Главная страница

Как стать компетентным в работе с родителями воспитанников (педагогический совет)


Скачать 132.46 Kb.
Название Как стать компетентным в работе с родителями воспитанников (педагогический совет)
Дата 16.02.2016
Размер 132.46 Kb.
Тип Документы

Как стать компетентным в работе с родителями воспитанников (педагогический совет)

Цель - повышение уровня компетентности педагогов и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Задачи - повышение уровня психологической грамотности, коммуникативной компетентности, разрешении собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на общение с родителями.

Ход педагогического совета:

Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить... Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, вежливо говорят педагогам: «Здравствуйте!» - и уходят. Целый день дети проводят с воспитателями: играют, гуляют, занимаются... А вечером опять приходят папы и мамы и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было же анкетирование! Мытам обо всем рассказали», а педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды! Почитайте, там все сказано». Согласитесь, картина безрадостная... И сразу хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Итак, начинаем.

1. Игра «Завяжем узелки».

Участникам раздают нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что их объединило в общую систему.

2. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников.
Как показывает практика, эффективной является любая совместная

деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким,


оков он есть, безоговорочно. Они, имея возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семьи наблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнерами.

К сожалению, та грустная картина, что была нарисована вначале, характерна для некоторых детских садов, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Вместе с тем многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Компетентность педагога проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также •прочность ценностных ориентации, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки (личностный компонент): готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников, осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями, установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями, выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент): о семье, о воспитательном потенциале семьи, об особенностях семейного воспитания, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о методах изучения семьи, о современных формах организации общения, о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент): умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения; владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей; умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.; умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т.д; умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д; умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь; коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. (Сначала общее обсуждение): обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями; признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»; стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей; обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями; в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества; владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; обладает развитыми коммуникативными навыками.

Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.


  1. Тест: оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями. (На основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому).[2]

  2. Активные формы работы с родителями.

Сегодня мы рассмотрим достаточно традиционные формы работы ДОУ с семьей и семьи с ДОУ. Постараемся определить их потенциал,для реализации целевых установок. Выразить их можно в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность + компетенция. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами. И характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Важно то, что тем самым обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Важно также и то, что это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержания деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка.

Форма работы с семьей - за пределами детского сада. Понятно: направлена она в первую очередь на расширение воспитательного пространства образовательного учреждения, повышение воспитательного потенциала семьи. Формы работы: университеты педагогических знаний, киноуниверситеты или кинолектории, школы молодых родителей, читательские конференции, тематические выставки, информационные бюллетени, дни открытых дверей, выступления на радио и по телевидению

Тематические выставки. Их цель - пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики, рассказы о лучших воспитателях района. Для повышения результатов работы эта форма может быть направлена на презентации творческих детских работ. Выставки также могут содержать материал о творчестве и родителей, и детей. Площадки для выставок предоставляют родители. Все зависит от места их работы.

Информационные бюллетени обычно вывешивают (по договоренности) на предприятиях, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. Бюллетени, адресованные покупателям, содержат рекомендации: какая игрушка необходима ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги соответствуют возрасту дошкольника; какая одежда и обувь потребуется для определенных занятий, в разные времена года и т.п

В дни открытых дверей в дошкольные учреждения приглашают родителей, у кого маленькие дети, тех, кто проживает в определенном микрорайоне.

Консультации для родителей, как известно, организуют юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий. В инновационном аспекте к консультациям следует привлекать не только педагогов, учителей, врачей, художников и других представителей профессий, но и самих родителей в соответствии с их компетенцией..

Выступления воспитанников детских садов.
Информационные средства: листовки, анкетирование, наглядная информация и т.д. Их основное отличие - в содержании и применении информации проблемного характера, сведений, требующих поиска уточняющей или расширяющей информации, адресной информации. Так, тематические листовки в традиционной форме связаны с пропагандой определенных идей и событий. В инновационном асцекте инициатива выпуска листовок принадлежит родителям.

Анкетирование. Его суть: получить информацию о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках. Для повышения эффективности опросного метода анкету могут составлять сами родители. Обрабатывать же информацию должны родители; это позволит получать более достоверные данные.

Традиционные средства наглядной педагогической информации. Как известно, это разнообразные стенды, уголки краткой информации. А уголки, которые обычно размещают в коридорах, у входа в детский сад, в раздевалке или в пролете между переходами, заменить стендами в свободном доступе для родителей, чтобы они могли размещать там наиболее интересные, с их точки зрения, высказывания классиков по темам воспитания или предложения по • обмену книгами. Не помешает размещенный здесь же планшет, где подобраны детские рисунки по книгам, которые им читают дома. Активизирующим элементом может стать и комплектация библиотеки по инициативе родителей, и аннотации, подготовленные ими же (в том числе и на сайте детского сада).

Раздел детского творчества в приемной. Усилить воздействие возможно, если в приемной будет предусмотрено место для домашнего творчества детей, в том числе совместного со взрослыми. Стенд оформляется силами родителей, которые презентуют творчество своих детей. Тогда участие в выставке - как групповой, так и индивидуальной - также станет частью порт-фолио ребенка.

Доска объявлений. В качестве поощрения спонсорства предоставляется место для объявлений активным и инициативным родителям. Выразить благодарность от имени администрации тем родителям, кто оказывает помощь в благоустройстве участка, помещений групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, кто занимается с детьми, участвует во многих мероприятиях; предоставить родителям возможность благодарить тех, кто помогает приобретать игрушки, расчищать участок от снега, заклеивать окна на зиму, кто принимает участие в подготовке к утреннику и т.д.; завести постепенно обновляемую рубрику, извещающую родителей об успехах их детей.

Еще одним предложением для родителей могут стать плакаты: «Коллаж интересов», «Все обо мне», «Мой плакат». Это своего рода домашние задания и для родителей, и для детей, для выполнения которых необходим лист ватмана, фото ребенка, членов его семьи и друзей, рассказ об увлечениях. Инициатива идет от самих родителей. Тем самым существенно повысится роль семьи в образовательном процессе в ДОУ, а также компетентность родителей.

5. Игра «Зеркало группы» [4]
6. Эффективность использования игровых приемов в работе с

родителями.

Приемы, используемые в процессе проведения родительского собрания

Игры в знакомства.Игры используются на первом родительском собрании, когда воспитатель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. Можно это сделать традиционным способом (он всем известен),, а если на время забыть, что мы - взрослые, то... поиграть.

Например: игра в имена, история имени, моя социальная роль, буквы имени, бинго, любимые животные, предмет моего детства, знакомство-представление, хобби, завяжем узелки, мне нравится, комплимент, доброе слово, строим квадраты, строим башню, фамильная символика. [4]

Приемы, которые можно использовать в работе с родителями

Острое блюдо, мудрые мысли, работа с памятками, конкурс на лучшее название, «ОКНО» - очень короткие новости, слово-эстафета, высказать мысль другими словами, сделать наоборот, клубок вопросов, интервью, поделитесь знаниями, предупреждающие или запрещающие знаки, диалог в форме письма, анализ собственного опыта, фантастические мысли, история с продолжением, айсберг, Профессия моей мечты, Помолчим? Сильные качества. Обратная связь. «Шапка» вопросов. [4]

Еще раз напоминаем. Лучше продвигаться маленькими шажками, тогда уж точно все получится: родители потихоньку и расшевелятся, и разговорятся. Главное для воспитателя - запастись терпением, чтобы выслушать родителей до •конца.

Игры и игровые ситуации на родительских собраниях

Игры и игровые ситуации помогут избежать монотонности родительского собрания, являются прекрасной социо-игровой разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут родителям более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, игровых ситуаций для взрослых.

Автопортрет. Кто я? Три предмета. Поздравляем с днем рождения! Собери квадраты. Особое мнение. Поговорим без слов. Телефон сломался. Волшебная палочка. Разговор без умолку. [4]

Приемы, используемые на завершающем этапе родительского собрания

Слово дня. Блиц-опрос. Полезный совет. Письменный ответ Рисунок дня. Анкетирование родителей Портрет типичного родителя. Пирамида знаний. Самоанализ личностных качеств. Синтез информации. Чудесная сумка. Тройная оценка. Опрос по заранее составленным вопросам. Блиц-интервью. Письмо. Сослагательное наклонение. [3]

Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с педагогом, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания.

Заполнение оценочной анкеты родителями после собрания

Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить оценочные анкеты. [3]
7. Анкета для воспитателей с целью организации общения с

родителями.

Предлагаем вариант вопросника и анкеты для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями. [1]

Диагностика процесса общения с родителями необходима для выяснения индивидуальных особенностей, достижений и трудностей воспитателей, для оказания им конкретной помощи, а также для формирования у них осознанного отношения к развитию своей профессиональной компетентности в сфере общения с родителями.

8. Кодекс общения с родителями.

Предлагаем провести ее в форме круглого стола. Цель дискуссии - убедить педагогов в необходимости профессионализма в общении с родителями, сформировать умение конструктивно выстраивать контакт, сдерживать любое проявление негативных эмоций.

При подготовке к обсуждению можно предложить воспитателям изучить материалы, в которых раскрываются особенности современного подхода к общению с родителями. В процессе дискуссии каждому из педагогов предлагается выделить и доказать одну из позиций кодекса. Примерный кодекс общения может выглядеть следующим образом:

1.Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2.Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей.

3.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

4.Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5.Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Итог. Зшсот^ть охота--высказывание*Иоанна Златоуста «Из чего состоит мир? Из государств. А государства - из городов. А города? Города из семей. И если не будет лада в семьях, во всем мире пойдет разлад»

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 2011г., с.17.

  2. Журнал «Дошкольное воспитание», №9, 2007г., с. 108.

  3. «Родительские собрания в детском саду» (старшая группа), С.В.Чиркова, Москва, «Вако», 2010г.

  4. «Родительские собрания в детском саду» (подготовительная группа), С.В.Чиркова, Москва, «Вако», 2010г.