|
©Корягин Д. А., 2013 г. Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии. Аннотация
©Корягин Д.А., 2013 г.
Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии.
Аннотация. На настоящем этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, важным остается вопрос, касающийся разработки методик формирования и развития универсальных учебных действий в основной школе.
В статье приведены и проанализированы результаты опросов, проведенных среди учителей естественнонаучного профиля Московской области, а так же учащихся. Целью анкетирования являлось выявление затруднений, определение критериев для разработки методических моделей формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, анкетирование, опрос, учебно-познавательная деятельность, самостоятельность, методическая модель, целеполагание, мотивация.
© D Koryagin, 2013
Problems of formation of the regulatory purpose of learning activities in biology classes.
Abstract. Al the current stage of application of the federal state educational standards of the second generation the important problem is that concerns the working out the method of forming and development of universal study actions at the secondary school.
The article has the analysis and results of interrogatory among science teacher of Moscow region as well as among students. The aims of questionnaire were to find out the difficulties and to determine criterions for working out models of forming regulatory universal curricular activities.
Key words: regulatory universal curricular activities, a survey of educational-cognitive activity, independent alia, methodical model, goal setting, motivation.
В условиях перехода системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, перед учителями и методистами возникает ряд затруднений, связанных с реализацией основных требований изложенных в нормативном документе, среди которых особое место занимает необходимость формирования универсальных учебных действий средствами предмета, развитие учебной самостоятельности учащихся.1 Не смотря на то, что в данных требованиях не усматривается некой новизны, возникновение проблем обуславливается конкретностью поставленных в стандартах задач, и одновременно отсутствием четких методик для их решения, что рождает некоторые противоречия. Безусловно, процесс внедрения нормативных документов протекает сравнительно интенсивно, затронув начальное звено общего образования, но, тем не менее, вопрос о реализации новых требований к организации образовательного процесса для учащихся общей школы остается открытым.
В течение 2011-2012, нами был проведен ряд опросов среди учителей естественнонаучного профиля. Результаты анкетирования позволили определить основные затруднения, возникающие у педагогов, дать объективную оценку способностей учащихся к самостоятельной регуляции учебно-познавательной деятельности, и выявить пути решения проблем, возникающих в процессе развития регулятивных универсальных учебных действий.
На первом этапе нами было определено процентное соотношение числа педагогов, регулярно использующих в своей практике методики формирования и развития способностей учащихся к самостоятельной регуляции процессов познания, и учителей, которыми данные методики не используются. Кроме того, с помощью анкетирования был выяснен процент педагогов, не освоивших подобные методики.
Диаграмма 1.
Использование методик методики развития способностей учащихся к регуляции процесса собственной учебно-познавательной деятельности
Диаграмма 1 показывает, что 44 % опрошенных педагогов систематически используют методики развития регулятивных универсальных учебных действий в своей практике. Равное число, а именно 44 % опрошенных ознакомлены с подобными методиками, но, в виду тех или иных обстоятельств, не применяют их на своих уроках. 12 % принявших участие в опросе не знакомы с данными методиками.
На втором этапе нас интересовал уровень владения различными логическими действиями учащимися, каким его определяют сами учителя-предметники. Несомненно, формирование системы основных логических действий лежит в основе всего процесса познания, а высокий уровень их освоения, характеризует и соответствующий уровень самостоятельности учащихся, выражающийся в способностях использовать различные универсальные учебные действия, в том числе и регулятивные.
100 % опрошенных педагогов общеобразовательных школ Московской области, единогласно утверждают невозможность диагностировать наличие даже у 50 % учащихся способностей к применению основных логических действий. Полученные данные свидетельствуют о низком, с точки зрения учителей, уровне способностей учащихся использовать в процессе получения новых знаний индуктивно-дедуктивного мышления, умения анализировать, и произведения синтеза разрозненных элементов знаний в целостную систему.
На третьем этапе перед нами стояла задача определить наиболее часто используемые методики проведения уроков, с целью выявления тех причин, по которым учителя не могут дать положительную оценку способностей к самостоятельности учеников, и, в частности, низкого уровня развития способностей к регуляции процессов познания.
Диаграмма 2
Наиболее часто используемые дидактические модели обучения
Показатели несколько разделились, но четко обозначился высокий процент использования интегрированных дидактических моделей, основанных на объединении элементов проблемного и объяснительно-иллюстративного обучения. Однако, также существует некоторый процент учителей, использующих преимущественно объяснительно-иллюстративную методику, считая ее наиболее актуальной и продуктивной. В результате интерпретации данных, нами было выявлено противоречие, между использованием большинством педагогов различных вариаций развивающего обучения, наиболее подходящих для развития у учащихся способностей к самостоятельности, в том числе и к регуляции процесса освоения новых знаний и умений, и отрицательными результатами в решении этого важного вопроса, констатируемыми самими педагогами.
Задачей четвертого этапа, было выяснить, какой уровень самостоятельности, способности к целеполаганию и оценке достигнутых результатов в процессе самостоятельной познавательной деятельности на уроке, определяют для себя учащиеся. Что особенно важно, последние из перечисленных умений относят именно к группе регулятивных универсальных учебных действий, проблеме формирования которых посвящено наше исследование.
Диаграмма 3
Использование учащимися поддержки во
время выполнения самостоятельной работы
Как показывает диаграмма 3, среди опрошенных учеников существует достаточно высокий процент тех, кто неспособен работать без поддержки учителя. Так можно объективно судить о том, что единственным источником получения знаний – является объяснение учителя, и учащиеся в процессе выполнения самостоятельных заданий на уроке не в силах использовать дополнительные ресурсы. Безусловно, тем самым подчеркивается важная роль педагога, но, так же, результаты указывают нам на преобладание в методических моделях, используемых в организации уроков, объяснительно-иллюстративных элементов. В противном случае, владея умениями самостоятельного поиска, обработки, коррекции, информации учащиеся полагались бы на свои собственные знания и возможности, способности к нахождению интересующих их сведений. Следует особо отметить наличие достаточно высоко процента орошенных учеников, так или иначе пытающихся в полной мере проявить свою самостоятельность. Несмотря на существование некоторого количества не способных работать самостоятельно, полученные данные иллюстрируют нам достаточно высокий потенциал, который сможет являться фундаментом для развития способностей к самостоятельному осуществлению и регуляции учебно-познавательной деятельности у еще большего процента учеников.
О том факте, что ведущую роль в процессе организации самостоятельной работы учащихся занимает учитель, свидетельствует и неспособность большого процента учеников к самостоятельной оценке результатов собственной работы, так как зачастую они полностью полагаются на мнение учителя. Естественно, способность к самооценке в старших классах несколько выше, нежели чем в младших, что является причиной различных социальных влияний, возрастных психологических особенностей, но и среди этих учеников процент полностью полагающихся на мнение учителя при оценке достигнутых результатов работы достаточно велик.
Диаграмма 4
Самооценка деятельности учащихся на уроке
Естественно к числу существующих, сформировавшихся за долгие годы стереотипов данное явление отнести нельзя. Учитель как таковой должен постоянно находиться во главе процесса обучения, но, тем не менее, не только сохранять, но и развивать у своих учеников способность к рефлексии, самооценке, и самокоррекции.
Относительно нашего исследования, очень важным было выяснение мотивов учения. Необходимо было определить факторы, побуждающие школьников к изучению биологии.
Диаграмма 5
Мотивация к изучению биологии
Таким образом, нам удалось определить, что мотивом изучения биологии более половины является возможность получить хорошую оценку, что еще раз подтверждает большую роль учителя, как управляющего элемента процесса познания. Естественно, в каждом старшем классе существует некий процент учеников, рассматривающих получение знаний по предмету (в частности биологии), как необходимость, для освоения будущей выбранной профессии. Что особенно важно – значительный процент опрошенных учащихся указал, в качестве мотивирующего фактора именно интерес к изучению предмета, что так же является прочным основанием для совершенствования подходов к формированию регулятивных универсальных учебных действий, и самостоятельности в целом.
Изучив и интерпретировав результаты проведенного анкетирования, как среди учеников, так и среди педагогов, нами был сделан ряд выводов, позволивших нам наметить основные критерии, в рамках которых существует необходимость разработки методических моделей формирования и развития системы регулятивных универсальных учебных действий.
1. Мотивационность. По нашему мнению соблюдение данного критерия позволит значительно увеличить процент учащихся имеющих познавательный интерес к предмету. Как показывает практика и исследования ведущих ученых В.В. Пасечника Д.И. Трайтака и др., создание положительной мотивации к изучению окружающего мира – одна из основных задач, ставящихся перед учителем естествознания и в частности биологии, решение которой позволяет развить творческий потенциал учащегося, желание получать новую информацию, развивать необходимые умения.
2. Четкость и доступность разрабатываемой методической модели. В данном случае для формирования четкой, слаженной и эффективной на практике системы регулятивных универсальных учебных действий, в качестве необходимого критерия создания новой методической модели нами рассматривается четкость и структурированность каждого из ее элементов, что обуславливает наличие и дополнительного критерия – доступности в освоении и применении для большинства педагогов.
3. Универсальность. Данный критерий рассматривается нами в качестве возможности применения новой методической модели к различным возрастным категориям учащихся. Так же критерий универсальности подразумевает создание такой методической модели, использование которой (при незначительных изменениях) будет возможной и при изучении других дисциплин естественнонаучного направления.
4. Интегративность, позволяющая оптимально объединить наиболее эффективные элементы различных методических моделей обучения, таких как проблемно-развивающая, объяснительно-иллюстративная, информатизационная.
На наш взгляд, очень важным остается соблюдение обозначенных нами критериев, в процессе разработки и совершенствования новых подходов к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, в условиях настоящего времени. В наш век стремительного развития информационной составляющей общества, ставшей практически основной сферой жизнедеятельности для каждого его члена, особенно важно создать такие условия для получения новых знаний, которые бы не отягощались дополнительными неактуальными элементами, значительно замедляющими ход их усвоения и снижающими их качество.
Литература:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования /Министерство образования РФ.- М.2004.
|
|
|