|
Конспект занятия по разделу «Техника вязки узлов». Тема занятия: знакомство с техникой вязки узлов: прямой, проводник, восьмерка. Цели
КОНСПЕКТ
открытого занятия по теме
«Техника вязки узлов»
Конспект
занятия по разделу «Техника вязки узлов».
Тема занятия: знакомство с техникой вязки узлов: прямой, проводник, восьмерка.
Цели:
Образовательная
познакомить с техникой вязки узлов: прямой, проводник, восьмерка.
отработать единую последовательность приемов вязки узлов.
Развивающая
-
совершенствовать координацию движений, гибкости пальцев, быстроту, точность, правильность выполнения действий;
способствовать развитию сенсомоторики – согласованности в работе рук и глаз.
Воспитывающая
воспитывать ответственность;
формировать нравственную позицию.
Тип занятия: вводное занятие.
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Методы: беседа, демонстрации наглядного материала.
Оборудование:
а) личное: вспомогательная веревка— 1 х 4.5 м, репшнур 3 мм — 10 х 0,5 м
б) групповое: репшнур — 1 х 4,5 м., основная веревка — 1 х 20 м. 8.
Форма одежды - спортивный костюм.
Общие методические указания:
а) занимающиеся (кружковцы) встают полукругом на время демонстрации и разучивания приемов вязки узлов;
б) во время демонстрации приемов репшнуры лежат перед обучающимися;
в) при обучении применяется следующий порядок:
назвать узел и его назначение;
продемонстрировать приемы вязки узла по элементам;
предоставить время на разучивание приемов;
проверить рисунок узла у каждого обучающегося;
при наличии ошибок предложить одному из кружковцев продемонстрировать прием с объяснением действий; продолжать демонстрацию и объяснение приема разными обучающимися до полного его усвоения;
при отсутствии ошибок проконтролировать прочность усвоения приема путем его повторения до появления четкости в рисунке узла и в последовательности вязки;
предложить обучающимся, освоившим прием, п к вязке узла за спиной или с закрытыми глазами в качестве закрепления материала;
г) требовать выполнения приема способом, рекомендованным на занятии.
План – конспект.
Часть урока
|
Содержание
|
Время
|
Организационно-методические указания
|
|
Назначение прямого узла:
связывание веревок одинакового диаметра Особенности прямого узла:
при большой нагрузке сильно затягивается;
требует применения контрольных узлов
|
10 мин.
|
Р. Ш п. 1. а
М. Сообщение
|
|
Вязка узла:
отмерить концы; правый конец наложить на левый;
правый обернуть вокруг левого один раз; правый снова наложить на левый; обернуть правый вокруг левого один раз;
взявшись за концы (по два с каждой стороны), затянуть узел; завязать контрольные узлы
|
|
Р. Шп. 1. а, б
М. Шп. 1. в, г
Продемонстрировать развязывание неправильно завязанного узла.
Предупредить:
3. а) правый конец — тот, который в начале приема был в правой руке, левый — в левой;
б) короткие концы должны быть по одну сторону узла
|
|
Назначение узла «проводника»:
завязывание незатягивающейся петли на веревке;
привязывание веревки к предметам типа "неразъемное кольцо"
|
10 мин
|
Р. Шп.1.а
М. Сообщение
|
|
Вязка «проводника» петлей:
-
отмерить нужной длины конец;
сложить веревку петлей;
завязать узел на петле;
подогнать длину петли;
затянуть узел;
завязать контрольный узел
|
|
Р. Шп.а.б
М. Ша.1.в,г
3. «Проводник», завязанный посредине веревки, в контрольных узлах не нуждается
|
|
Вязка «проводника» концом:
отмерить нужной длины конец;
завязать простой узел и расправить его;
сложить петлей короткий конец;
пропустить короткий конец через узел, повторяя рисунок простого узла;
расправить и затянуть узел;
завязать контрольный узел
|
|
Р. Шп.1.а,б
М. Шп 1.в.г
3. Узел вязать на предмете типа «неразъемное кольцо»
|
|
Назначение узла «восьмерки»:
завязывание незатягивающейся петли на веревке;
Особенности «восьмерки»:
при большой нагрузке затягивается меньше «проводника»;
привязывание веревки к предметам типа «неразъемное кольцо»;
применения контрольного узла не требует
|
10 мин.
|
Р. Шп 1.а
М. Сообщение
|
|
Вязка «восьмерки» петлей:
отмерить нужной длины конец;
сложить веревку петлей;
-
завязать на петле узел, подобный простому, но сделать дополнительно полоборота;
подогнать длину петли; расправить и затянуть узел
|
|
Р. Шп.1.а,б
М. III п.1.в, г
|
|
Вязка «восьмерки» концом:
отмерить нужной длины конец;
завязать на конце «восьмерку»;
расправить узел; сложить петлей короткий конец;
пропустить конец через узел, повторяя рисунок узла;
расправить и затянуть узел.
|
|
Р, Шп 1.а.б
М. Шп 1.в.г
3. Узел вязать на предмете типа «неразъемное кольцо»
|
|
Подведение итога занятия.
|
5 мин.
|
|
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 35 мин.
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Назначение узла «булинь»:
привязывание веревки к предметам;
Особенности узла «булинь»: при большой нагрузке сильно затягивается; требует применения контрольного узла; вяжется со стороны нагруженного конца
|
15 мин.
|
Р. Шп 1.а
М. Сообщение
|
2.
|
Вязка узла «булинь»:
отмерить нужной длины конец;
-
сделать первую петлю левой рукой, протянуть в нее вторую петлю от длинного конца веревки, который будет нагружаться;
протянуть короткий конец во вторую петлю правой рукой;
протянуть вторую петлю назад через первую, нагружая длинный конец веревки («вывернуть» петлю); расправить и затянуть узел
|
|
Р. Шп 1.а.б
М. Шп 1.в.г
3. Проконтролировать протягивание конца веревки через двойную петлю
Предупредить, что в связке длинный конец веревки нагружен
|
3.
|
Разбор раздела
|
10 мин
|
М. П.02.004
|
|
Перерыв
|
10 мин
|
|
ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 25 мин.
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Назначение «брамшкотового» узла:
связывание веревок разного диаметра;
Особенность «брамшкотового» узла — требует применения контрольного узла
|
15 мин
|
Р. Шп 1.а
М. Сообщение
|
2
|
Вязка «брамшкотового» узла:
на толстой веревке отмерить нужной длины конец; сложить толстую веревку петлей и взять ее в левую руку;
-
правой рукой пропустить тонкую веревку в петлю толстой сверху вниз и вытянуть конец нужной длины;
прихватить тонкую веревку левой рукой, так чтобы она лежала на толстой, провисая небольшой петлей;
обернуть веревку вокруг петли толстой, пропуская ее между петлей тонкой и толстой веревки два раза; расправить и затянуть узел;
сделать контрольные узлы
|
|
Р. Шп 1.а.б
М. Шп 1.в.г
3. Обратить особое внимание на то, чтобы тонкая веревка после двух оборотов вокруг петли не пропускалась в петлю толстой
|
3
|
Разбор раздела
|
10 мин
|
11.02.004
|
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 35 мин.
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Назначение узла «стремя»:
привязывание веревки незатягивающейся петлей и незатягиваюшимся узлом;
Особенности узла «стремя»:
сохраняет форму и не соскакивает с предмета при легком натяжении;
вяжется из большой петли узла «проводник» или свободный короткий конец привязывается к длинному (нагруженному) узлом "булинь"
|
20 мин
|
Р. Шп 1.а
М. Сообщение
|
2
|
Вязка узла «стремя» петлей:
-
взяться руками за веревку на расстоянии друг от друга, необходимом для получения стремени нужного размера;
накинуть правой рукой на левую петлю и придержать ее большим пальцем; накинуть и придержать вторую петлю правее первой;
вторую поместить под первой, не поворачивая плоскости петли;
одеть обе петли на предмет;
затянуть узел
|
|
Р. Ш п. 1.а,б
М. III п.1.в,г
3. Отрабатывать технику вязки стремени можно не применяя большой петли «проводника»
Демонстрацию стремени проводить с применением петли «проводника» длиной не менее 0,5 м
|
3
|
Вязка узла «стремя» концом:
отмерить нужной длины конец;
наложить веревку сверху и сделать оборот вокруг предмета, выпустив конец слева;
сделать оборот правее первого, выпустив конец между оборотами;
затянуть стремя
|
|
Р. Шп 1.а.б
М. Шп.1.в, г
3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла «булинь» на свободном конце. Отрабатывать технику вязки можно не применяя завязывания конца узлом «булинь»
|
4
|
Разбор раздела
|
10 мин
|
II. 02.004
|
5
|
Перерыв
|
5 мин.
|
|
СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 30 мин.
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Назначение узла «схватывающий»:
обеспечение скользящего соединения двух веревок и закрепления одной веревки на другой при наличии нагрузки;
Особенности узла «схватывающий»:
-
веревка, которой вяжется узел, должна иметь диаметр меньше диаметра основной веревки;
петля для схватывающего вяжется восьмеркой одним концом или свободный конец привязывается узлом «булинь»
|
20 мин
|
Р. III п.1.а
М. Сообщение
|
2
|
Вязка узла «схватывающий» петлей:
смотать лишний конец в правую руку;
взяться правой рукой за петлю левее узла петли;
наложить петлю сверху на веревку и, придерживая петлю перед веревкой левой рукой, сделать два оборота петлей вокруг веревки, пропуская внутрь самого себя;
слегка затянуть и расправить;
затянуть окончательно
|
|
Р. Ш п.1.а,б
М. III п.1.в,г
Продемонстрировать несрабатывание нерасправленного узла, способ его передвижения и ослабления после затягивания
|
3
|
Вязка узла «схватывающий» концом:
отмерить нужной длины конец;
наложить конец на веревку сверху правой рукой и сделать два оборота слева «направо от себя;
-
перекинуть конец налево сверху и сделать два оборота слева направо на себя, пропуская конец в образовавшуюся петлю;
узел затянуть и расправить
|
|
Р. III 1.а.б
М. III п.1.в.г
3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла «булинь» свободным концом. Отрабатывать технику узла можно не применяя узла «булинь»
|
4
|
Разбор раздела
|
10 мин
|
|
ВОСЬМОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 45 мин.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Назначение обвязки:
верхней (грудной) — для привязывания к веревке при организации связки;
нижней («беседки») — для увеличения поверхности обвязки и для самостоятельного нагружения (при переправе и спуске по веревке);
Особенности обвязки:
нижняя обязательно связывается с верхней;
требует знания узлов «булинь», «прямой», «контрольный»
|
25 мин
|
Р III п 1.а
|
2
|
Завязывание грудной обвязки:
заложить веревку за спину (короткий конец — в правой руке);
вытянуть конец правой рукой так, чтобы он достал пол при согнутом под 90° локте;
набросить короткий конец на правую руку;
сделать на длинном конце веревки левой рукой двойную петлю для «булиня»; пропустить короткий конец в петлю;
сделать вдох, «вывернуть» и затянуть петлю «булиня»;
короткий конец пропустить сверху справа под обвязку на 20—30 см;
пропустить руку в образовавшуюся петлю и перевести конец за спину;
вывести короткий коней вперед через левое плечо;
привязать короткий конец контрольными узлами к обвязке спереди крест-накрест
|
|
Р. III п. 1 а, б
М. III п. 1. в,г
|
3.
|
Завязывание нижней регулируемой обвязки:
-
сложить репшнур вдвое и наложить на поясницу;
завести руки вперед и притянуть концы между ног спереди назад;
захватить концы сзади, вывести их вперед и пропустить спереди под оба получившихся оборота навстречу друг другу;
затянуть обвязку за концы;
завязать концами прямой узел;
привязать концы к грудной обвязке
|
|
|
4
|
Разбор раздела
|
10 мин
|
М. II. 02. 004
|
5
|
Перерыв
|
10 мин
|
З. Отдых и подготовка слушателей к общему разбору
|
|
|
|