Главная страница

Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками


Скачать 90.02 Kb.
Название Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками
Дата 23.03.2016
Размер 90.02 Kb.
Тип Доклад

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 26 «Берёзка» комбинированного вида

Доклад

из опыта работы
Тема: Использование игровых технологий в

коррекционной работе с дошкольниками

Учитель-логопед

Новичихина Елена Витальевна

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследователей (А.В.Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после занятий, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры используются во время занятий и на прогулках.

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

В последнее время логопеды бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с речевой патологией и утяжеления речевой патологии. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Часты случаи сочетания речевых нарушений с недостатками развития мелкой пальчиковой моторики. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. У детей наблюдается снижение тонуса сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании детей мы отмечаем у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, голосовая. Определяя содержание коррекционной работы, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные), игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

  • выразительность проведения игр;

  • необходимость включения педагога в игру;

  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;

  • простота, доступность, ёмкость и наглядность;

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

  • регулировать психоэмоциональное состояние детей;

  • формировать положительную мотивацию к занятиям;

  • преодолевать барьер в общении;

  • создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

  • создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами. В качестве примера можно привести выдержавшие многочисленные издания сборники игр для детей с речевыми нарушениями таких авторов, как В.И. Селиверстов, Г.С. Швайко и других. Также в журнале "Логопед" о роли игры в коррекции речи у детей периодически печатают свои разработки практикующие российские логопеды.

В связи с этим остановлюсь на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. КРИ – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком.

КРИ дают возможность:

  • обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей во время занятий;

  • повысить речевую мотивацию;

  • компенсировать недостаточность фонематического слуха;

  • активизировать и восстанавливать высшие психические функции;

  • автоматизировать необходимые звуки в результате проговаривания большого количества речевого материала.

Так как детский сад посещают дети с самыми разными речевыми диагнозами, фронтальные методы работы в наших условиях неприемлемы, КРИ являются одним из самых эффективных методов исправления звукопроизношения и развития речи.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

  • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

  • Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

  • Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование;

  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

  • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;

  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.п.

  • Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Кнопочки», «Метроном», «Песочные часы», «Колокольчик», «Волшебная верёвочка», «Лабиринт», «Заборчик», «Дорожка», «Узоры», «Пирамидка», «Кубик с цифрами», «Часики», «Бусы», «Счёты», «Улиточка», «Волшебная палочка», «Пианино» и др. Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи по принципу многократного повторения, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Так же было изготовлено авторское многофункциональное игровое пособие «Логодиск». (Приложение 2 )

У логопеда всегда имеются наборы предметных картинок для закрепления поставленных звуков или относящиеся к различным темам, которые представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. Как же лучше организовать работу на протяжении ряда занятий, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребёнку, а предлагались каждый раз по-новому, интересно и увлекательно? Я применяю игровые приёмы, которые не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, корзинка, кубики и т.п.). Количество картинок подбирается, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребёнка, учитывая также его индивидуальные особенности. Например: «Едем на поезде», «Весёлая дорожка», «Что везёт машина?» (Что несём в корзинке?), «Строим дом», «Чудесный мешочек» (Волшебная шкатулка), «Волшебный волчок», «Лесенка-чудесенка», «Поле чудес» и др.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Литература

  1. Букатов В.М. Педагогика таинства дидактических игр. М., 1997

  2. //Логопед № 6/2010

  3. //Логопед № 5/2012

  4. //Логопед № 5/2006

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

  6. Интернетресурсы