|
«Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.»
Тема: «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.»
Цели:
-
Познакомить с историей боевого пути кубанцев, отваге и мужестве женщин 46 гвардейского ночного авиационного полка;
Расширять представление учащихся о подвиге и героизме кубанцев;
Формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм, мужество, самопожертвование
-
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Задачи:
Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей..
Оборудование: презентация, проектор,
Конспект урока.
I.Орг. момент
II.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы познакомились с очень трудным временем легшим на плечи советских людей- это Великая Отечественная война.
Что вы знаете о ВОВ? (опрос учащихся)
III. Актуализация опорных знаний и умений
1.Беседа с учащимися.
В истории нашей Родины Великая Отечественная война была самой суровой и страшной войной. Фашисты напали на нашу землю. И весь народ, стар и млад, поднялся на защиту своей Родины.
2.Чтение стихотворения учителем. К.Обойщиков
По длинной улице села
Мужчины на войну шагали.
Дорога пыльная вела
В чужие грозовые дали.
А слева. Справа от солдат
Печально выбелены хатки.
И у плетней
В слезах стоят
Уже не жёны,
А солдатки.
Взяла всех пахарей война
А в поле греча расцветала
Бойцы шли тихо и устало,
И улица была длинна
И долго их не отпускала.
3. Постановка темы урока.
- Ребята, как вы считаете, под какой темой будет проходить наш сегодняшний урок?
( «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»).
IV.Изучение нового материала
1.Рассказ учителя
Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.
– А как вы думаете, чем могли прославиться наши земляки?
-Кто шёл защищать во Время Войны нашу землю? (мужчины, подростки и женщины)
– А что в это время делали остальные кубанцы?
Наши земляки – кубанцы успели вырастить небывалый урожай, собранный быстрыми темпами к обороне края. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц. Но, где бы ни воевали они, каждый знал, что он защищает и всю нашу необъятную страну, и отчий край: кубанские золотые нивы, прозрачные реки, седые горы.
V.Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока.
- Но кроме этих героев на Кубани были и другие выдающиеся личности. Вы слышали такие фамилии: Покрышкин,Жигуленко, Бершанская?
1.Работа по учебнику
- А сейчас мы с вами узнаем, чем прославились эти люди. Откройте свой учебник на странице 108.
Вы видите портрет знаменитого лётчика А.И.Покрышкина. Найдите 2 абзац, прочитайте его про себя.
-Сколько самолётов сбил Покрышкин?
- Что звучало по радио, когда Покрышкин поднимался в воздух?
- Прочитайте третий абзац на стр. 108
-За что городу Новороссийску было присвоено звание город-герой?
2.Работа в рабочих тетрадях.
Откройте свои рабочие тетради на стр.35, найдите этот вопрос и запишите ответ.
3.Рассказ учителя.
Наравне с мужчинами в борьбу с захватчиками вступили кубанские женщины. Удивительна история 46-го Таманского авиаполка, в котором служили только девушки-добровольцы. Летчицы умело управляли небольшим самолетом ПО-2. Боевые вылеты совершали ночью: это был полк ночных бомбардировщиков. От заката до рассвета вновь и вновь поднимались в черное небо, исчерченное лучами вражеских прожекторов, легкокрылые самолеты, неся свой грозный груз. Каждая из девушек выполняла за одну ночь по 8-10 вылетов. Фашисты боялись и ненавидели летчиц, прозвав их «сестренками» и «ласточками».
И что с того, что звались "ведьмы",
Врага крушили на "Ура".
И в каждый вылет, как в последний
Звала военная пора.
Ваш возраст был чуть-чуть за двадцать.
И все красивы и стройны.
Джульетами вам надо б зваться,
А не рабочими войны.
Не ждали в небе вы поблажек
От смерти злобной и шальной.
Порой никто и не расскажет,
Каким ваш был последний бой.
С собой не брали парашюты,
Чтоб больше стал боезапас.
Марины, Нади и Анюты
Спасая мир, спасали нас.
Вершины все вы покорили,
Но матерями стали те,
Кто до конца войны дожили,
Не растворившись в пустоте
С февраля 1943 года летчицы из женского авиаполка сражались с врагом в небе Кубани. Боевой путь полка прошел через многие станицы, поселки: Челбасскую, Новоджерелиевскую, Пашковскую, Ивановскую, Курчанскую, Ахтанизовскую, Пересыпь. Более пяти тысяч вылетов совершил полк при освобождении нашего края!
На знамени полка – два боевых ордена, а командир, гвардии подполковник Евдокия Давыдовна Бершанская, - единственная в стране женщина, удостоенная полководческой награды – ордена Суворова. В этом полку воевали и наши землячки – уроженки Кубани. Среди них Герой Советского Союза Евгения Андреевна Жигуленко, совершившая во время войны 968 боевых вылетов.
Родилась Женя в 1920 году. Детство и юность прошли в городе Тихорецке (показ на карте). Здесь она училась, занималась спортом, прыгала с парашютной вышки. После окончания школы Женя поступает в Московский дирижаблестроительный институт и одновременно занимается в Центральном аэроклубе. Девушка пошла в армию добровольцем, попросила направить её в женский авиаполк. Вместе с авиаполком вернулась на родную Кубань.
Участвовала в освобождении города Новороссийска. На захваченной фашистами территории, Евгения Жигуленко помогала десантникам: она и другие лётчицы сбрасывали на крохотный участок земли боеприпасы и продукты. Три года провела она на фронте.
После войны Евгения ещё 10 лет служила в авиации, затем работала в городе Сочи. А потом окончила институт кинематографии, стала режиссёром и сняла замечательный фильм о своих фронтовых подругах.
Назывался этот фильм – «В небе «ночные ведьмы».
Война принесла на кубанскую землю разруху, голод и смерть. Но наши земляки, как весь народ, сумели выстоять и победить. Люди не потеряли способности любить, радоваться, заботиться о других.
–Мы с вами познакомились с подвигами Покрышкина и Жигуленко. У нас остался ещё один герой – Евдокия Бершанская. Вы самостоятельно познакомитесь с её подвигами на стр.109 учебника.
-В рабочих тетрадях ответьте на вопросы на стр.35.
VII. Итог урока
Чем уникален 46 Гвардейский полк?
Чем был вооружён полк?
Какими качествами обладали лётчицы 46 авиационного полка?
О каких героях Кубани вы сегодня узнали на уроке?
Что нужно делать для того, чтобы твои потомки помнили о героях войны?
VIII. Оценивание
IX.Домашнее задание
Д.з учебник с.108 – 110, в рабочей тетради выполнить задания на стр.35.
X.Рефлексия
А сейчас давайте вме с Вами выведем формулу подвига Кубанцев в ВОВ.
Примерные ответы:
Мужество – отвага, смелость, доблесть, решительность, бесстрашие
Самоотверженность – жертвенность, готовность к смерти, забвение себя и т.д.
Высокая идея – родина, любовь, жизнь, правда, справедливость, свобода, независимость.
Вот такая у нас получилась формула: подвиг=мужество+самоотверженность+высокая идея
XI. Заключительное слово:
У каждого народа есть свои герои и именно на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина, Россия, – страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет было больше, чем мирных. Но какие бы враги нам не бросали вызов, мы выстояли. И чтобы в любых условиях молодёжь была готова встать на защиту страны, нужны примеры героизма, не показушного, а истинного. И эти примеры можно найти в нашей истории.
|
|
|