потребность быть любимым;

  3. потребность приносить радость;

  4. потребность быть полезным;

  5. потребность в красивом внешнем виде;

  6. потребность в уверенности, избегать опасности;

  7. потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.

Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ "не знаю", или индифферентный, или отрицательный ответ "ничего". Если ребенок перечисляет "подарки", то можно сказать: "хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи" - иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: "...хорошо, а что еще?".

Для детей, имеющих нарушения в развитии можно использовать картинки для предъявления.

Стимульный материал 1:

                  

      

Стимульный материал 2:

            

            

            

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ.


1.   Полное название занятия. Время, место, возрастная категория особенности детей, количество участников.

2.   Цели:  дидактические, коррекционные.
Дидактическая цель - это то, что должен организатор развивать, формировать, воспитывать у детей. Это результат, полурезультат, наметки результата общения взрослого и ребенка.

Коррекционная цель должна четко ориентировать воспитателя на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

3.   Методы и приемы работы психолога - это арсенал средств, при помощи которых он добивается решения дидактической и коррекционной задач.

4.   Краткое содержание просмотренного занятия.

5.   Анализ Структуры занятия: план и логика; преемственность этапов и последовательность включения воспитанников в задания упражнения по степени нарастающей сложности.
         Каждое занятие должно состоять из нескольких блоков, этапов, в ходе которых ведущий решает дидактическую задачу, подчиненную общей цели занятия: ввести в тему, активизировать прошлый опыт, закрепить умения и т. п.
         При анализе структуры занятия необходимо обращать внимание н инструкции ведущего (перед началом, в ходе конкурсов и выступлений): и четкость, лаконичность, мотивационный настрой, побуждающи воспитанников к выполнению. Зачастую ведущий вообще не даёт никаких установок или они носят расплывчатый характер, вынуждая детей переспрашивать или вовсе делая их безучастными к тому, что происходит на занятии. А ведь именно инструкциями (совсем не обязателен авторитарный вариант) можно и нужно организовывать и управлять поведением ребенка.
Каждый фрагмент занятия желательно как-то фиксировать: ориентируя воспитанников на то, что они уже сделали и что им еще предстоит сделать. И вот это подытоживание должно служить стимулом, побуждающим воспитанника к включению вовсе более усложняющуюся работу.          Например: "Вы теперь вспомнили, как надо обращаться к взрослым, какая должна быть интонация... Вот попробуйте разобраться в такой проблеме...
         Логика построения занятия - это отработка тех приемов поведения, той информации, которая затем включается в работу на последующих этапах, но в иных вариантах.

6.   Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, общения: о соотношении побуждения воспитанников к деятельности (комментарии, высказывающие положительные эмоции, установки, стимулирующие интерес, волевое усиление к решению задачи и т.п.)и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания и т.п.); o такте ведущего; o психологическом климате в группе (умение поддержать атмосферу радостного, делового общения); o самоорганизации ведущего: собранность, настрой, педагогически находчивость, оптимистический подход и пр.

7.   Учет возрастных особенностей воспитанников предполагав соотнесение формы и содержания занятия, его методов и приеме проведения с основными видами деятельности детей данного возраст наиболее важных мотивов поведения, характерных для данной категории.

8.   Выводы:    основные положительные и отрицательные моменты данного занятия.

9.   Подпись специалиста, сделавшего анализ, расшифровка.

ПЛАН КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по программе "Индивидуальная Медико-психолого-педагогическая
и социальная коррекция и реабилитация детей-сирот"


с учащейся Ивановой Екатериной Петровной - 13.09.00 г.р.

на учебный год



Мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечание

1

 Проведение углубленного медицинского осмотра с привлечением врачей-специалистов

Октябрь
Май

Медсестра,
врачи

Выполнено. Подпись.

2

 Оздоровление по результатам проведённого медосмотра (направление к специалистам, наблюдение)

В теч. года

Медсестра,
врачи

Выполнено. Подпись.

3

 Исследование познавательных процессов

Ноябрь

Психолог

Выполнено. Подпись.

4

 Психологическая адаптация к школе. Групповая, индивидуальная работа.

Октябрь
Ноябрь

Психолог
Кл. рук.

Выполнено. Подпись.

5

 Исследование прохождения адаптации.

Декабрь

Психолог

Выполнено. Подпись.

6

 Коррекция речи: обогащение словарного запаса
Индивидуальная работа.

В теч.года

Психолог

Выполнено. Подпись.

7

 Индивидуальные консультации для родителей "Готовность к школьному обучению"

В теч.1 четверти

Психолог

Выполнено. Подпись.

8

 Коррекция ЭВН. Групповые занятия.

В теч.2 полугодия

 

Психолог

Выполнено. Подпись.

9

 Формирование мотивации к учению через специально-организованную игровую деятельность на уроках, в ГПД.

В теч.года

Кл. рук.
Воспитатель

Выполнено. Подпись.

10

 Занятия ЛФК

В теч.года

Педагог по ЛФК

Выполнено. Подпись.

10

 Посещение детского дома и взаимодействие с воспитателями (беседы)

1 раз в четверть

Кл. рук.,
Воспитатель

Выполнено. Подпись.

11

 Организация внеклассной деятельности, привлечение к занятиям по интересам

В теч. года

Кл. руководитель

Выполнено. Подпись.

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО /КОРРЕКЦИОННОГО/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15