План-конспект занятия по теме «Введение в программу»
в рамках республиканского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Дата проведения занятия – мая 2012 года
Место проведения занятия-
Продолжительность занятия – 45 минут.
Цель занятия – Познакомить с новым видом декоративно - прикладного творчества. Изготовить декоративное панно в технике гильоширования.
Задачи:
- воспитательные: трудовое и эстетическое воспитание, привитие навыков культуры труда, воспитание усидчивости и трудолюбия;
- развивающие: развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности и способности решать творческие задачи;
- обучающие: обучение технологии гильоширования, безопасным способам и приемам работы с электроприборами; формирование образного и пространственного мышления.
Зрительный ряд: Презентация « Интересное о бабочках», памятки- подсказки, фотоматериал, папки для творчества, образцы детских работ.
Музыкальный ряд: «Песенка бабочек», «Песенка о снежинке», «Где водятся волшебники»
Литература: стихотворение А.Фет «Бабочка»
Материалы: Шаблоны бабочек из яркой синтетической ткани, добавки для крылышек
Оборудование – использование материалов интернет-ресурсов, мультимедиа
оборудование, CD - диск для музыкального сопровождения занятия, стекло,
электровыжигатели по дереву, синтетическая ткань разных цветов, образцы
готовых изделий.
Задание: Сделать бабочек в технике художественного гильоширования.
ХОД УРОКА:
Этап 1
Организационный момент: Знакомство с группой и эмоционально- психологический настрой детей.
(Тихо звучит музыка)
ПЕДАГОГ: Здравствуйте , дорогие ребята и уважаемые гости! Я- добрая фея. Приехала к вам из царства волшебных лоскутков .По секрету вам скажу, что у нас происходят самые настоящие чудеса. Ведь именно здесь живут мои маленькие друзья- разноцветные лоскутки. Когда мы с моими помощниками садимся рукодельничать, каждый раз с удивлением замечаем , что в лоскутках прячутся звери, птицы, рыбы, бабочки, которые потом оживают в картинах. Сегодня нас ждет много интересного и познавательного, я познакомлю вас со своим любимым видом творчества- художественным гильошированием, но для этого мне нужны помощники. Вы согласны быть ими?
ДЕТИ:Да!
ПЕДАГОГ: Тогда сначала нам с вами нужно познакомиться. Давайте поиграем. Я вам буду говорить слова, а вы дружно отвечайте. Если согласны, то поднимайте руку и громко отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны, то топайте ногами!
Спросим мы сейчас у всех
Кто здесь любит шутки, смех?
Кто из вас не любит скуки
Кто здесь мастер на все руки?
:Кто из вас своим трудом
Украшает школу, дом?Отвечайте хором вмиг:
Кто здесь главный баловник?
Этап 2
Знакомство с техникой ХГ. Историческая справка, демонстрация работ воспитанников объединения..
ПЕДАГОГ: Ну что же, видно здесь собрались трудолюбивые и старательные ребята. Раз так, то я приглашаю вас всех на лесную полянку. Моя полянка необычная. Она из разноцветных лоскутков и выполнена в технике художественного гильоширования. На ней растут душистые цветы,, порхают красавицы-6абочки , по ночам светлячки включают свои волшебные фонарики …Оглядываюсь на полянку: Но где же бабочки? Что с ними случилось? Не понимаю…Может быть нам поможет волшебный экран?
(Дотрагиваюсь до экрана палочкой и он включается)На экране появляются слайды с изображением детских работ в технике художественного гильоширования, затем включается видеозапись- обращение феечек- рукодельниц)
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут фея Аленушка. А меня – фея Настенька. Мы жители царства волшебных лоскутков. Мы занимаемся художественным гильошированием.Это очень интересный вид творчества. Нам очень хотелось сделать вам подарок- лесную полянку, на которой порхали бабочки, цвели цветочки. Но вот беда, недавно к нам наведался Дуремар. В руках у него был огромный сачок. И все наши бабочки в страхе разлетелись. И теперь на полянке остались одни цветочки…. И мы очень расстроились.Ребята, вы не могли бы сделать бабочек своими руками, а добрая фея вам поможет в этом !А заодно вы научитесь этому виду творчества и узнаете много нового! Договорились ?Желаем вам успехов!
ПЕДАГОГ: Ребята, украсим полянку бабочками, оживим ее? А заодно и расскажем Дуремару, как нужно относиться к природе.
ДЕТИ: Да!
ПЕДАГОГ: Ребята, а что вы знаете о бабочках? Где живут, чем питаются. Может быть вы знаете песенки, стихи, загадки, названия бабочек?
Дети отвечают.
ПЕДАГОГ: Молодцы, ребята, вы очень много знаете о бабочках. Но теперь послушайте, что я вам расскажу и покажу.
Включаю презентацию «Интересное о бабочках». На магнитную доску вешаю «подсказки».
ПЕДАГОГ:Ребята! Наша планета- наш общий дом. И мы должны бережно относится к природе. А вы знаете правила поведения в лесу?
Дети отвечают.
ПЕДАГОГ: Ребята,у вас на столах лежат фотографии бабочек. Я предлагаю каждому из вас поочереди встать и показать фотографии и прочесть название бабочек.
Дети вслух читают названия и показывают друг другу.
ПЕДАГОГ: Запомните их, ребята. Эти бабочки занесены в Красную книгу Башкортостана. Они нуждаются в нашей с вами защите и охране. Ребята, почему бабочек нельзя ловить и трогать руками их крылышки?
ДЕТИ: Потому что они очень хрупкие, на них стираются чешуйки и бабочки потом не смогут летать. А это значит, что они обречены на гибель.
ПЕДАГОГ: Надеюсь, Дуремар нас услышал и понял, что природу нужно охранять и беречь.
ПЕДАГОГ:Ребята, посмотрите, на столах у вас лежит прибор. Кто из вас знаком с ним?
ДЕТИ:С его помощью можно выжигать по дереву.
ПЕДАГОГ: Правильно, но не только по дереву. Существует такой вид искусства- Гильоширование. Названием гильоширование объединены такие виды народного творчества, как чеканка, выжигание по дереву, вырезание и выпиливание, тиснение по различным материалам.
Но существует еще вид творчества- художественное гильоширование. Это современное искусство, возникло в конце 20 века, когда появились синтетические ткани.Придумала этот вид искусства Зинаида Петровна Котенкова. (Показываю работы детей) Все эти изделия сделаны руками ваших ровесников.
Как вы думаете, а зачем нам нужно учиться рукоделию? Ведь сегодня в магазине можно купить и картины, и игрушки?
(Такими изделиями можно украсить комнату , подарить в подарок)
Правильно, ребята, ведь гораздо приятнее подарить работу, выполненную своими руками, ведь в нее человек вкладывает всю любовь и старание.И такой работы в магазине не купишь.Когда ребята в первый раз видят эти работы, им кажется, что детали аппликации пришиты вручную к фону. Но это не так. Чтобы сделать такую работу нам необходим аппарат для выжигания, кусочки синтетической ткани. А еще немного терпения и аккуратности.Прежде чем начать работу нам нужно немного отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Музыка «Песенка бабочек»
Этап 3
Практическая деятельность: Изготовление бабочек в технике художественного гильоширования. Декорирование панно .
ПЕДАГОГ: Пользоваться мы будем прибором для выжигания. Но при работе нам нужно помнить о технике безопасности.
Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем
1. Включать аппарат можно, если он исправен, нет оголенных проводов и сухие руки.
2. Не трогать иглу голыми руками при включенном аппарате.
3. Класть ручку с иглой только на стекло или подставку; следить, чтобы игла не касалась провода.
4. После работы э/выжигатель отключить, дать игле остыть, сложить аппарат в коробку, убрать рабочее место.
ПЕДАГОГ: На столах у вас лежат силуэты бабочек и полоски ткани. Сначала давайте потренируемся. На полосках вы видите швы, вам нужно попробовать повторить их. Если у кого не получается, то поднимите руку, я помогу.
Теперь нам нужно украсить бабочек цветными вставками. Но нужно помнить о том, что крылья у бабочки зеркально отражаются. (Показываю образец) Бабочки двухцветные, вам нужно проявить фантазию и приложить цветные детали на понравившуюся сторону.
Включаем песню «Где водятся волшебники»
ПЕДАГОГ: Ребята,покажите друг другу что получилось? Трудно вам было?
Теперь закрепим их на нашу полянку.( Бабочки клеим на термопистолет)
ПЕДАГОГ:По древней легенде индийцев – бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке свое желание и затем выпустить ее, то оно непременно сбудется. Давайте загадаем желание.
Я загадала, чтобы на земле были все счастливы, а вы?
Дети отвечают.
ПЕДАГОГ: Пусть бабочки возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод,
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет!
КРИБЛИ, КРАБЛИ , БУМ!
Включается гирлянда и полянка освещается разноцветными огоньками.
Этап 4
Рефлексия.
ПЕДАГОГ:Ребята, с каким видом творчества мы сегодня познакомились?
Что интересного вы узнали о бабочках?
Кому из вас сегодня было интересно?
А кто из вас скучал?
Вы хотели бы заниматься этим видом творчества?
Молодцы, ребята! Мне было очень приятно с вами работать. Пусть эта полянка останется у вас на память. А вам я дарю вот эти папки для творчества. Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет началом ваших творческих начинаний. Спасибо за внимание!
Самоанализ.
Форма организации творческой деятельности -коллективная творческая деятельность.
Методы организации деятельности - словесный, наглядный и практический методы.
Прием театрализации, игры, создание проблемной ситуации.
Дидактические материалы: Картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, специальная литература, раздаточный материал, видеозапись, аудиозапись, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства
Техническое оснащение занятий: Стекло, оборудование для выжигания, игольницы, приборы, декоративное панно, костюм, ноутбук, мультимедийная доска, магниты, магнитная доска.
Формы подведения итогов: опрос, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ .
|