|
Консультация «Коллективное творчество дошкольников как средство формирования творческой личности»
Консультация «Коллективное творчество дошкольников как средство формирования творческой личности»
Детское творчество – это неотъемлемая часть сущности ребёнка и считается уникальным явлением. Все едины во мнении и психологи и педагоги, о том что большую значимость имеют занятия художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для осуществления такого развития нужно создать соответствующую среду. Ребёнок с удовольствием идёт в детский сад, если для развития творчества созданы все условия в группе, дошкольники с удовольствием не только творят, лепят, рисуют, конструируют различные фигуры из Листика, Колумбова яйца. Они готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия?
Сначала рассмотрим, какие условия должны быть в социуме вокруг ребёнка.
Во – первых, это позитивный настрой, психологический климат в коллективе детей;
-
Во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей, но и логического мышления ребёнка в свободной деятельности, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, игра в шахматы и т.д. Ребёнок должен сам выбирать, определять приоритетный для него вид деятельности будь то построение фигур из Такгос, Листика, Танграма или же ему легче будет выражать свои чувства через рисование лепку.
Большинство дошкольников, несмотря на имеющиеся у них знания, умения и навыки, испытывают затруднения в творческом выражении. Одна из причин это: недостаточный уровень познавательных интересов, нет инициативности, дети инфантильны, не активны, им не присуща настойчивость и умение добиваться, достигать поставленной цели.
Ставя перед собой проблему и решая её посредством развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:
Сотворчество как коллективная деятельность направленная на творческую реализацию каждого воспитанника для создания условий развития;
Управленческая режиссура в процессе коллективной деятельности
Необходимо учитывать индивидуальную особенность каждого ребёнка при определении его социального положения в детском коллективе;
Толерантность каждого ребёнка направленная на своих сверстников;
Учёт индивидуальных особенностей каждого дошкольника при определении ролевого взаимодействия в коллективе сверстников;
Творческие работы, где участвуют все ребята создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по аппликации, рисованию, лепке (аппликация и художественный труд лепка и аппликация, аппликация и рисование,) .
В совместной и самостоятельной деятельности дошкольники выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовольствие детям доставляет коллективное творчество, композиций, где объединяются творческие замыслы дошкольников. Такие произведения называются коллективными работами. По значимости они превосходят все остальные, вызывают у них восхищение, удовлетворение и позитивный настрой и как писал Владимир Маяковский: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Поэтому одной из форм проведения как в коллективной деятельности, так и в самостоятельной у старших дошкольников в детском саду являются коллективные работы, результатом которых становятся маркеры игрового пространства (где всё должно быть съёмное и мобильное и ландшафт и объекты), макеты природных зон, общие картины, композиция в лепке.
В процессе создания творческих коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, формируются следующие умения:
Расставлять ролевые приоритеты (уметь договариваться, обсуждая план создания композиции);
Работать сообща, воспитывая толерантность;
Составление плана работы, определяя её поэтапность, структуру, композицию, эстетичность;
Сопереживать и радоваться успехам своих друзей при создании работы.
Все творческие работы сделанные коллективом детей должны иметь целевое назначение. Педагог направляет, подводит детей к тому, чтобы они вместе создавали композицию, сделали украшения к празднику, украшали группу. Принимали участие в оформлении зала для праздника, создавали композицию для досуга, ко дню рождения своего друга, макеты игрового пространства как декорации к сюжетно – ролевым играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.
При выполнении коллективных работ ребята учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
В начале учебного года дошкольники учатся работать совместно и приоритетным общением является общение с воспитателем;
К середине учебного года дети начинают взаимодействовать друг с другом ситуативно, в игровой деятельности выделяя, обозначивая действия соседа и подсказывая как делать правильно утверждая свою правоту аргументировано;
Под влиянием педагога дошкольники постепенно начинают общаться друг с другом: согласовывают действия, договариваются, планируют, распределяют ролевые приоритеты, советуются, подсказывают, радуются, хвалят друг друга и т.п.
За помощью разрешить проблему, безвыходную ситуацию дети обращаются к воспитателю тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Очень важно направить, подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.
В учебной деятельности педагог использует различные виды искусства: декоративное творчество, музыку, танец, литературу. Совокупность видов деятельности, а именно: интеграция даёт возможность показывать ребёнку художественный образ различными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать свой путь в творчестве, создании своего творческого образа.
Как правило коллективные работы проводятся с дошкольниками одной возрастной группы. При организации работы важно правильно объединить дошкольников для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Учёные и исследователи определяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это толерантные во всех отношениях детях, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации коллективной работы. Так, общительно-дружелюбных ребят нужно объединить с ребятами, принадлежащими другим типам. Общительно — враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом.
Организация дошкольников легче происходит при объединении детей по интересам куда можно включить проблемных. недружелюбных сверстников при выполнении коллективной работы по лепке, аппликации, выполнению созданию маркера игрового пространства, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в различных видах творческой деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.
Совместно-индивидуальная ребенок-участник деятельности — выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции);
Коллективно – творческая деятельность на основе совместно-
последовательной формы организации (результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого) .
Совместно-взаимодействующая
(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда) .
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а «преподнести» проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.
Таким образом, перед педагогом и родителями определяется цель: подвести всё к тому, чтобы каждого ребёнка, воспитать не только патриотом, здоровым, крепким и душевно устойчивым человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим, творческим человеком, способным к любому делу подойти творчески, с наименьшими затратами используя технологии ТРИЗ. При этом активная жизненная позиция реализуется, если ребёнок мыслит творчески, если его окружает среда способствующая совершенствованию в нём данных качеств.
И как вывод данной статьи это совместная работа с социумом, родителями в создании благоприятной среды.
|
|
|