|
Методика "Неоконченные рассказы"
Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая
Материал: 3 неоконченных рассказа.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе. Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко". Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Про- стить мне Васю или нет?". Как поступит Андрей? Почему?
Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу - об эгоцентрическом характере эмпатии.
Методики изучения особенностей
восприятия и понимания детьми
эмоционального состояния изображенного человека
Цели:
1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:
а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой; б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)
2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.
3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.
4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.
5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.
Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.
Для решения поставленных задач были созданы или же частично модифицированы следующие методики исследования.
1. Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека
Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии.
Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся опыт и знания о данном состоянии.
2. Номинация эмоционального состояния
Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор ("Скажи, какое настроение у человека?", "Какое выражение его лица?", "Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?" и т.п.).
Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного).
3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека
Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспериментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответ- ствовала бы переживанию изображенного человека ("Что случилось с этим человеком?" Или: "Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?" и т.п.).
Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников раскрывать причину ("подтекст") переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания.
4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором описывался какой-то конкретный случай.
Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточнение возможности и степени понимания экспрессии.
5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии с опорой на изображение
Данная методика представляет собой модификацию методики, использованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии. Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребенком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризованный образ-эталон выражения эмоционального состояния. Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На что он смотрел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).
Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный тип эталона экспрессии.
6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С.Золотниковой) воспринимаемого персонажа
Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного человека ("Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сейчас заговорил?"). "Оречевление" рассматривалось нами как способность ребенка вжиться в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как показатель глубины понимания эмоционального состояния. Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.
Обработка результатов
Показатели понимания эмоционального состояния: - умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией; - умение детей правильно назвать состояние изображенного человек прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными заменителями ("его кто-то обидел", "он чего-то забоялся" и пр.); - умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации; - умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека ("оречевление"). Эти показатели легли в основу определения уровней качества понимания детьми эмоционального состояния человека.
Уровни понимания.
I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.
II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Ира К., 4 г., 5 мес. - (гнев): "Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закрыта… Наверно, сердится, что закрыли ее").
III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние; и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначение эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию в целом или перечисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л., 2 мес. - (гнев): "Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фигуре), руки сжаты, сложены и глаза злые").
IV уровень - осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. - (гнев): "Я думаю, что это царица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то, что она правила страной со своим королем").
V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию, "оречевляют" персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоцио- нальное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии (например, Владик Т. 6 л., 4 мес. - (гнев): "Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показы- вает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть она сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали. И вот она стоит такая злая и рычит: "У-у-у! Р-р-р!"). В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенности; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.
Типы восприятия.
А - довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмоционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики смотрит" и т.п.).
Б - диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально ("веселый… так нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). По-видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы еще не дифференцированы.
В - диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).
Г - аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.
Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие ("Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло"). Элементы экспрессии дети не дифференцируют.
Е - аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот", "у малыша удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл немножко и брови высоко поднял").
|
|
|