|
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики
- Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
- А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
- А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь.
Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
- Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
- Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.).
Затем волшебник попадает в школу.
- В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
- Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
- Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
- Что бы ты сделал для себя? Почему?
- Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
- Спасибо, ты - настоящий волшебник!
- Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
- Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
- Ты можешь превратиться в любое животное.
- Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.
кошка
лев
маленький козленок, олененок
змея
орел
мышь
обезьяна
тигр
заяц
собака
птичка (например, синица)
- Ты отлично справился с заданием.
- Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
- А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)? - А почему... (2-й невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
- А почему (именно эти) ?
- Отлично. А подумай:
- Чего больше всего боятся дети? Почему?
- Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
- А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация результатов
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Интерпретационные портреты объектов
Принц, принцесса:
потребность вызывать восхищение, быть центром;
стремление к богатству, роскоши, изобилию;
-
потребность быть благородным, отзывчивым;
потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество).
Король, королева:
потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):
потребность помогать, защищать других;
потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).
Волшебник:
стремление к власти, силе;
потребность в творчестве, изобретательности, активности;
потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция);
стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).
Дракон
часто отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.
"Характеристики" животных
Кошка:
потребность быть полезным, помогать другим;
потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;
потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;
потребность в безопасности, доме, удобстве;
потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".
Лев:
Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;
потребность в свободе, независимости;
желание быть красивым, вызывать восхищение.
Маленький козленок, олененок:
потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;
потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;
потребность в свободе.
Змея:
потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.
Орел:
потребность в свободе, "взлете";
потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);
потребность в доминировании (царь птиц);
частично агрессивная и защитная позиция.
Мышь:
выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.
Обезьяна:
потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;
потребность в лакомствах, сладостях;
клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;
потребность быть умным, изобретательным;
потребность быть милым, привлекательным.
Тигр:
потребность в физической силе;
потребность в красивом внешнем виде;
исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;
потребность вызывать чувство страха.
Заяц:
выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:
потребность вызывать удивление, быть красивым;
потребность свободы.
Собака:
потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;
потребность в красивом внешнем виде, быть милым;
агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;
потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принадлежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.
Птичка (например, синичка):
потребность свободы, "взлета", независимости:
потребность быть любимым;
потребность приносить радость;
потребность быть полезным;
потребность в красивом внешнем виде;
потребность в уверенности, избегать опасности;
потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.
Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ "не знаю", или индифферентный, или отрицательный ответ "ничего". Если ребенок перечисляет "подарки", то можно сказать: "хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи" - иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: "...хорошо, а что еще?".
Для детей, имеющих нарушения в развитии можно использовать картинки для предъявления.
Стимульный материал 1:
Стимульный материал 2:
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ.
1. Полное название занятия. Время, место, возрастная категория особенности детей, количество участников.
2. Цели: дидактические, коррекционные.
Дидактическая цель - это то, что должен организатор развивать, формировать, воспитывать у детей. Это результат, полурезультат, наметки результата общения взрослого и ребенка.
Коррекционная цель должна четко ориентировать воспитателя на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
3. Методы и приемы работы психолога - это арсенал средств, при помощи которых он добивается решения дидактической и коррекционной задач.
4. Краткое содержание просмотренного занятия.
5. Анализ Структуры занятия: план и логика; преемственность этапов и последовательность включения воспитанников в задания упражнения по степени нарастающей сложности.
Каждое занятие должно состоять из нескольких блоков, этапов, в ходе которых ведущий решает дидактическую задачу, подчиненную общей цели занятия: ввести в тему, активизировать прошлый опыт, закрепить умения и т. п.
При анализе структуры занятия необходимо обращать внимание н инструкции ведущего (перед началом, в ходе конкурсов и выступлений): и четкость, лаконичность, мотивационный настрой, побуждающи воспитанников к выполнению. Зачастую ведущий вообще не даёт никаких установок или они носят расплывчатый характер, вынуждая детей переспрашивать или вовсе делая их безучастными к тому, что происходит на занятии. А ведь именно инструкциями (совсем не обязателен авторитарный вариант) можно и нужно организовывать и управлять поведением ребенка.
Каждый фрагмент занятия желательно как-то фиксировать: ориентируя воспитанников на то, что они уже сделали и что им еще предстоит сделать. И вот это подытоживание должно служить стимулом, побуждающим воспитанника к включению вовсе более усложняющуюся работу. Например: "Вы теперь вспомнили, как надо обращаться к взрослым, какая должна быть интонация... Вот попробуйте разобраться в такой проблеме...
Логика построения занятия - это отработка тех приемов поведения, той информации, которая затем включается в работу на последующих этапах, но в иных вариантах.
6. Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, общения: о соотношении побуждения воспитанников к деятельности (комментарии, высказывающие положительные эмоции, установки, стимулирующие интерес, волевое усиление к решению задачи и т.п.)и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания и т.п.); o такте ведущего; o психологическом климате в группе (умение поддержать атмосферу радостного, делового общения); o самоорганизации ведущего: собранность, настрой, педагогически находчивость, оптимистический подход и пр.
7. Учет возрастных особенностей воспитанников предполагав соотнесение формы и содержания занятия, его методов и приеме проведения с основными видами деятельности детей данного возраст наиболее важных мотивов поведения, характерных для данной категории.
8. Выводы: основные положительные и отрицательные моменты данного занятия.
9. Подпись специалиста, сделавшего анализ, расшифровка.
ПЛАН КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по программе "Индивидуальная Медико-психолого-педагогическая
и социальная коррекция и реабилитация детей-сирот"
с учащейся Ивановой Екатериной Петровной - 13.09.00 г.р.
на учебный год
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Примечание
|
1
|
Проведение углубленного медицинского осмотра с привлечением врачей-специалистов
|
Октябрь
Май
|
Медсестра,
врачи
|
Выполнено. Подпись.
|
2
|
Оздоровление по результатам проведённого медосмотра (направление к специалистам, наблюдение)
|
В теч. года
|
Медсестра,
врачи
|
Выполнено. Подпись.
|
3
|
Исследование познавательных процессов
|
Ноябрь
|
Психолог
|
Выполнено. Подпись.
|
4
|
Психологическая адаптация к школе. Групповая, индивидуальная работа.
|
Октябрь
Ноябрь
|
Психолог
Кл. рук.
|
Выполнено. Подпись.
|
5
|
Исследование прохождения адаптации.
|
Декабрь
|
Психолог
|
Выполнено. Подпись.
|
6
|
Коррекция речи: обогащение словарного запаса
Индивидуальная работа.
|
В теч.года
|
Психолог
|
Выполнено. Подпись.
|
7
|
Индивидуальные консультации для родителей "Готовность к школьному обучению"
|
В теч.1 четверти
|
Психолог
|
Выполнено. Подпись.
|
8
|
Коррекция ЭВН. Групповые занятия.
|
В теч.2 полугодия
|
Психолог
|
Выполнено. Подпись.
|
9
|
Формирование мотивации к учению через специально-организованную игровую деятельность на уроках, в ГПД.
|
В теч.года
|
Кл. рук.
Воспитатель
|
Выполнено. Подпись.
|
10
|
Занятия ЛФК
|
В теч.года
|
Педагог по ЛФК
|
Выполнено. Подпись.
|
10
|
Посещение детского дома и взаимодействие с воспитателями (беседы)
|
1 раз в четверть
|
Кл. рук.,
Воспитатель
|
Выполнено. Подпись.
|
11
|
Организация внеклассной деятельности, привлечение к занятиям по интересам
|
В теч. года
|
Кл. руководитель
|
Выполнено. Подпись.
|
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО /КОРРЕКЦИОННОГО/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
|
|