ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»
Отдел социально-психологического обеспечения
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по профориентационной работе
на тему «Профессия по душе –реальность»
7класс.
Педагог МБОУ Озёрной СОШ №9,
Янгулова Ольга Олеговна
Абакан 2014
Актуальность методической разработки:
Проблема выбора профессии в небольших деревнях носит специфических характер. Доход у населения зачастую не велик, и родители боясь больших материальных затрат не решаются детей отправлять в города или ориентировать их на некоторые престижные специальности, ограничиваясь обучением в районных центрах в училищах или техникумах. А иногда аргументируют свой выбор еще более пугающе «Пусть подрастет пока, рядом с домом поживет…», а годы уходят.
Поэтому я считаю необходимо проводить профориентационные мероприятия соответствующей тематики (особенно в сельских школах). Ведь выбирая профессию, мы выбираем судьбу. Учащиеся, как можно раньше должны понять в каком виде деятельности им интересно работать, где они смогут раскрыть свои способности максимально, добиться успеха и реализоваться. Составить в соответствии со своими предпочтениями профессиональный план, первым пунктов в котором должно быть развитие качеств, необходимых для данной профессии. Углубленное изучение предметов, по которым необходимо сдавать вступительные испытания.
Если ребенок определится в своих предпочтениях и выберет профессию, соответствующую его способностям и интересам, и будет понимать, что освоить ее возможно с меньшими материальными затратами, возможно и родители серьезнее отнесутся к выбору своих чад, и в нашем обществе появится куда больше профессионалов своего дела, реализовавшихся в жизни, счастливых, успешных людей.
Ведущая идея методической разработки: При разработке данного мероприятия я пыталась донести до детей мысль, что выбирая профессию, они выбирают судьбу. В первую очередь им необходимо оценить свои способности и интересы, и пусть престижность профессии не велика, но хорошего мастера ценят, и доход зависит от профессионализма. Объяснить ребятам, на примерах реальных людей, которые сами добились высот из простых семей, что получить образование соответствующее интересующей специализации возможно даже не имея связей и большого достатка, нужно искать пути и трудиться для достижения цели. Конечно, необходимо выбирать пути, соответствующие возможностям, но справедливо утверждение «Тот кто желает, найдет 1000 возможностей, а тот кто не хочет чего – то найдет 1000 причин, что бы этого не делать».
Цель: Помочь овладеть знаниями о мире профессий, чтобы учащиеся не сделать ошибок в выборе.
3адачи:
- активизировать учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
- побудить к самопознанию и самовоспитанию;
- познакомить с основными типами профессий;
- научить определять качества, присущие людям тех или иных профессий;
- объяснить, что человек может освоить профессию приложив определенные усилия (на примере великих людей);
-отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию;
- проявлять коммуникативные умения работы в коллективе;
- развивать умение соотносить информацию о профессиях с личными особенностями;
-формирование чувства ответственности за выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута.
Методы: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.
Формы: беседа, диалог, демонстрация, опрос, игра,
Средства: презентация (фотографии профессий, портреты успешных людей), опрос в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова (с целью побудить к самопознанию и самовоспитанию, а так же настроить на процесс освоение типов профессий, детям будет интереснее слушать когда поясняют их результаты), игра (развивать умение соотносить информацию о профессиях с личными особенностями).
Этапы реализации:
Организационный момент.
Активизирующая деятельность. (Опрос в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова).
Основная часть.
Упражнение "Человек - профессия".
Подведение итогов занятия.
Результативность методической разработки.
Ребята должны задуматься о своих способностях и интересах, сориентироваться в профессиях в которых можно их реализовать начать строить свой профессиональный план: углубленно изучать предметы, которые нужны им для освоения профессии. Понять, что возможность освоения профессии, во многом, зависит от их старания и целеустремленности.
План - конспект мероприятия.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята!!! Очень рада видеть Вас сегодня на данном мероприятии!!! Надеюсь, наша работа будет плодотворной!
Какие на свете профессии есть?
Их много, их – море, их – просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, археолог, (Слайд 1,2)
Нефтяник, чиновник и конечно эколог, (Слайд 3,4)
Бухгалтер, строитель, композитор, поэт, (Слайд 5,6)
Юрист, парикмахер, разносчик газет… (Слайд 7)
Их много, их – море, их – просто не счесть!
Все важные в мире профессии есть!
- Действительно, профессий очень много. В мире существует более 50 тыс. профессий. Как же найти ту единственную, и не ошибиться? По каким принципам необходимо ее выбирать.
- В качестве эпиграфа я взяла цитату Конфуция (древний мыслитель, философ Китая) (Слайд8) «Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одногодня в своей жизни».
В.: Ребята, как вы считаете, какие слова главные в данной цитате? Как она может помочь в выборе профессии? Какой должна быть профессия? (По душе).
- Конечно, если профессия будет любимой, ее требования будут совпадать с интересами и склонностями, возможностями личности, то и вы будите заниматься работой с удовольствием, сможете реализоваться, будите счастливыми людьми. Вот и тема нашего мероприятия «Профессия по душе – это реальность».
Справедливо утверждение Н. Чернышевского (Русский публицист, писатель)"Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии". От вашего выбора сегодня, зависит вся ваша судьба: будите ли вы жить в достатке или очень скромно, добьётесь ли уважения и самореализации.
Но каждый человек особенный, индивидуален, не зря говорят «У кузнеца руки золотые, а у певца - слова». Существует много психологических тестов для определения способностей и соответствующих им профессий. Каждый из вас индивидуален, а ваша задача понять, в чем, и выбрать профессию, в которой вы будите полезны.
Активизирующая деятельность. (Опрос).
Сегодня на мероприятии у меня будут помощники: психолог, журналист, историк.
Психолог. Проводит тестирование. (Приложение 1)
Знакомит с правилами теста, по результатам, говорит к какому типу профессий, какой столбец относится. (Пояснение типов профессий проходит в основной части).
Основная часть.
Учитель: (Слайд 9)
Первый тип профессий, который мы сегодня рассмотрим – «Человек – техника». Для того, что бы понять, какие профессии относятся к данной группе, нам нужно отгадать загадки. (Слайд 10)
(Слайд 11)
В.: Что является отличительным признаком данного типа профессий (отгадок)?
О.: Все данные профессии связаны с технической работой.
- Конечно, к группе «Человек - техника» относятся профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники, производством, обслуживанием и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца.
В.: Какие еще профессии вы знаете, которые можно отнести к данной группе?
О.: Инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, сантехник, горнорабочий, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь, инженер-конструктор, швея-мотористка. радиомонтажник, наладчик, токарь, автослесарь и др. (Слайд 12)
- Посмотрите на слайд, пожалуйста. Здесь представлены кадры из советских фильмов «Королева бензоколонки», «Горожане» где вы можете наблюдать образ водителя, как его видели авторы фильма.
В.: Вы согласны с данным изображением водителя? Какими качествами должен обладать представитель данной профессии?
О.: Физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.
- А теперь, до того как мы перейдем к др. типу профессий, я передаю слово нашему журналисту, который приготовил спец. видеорепортаж о нашей стране и ее великих достижениях в области техники.
Журналист. (Слайд 13)
Фоторепортаж «Первый полет человека в космос».
Величайшее событие прошлого века произошло 12 апреля 1961 г. Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. Он стал возможен только благодаря самоотверженной работе советских ученых и инженеров, мастеров своего дела. Совершил этот полет гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Полет в космос был совершен на корабле «Восток». Полет продолжался всего 108 мин. Он подтвердил превосходство советской науки и техники, стал толчком к развитию множества научных и технических отраслей.
Учитель. Ребята, а теперь послушайте нашего историка.
Историк. (Слайд 14)
Юрий Алексеевич Гагарин — советский лётчик -космонавт,, ставший первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Смоленской области в семье колхозника. Материальное положение тяжелое. Но Гагарин в 1951 г. Окончил ремесленное училище (формовщика-летейщика (с отличием); 1951 г. - школа рабочей молодежи; 1955 г. - Саратовский индустриальный техникум (с отличием); 1955 г. - Саратовский аэроклуб; 1957 г. - Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова в городе Оренбурге (по первому разряду); 1968 г. - Военно-инженерная академия имени Н.Е.Жуковского в Москве (с отличием).
Учитель. Ю.Гагарин доказал всему миру своим примером, что целеустремленность и трудолюбие – залог успеха, не имея большого материального достатка человек добился огромных высот в своем деле.
(Слайд 15)
-Следующий тип профессий, который мы сегодня рассмотрим – «Человек – человек». Для того, что бы понять, какие профессии относятся к данной группе, отгадаем загадки. (Слайд 16)
(Слайд 17)
В.: Что является отличительным признаком данного типа профессий (отгадок)?
О.: Люди данных профессий работают с людьми.
- Конечно, главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
В.: Какие еще профессии вы знаете, которые можно отнести к данной группе?
О.: Медсестра, воспитатель, официант, продавец, экскурсовод, менеджер, тренер, следователь, психолог и др. (Слайд 18)
- Посмотрите на слайд, пожалуйста. Здесь представлены кадры из советских фильмов «Первоклассница», «Доживем до понедельника» где представлен образ учителя, так его видят авторы фильма.
В.: Вы согласны с данным представлением профессии«учитель»? Какими качествами должен обладать представитель данной профессии?
О.: Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с людьми; устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать; способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека; развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами; аккуратность, пунктуальность, собранность.
- Теперь, я передаю слово нашему журналисту.
Журналист. (Слайд 19)
Фоторепортаж «Бесплатная медицинская помощь в России».
История бесплатного медицинской помощи в России началась еще в Советском Союзе. Ее фундамент был заложен ещё до революции институтом земства. А «стены и крыша» возводились уже во времена Сталина, когда была создана «замечательная система здравоохранения, рассчитанная на защиту бедного населения в условиях тяжелейших потрясений, рассчитанная на войну». В 70-х годах 20-го века в СССР трудилась пятая часть всех врачей мира – около полумиллиона врачей и примерно столько же фельдшеров . (Слайд 20)
И сегодня каждый житель Российской Федерации независимо от места жительства имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Для этого он должен иметь регистрацию и полис медицинского страхования по месту жительства (Медицинский полис).
Учитель. Ребята, а теперь послушайте нашего историка.
Историк. (Слайд 21)
Немаловажную роль в развитии Советской медицины сыграл Николай Васильевич Склифосовский, заслуженный русский профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости. Мало кто знает, что Николай Склифосовский родился на хуторе близ города Дубоссары, Тираспольского уезда Херсонской губернии. Он был девятым ребенком в многодетной (всего 12 детей) украинской семье небогатого дворянина. Материальное положение было очень тяжёлым. Николая рано отправили в Одесский дом для сирот. Но он, с головой ушел в учебу, с целью преодолеть тяжелые житейские обстоятельства, победить неласковую судьбу. Одним из лучших учеников окончил Одесскую гимназию с отличным аттестатом и серебряной медалью, которые дали ему льготы при поступлении в Московский университет.
Учитель. И сегодня учащимся, не имеющим 4,дают аттестат с отличаем, а так же «золотую» и «серебряные» медали, которые благоприятно влияют при поступлении в высшие учебные заведения. (Слайд 22)
- Следующий тип профессий – «Человек – природа».
Отгадайте загадки. (Слайд 23)
(Слайд 24)
В.: Что является отличительным признаком данного типа профессий (отгадок)?
О.: Люди данных профессий работают с природой.
- Конечно, к этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности.
В.: Какие еще профессии вы знаете, которые можно отнести к данной группе?
О.: Зоотехник, растениевод, геолог, охотовед, эколог, микробиолог, озеленитель, цветовод, садовод, биолог, овощевод, птицевод, агрохимик и др. (Слайд 25)
- Посмотрите на слайд, пожалуйста. Здесь представлены кадры из советского фильма «Авдотья Павловна», где представлен образ агронома, так его видят авторы фильма.
В.: Вы согласны с данным представлением профессии «агроном»? Какими качествами должен обладать представитель данной профессии?
О.: Точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; терпение, настойчивость; готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.
- Теперь, я передаю слово нашему журналисту.
Журналист. (Слайд 26)
Фоторепортаж «Географические открытия русских путешественников».
Значительный вклад в изучение малоизвестных районов, стран и континентов внесли русские мореплаватели и путешественники.
В 1697 г. В. Т. Атласов открыл Камчатку. В 1732 г. экспедиция Ивана Федорова пристала к берегам Аляски. Были открыты северо-западные берега Америки. Мореплаватели М. П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду (1821 г.). (Слайд 27)
К началу XX в. русские путешественники и мореплаватели освоили одну шестую часть поверхности суши, занимаемую Россией, изучили все берега Европы и Азии, берега значительной части Северной Америки, сделали ряд замечательных открытий в других районах земного шара.
|
Учитель. Ребята, а теперь послушайте нашего историка.
Историк. (Слайд 28)
Следи Советских исследователей, был советский исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал дважды герой советского союза - Панин Иван Дмитриевич.
Иван Дмитриевич родился в Севастополе, в семье матроса Военно-Морского флота. Проучившись 4 года в начальной школе, Папанин в 1908 году, не от хорошей жизни, пошёл работать на завод. В 1914 году был призван на военную службу (попал на флот).
Учитель. Мальчик Ваня Панин не имея сразу даже среднего образования и материальной поддержки родителе, а лишь стараниями добился огромных высот, стал контр-адмиралом. (Слайд 29)
- Следующий тип профессий – «Человек – знаковая система».
Отгадайте загадки. (Слайд 30)
(Слайд 31)
В.: Что является отличительным признаком данного типа профессий (отгадок)?
О.: Люди данных профессий работают с цифрами.
- Конечно, к этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии предметом труда для которых, является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
В.: Какие еще профессии вы знаете, которые можно отнести к данной группе?
О.: Экономист, лингвист, математик, оператор ЭВМ, переводчик, редактор, машинистка, делопроизводитель, кассир, конструктор, чертежник, закройщик, стенографист, телефонист, корректор и др. (Слайд 32)
- Посмотрите на слайд, пожалуйста. Здесь представлены кадры из советского фильма «Небесный тихоход», где представлен образ радиста.
В.: Какими качествами должен обладать представитель данной профессии?
О.: Способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость и терпение.
- Теперь, я передаю слово нашему журналисту.
Журналист. (Слайд 33)
Фоторепортаж «Лаборатория Касперского–защитники компьютеров».
Лаборатория Касперского — это международная группа компаний, специализирующаяся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз. Компания ведёт свою деятельность более чем в 200 странах и территориях мира. Центральный офис «Лаборатории Касперского» находится в Москве, а так же в Великобритании, Китае, Франции, США, Германии, Румынии, Японии, Южной Корее, Нидерландах, Польше, ОАЭ и Канаде. Общая численность персонала компании — 2800 человек.
«Лаборатория Касперского» была основана 26 июня 1997 года небольшой группой физических лиц во главе с Евгением Касперским.
Историк. (Слайд 34)
Евгений Валентинович Касперский — российский программист, один из основателей, основной владелец и нынешний глава ЗАО «Лаборатория Касперского». Лауреат Государственной премии в области науки и технологий за 2008 год.
Евгений Касперский родился в 1965 году. Начал обучение в средней школе № 3 имени Гастелло в подмосковном городе Долгопрудный. Ещё в школе Касперский начал углубленное изучение математики в рамках спецкурса. После победы в математической олимпиаде в 1980 году был зачислен в физико-математическую школу, где продолжил углубленное изучение этих предметов.
В 2011 году журналом «Forbes» личное состояние Касперского оценивалось в $800 млн. В 2013 году журналом «CEO» его состояние было оценено в $1 млрд.
Учитель. Касперский – блестящий пример, как старания и развитие способностей в школе, активность может привести к успеху и материальному благополучию. (Слайд 35)
-Следующий тип профессий – «Человек – художественный образ».
Отгадайте загадки. (Слайд 36)
(Слайд 37)
В.: Что является отличительным признаком данного типа профессий (отгадок)?
О.: Трудовая деятельность данного типа профессий связана с творчеством.
- Конечно, к этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
В.: Какие еще профессии вы знаете, которые можно отнести к данной группе?
О.: Поэт, модельер, дизайнер, скульптор, журналист.
(Слайд 38)
- Посмотрите на слайд, пожалуйста. Здесь представлены кадры из советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где представлен образ актрисы, певицы.
В.: Какими качествами должен обладать представитель данной профессии?
О.: Художественные способности, развитые эстетические чувства; развитое зрительной восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память; знание законов эмоционального воздействия на людей; креативность.
- Теперь, я передаю слово нашему журналисту.
Журналист. (Слайд 39)
Фоторепортаж «Театральные традиции России».
Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства.
Россия по праву считается хранителем классических основ школы театра. Опера, драма и балет, которые известны по всему миру, ведут свою историю еще с императорских времен. Сочетание классики и современности позволяет театру выступать проводником между поколениями. Волшебные превращения на сцене не оставляют равнодушными никого, вне зависимости от возраста и опыта зрителя.
Историк. (Слайд 40)
Фёдор Иванович Шаляпин — русский оперный и камерный певец, в разное время солист Большого и Мариинского театров, в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра, оказавший большое влияние на мировое оперное искусство.
Сын крестьянина Вятской губернии . В детстве Шаляпин был певчим. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к сапожникам Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем в Четвёртом приходском училище в Казани, позже в Шестом начальном училище. Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста. После талант гениального певца раскрылся.
Учитель. Великие достижения, Великой страны! А ведь в них участвовали люди, которые сами себя сделали. Ребята, все данные примеры великих людей, которые не имели стартовой материальной поддержки, подтверждают выражение Леонардо да Винчи «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни». Вот и по результатам вашего тестирования можно сказать, что все вы разные, и в разных профессиях ваши способности лучше раскроются. Конечно, мы с вами познакомились лишь с типами профессий, а специальностей в каждой профессии огромное множество, в каждой работе существуют и должности и человек в любой структуре имеет возможности профессионального роста, конечно если он этого заслуживает.
Упражнение "Человек - профессия"
Учитель. А теперь предлагая немного поиграть, садимся в круг.
Цель упражнения: Данное упражнение направлено на побуждение интереса участников к выбору профессии, на том, чтобы дать им возможность как бы посмотреть на себя со стороны. Это упражнение является профориентационной модификацией игр типа "ассоциации".
Правила:
Выбирается участник, которому предстоит отгадать другого загаданного игрока. Ему дается на это три попытки. Правило угадывания: отгадывающий должен задавать всем присутствующим один и тот же вопрос: "С какой профессией ассоциируется загаданный человек?" Каждый спрошенный участник должен отвечать, стараясь выбрать наиболее подходящую для него профессию (при этом разные участники могут называть одну и ту же профессию).
5.Подведение итогов.
Учитель.
В.: Ребята! Тема нашего мероприятия – «Профессия по душе – это реальность!»Как вы считаете, оно справедливо? Сможете ли вы выбрать себе профессию по душе? Будите ли вы трудится для того, что бы стать профессионалом своего дела?
- Действительно, примеры реальных людей подтверждают нам, что интересную профессию можно освоить, имея определенные способности, трудолюбие, целеустремленность. И пусть примеры были не современны, но всё реально! Главное разобраться в себе, каждый человек на своем месте будет полезен, а вот даже на более престижной работе не имея задатков необходимых – бесполезен и не реализован – «Мастерство везде в почете», а «К чему душа лежит к тому и руки приложатся»! А работать всем придется, не зря люди говорят «Труд человека кормит, а лень портит»!
Дома вы можете выполнить упражнение "Знаешь ли ты свою будущую профессию? (Для активизации, чтоб дети задумались о своем профессиональном плане). (Приложение 2).
В.: Ребята, понравилось ли вам данное мероприятие? Хотели ли бы вы поучаствовать в подобном?
-И мне понравилось работать с вами! Спасибо вам! Желаю разобраться вам в ваших профессиональных предпочтениях, т.к. у вас еще есть время до 9, 11кл. в освоении нужных дисциплин. Чтоб реализоваться в интересном для вас виде деятельности!!! Светлого вам профессионального пути!
Перечень литературы
и других материалов.
Книги:
Павловой Т.Л. «Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости» , Москва « ТЦ Сфера», 2006.
Тихомирова Е.М.«Человек и его окружение». Сборник загадок. «Экзамен», 2009.
Лобанов Н. «Собрание русских пословиц и поговорок о труде», Нестор-История, 2011г.
Надежден Н. «Юрий Гагарин», «Астрель», 2011г.
Ефимов А. «Из истории великих русских географических открытий» «Географгиз», 1950.
Кадры из кинофильмов:
Художественный фильм «Королева бензоколонки» режиссеры Н. Литус, А.Мишурин, студия им. А. Довженко, 1962 г..
Художественный фильм «Горожане» режиссёр Владимиром Роговым, киностудия им. М. Горького , 1975 г. .
Художественный фильм «Первоклассница» режиссёр Ильёй Фрэзом, 1948г.
Художественный фильм «Доживем до понедельника» режиссёр Станиславом Ростоцким, 1967г.
Художественный фильм «Авдотья Павловна» режиссёр А.Муратов, Одесская киностудия, 1966г.
Художественный фильм «Небесный тихоход» режиссёр С.Тимошенко, 1945г.
Художественный фильм «Иван Васильевич меняет профессию» режиссёр Л.Гайдай, 1973г.
Интернет ресурс.
Электронный мемориал «Помни Про», «Склифосовский Н.В» http://pomnipro.ru/memorypage2267/biography (08.12.2014г).
«Личности», «Касперский Е.В.» http://lichnosti.net/people_2913-art_4305.html (08.12.2014г).
«Люди и биографии» «Шаляпин Федор Иванович - биография русского гения» http://www.biografii.ru/biogr_dop/shaliapin_f_i/shaliapin_f_i_1.php (08.12.2014г).
Приложение 1.
МЕТОДИКА
"ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК" (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак “+”.
Инструкция: “Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять Любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?”
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
|
1а.Ухаживать за животными или
|
1б.0бслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
|
2а.Помогать больным или
|
2б.Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
|
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или
|
3б.Следить за состоянием, развитием растений
|
4а.0брабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или
|
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
|
5а.Обсуждать научно-популярные книги, статьи или
|
5б.0бсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
|
6а. Выращивать молодняк (животных, какой-либо породы) или
|
6б.Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
|
7а.Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или
|
7б.Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
|
8а.Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или
|
8б.0формлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
|
9а.Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или
|
9б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
|
10а. Лечить животных или
|
10б.Выполнять вычисления, расчеты
|
11а.Выводить новые сорта растений или
|
11б.Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
|
12а.Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или
|
12б.Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
|
13а.Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или
|
13б.Наблюдать, изучать жизнь микробов
|
14а.0бслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или
|
14б.0казывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
|
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или
|
15б.Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
|
16а Делать лабораторные анализы в больнице или
|
16б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
|
17а.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или
|
17б.0существлять монтаж или сборку машин, приборов
|
18а.0рганизовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или
|
18б.Играть на сцене, принимать участие в концертах
|
19а.Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или
|
19б.3аниматься черчением, копировать чертежи, карты
|
20а.Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или
|
20б.Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.),
|
ЛИСТ ОТВЕТОВ
|
|
|
|
|
|
1а
|
16
|
2а
|
26
|
За
|
36
|
4а
|
46
|
5a
|
56
|
6а
|
|
66
|
|
7а
|
|
76
|
8а
|
|
86
|
|
9а
|
|
96
|
|
10а
|
|
|
106
|
|
Па
|
116
|
12а
|
126
|
13а
|
136
|
14а
|
146
|
15а
|
156
|
16а
|
|
166
|
|
17а
|
|
176
|
18а
|
|
186
|
|
19а
|
|
196
|
|
20а
|
|
|
206
|
|
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков “+” в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков “+”. Название типов профессий по столбцам:
1. “человек-природа” — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2. “человек-техника” — все технические профессии;
3. “человек-человек” — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4. “человек-знак” — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе И музыкальные специальности;
5. “человек-художественный образ” — все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Приложение 2.
Д/З. Упражнение "Знаешь ли ты свою будущую профессию?"
Цель упражнения: проверка сформированной личного профессионального плана
Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты
("да" или "нет"):
1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?
Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за индивидуальной консультацией.
|