|
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями фгос ноо измайлова Наталья Евгеньевна Методист мбу киро и ро г. Лебедянь
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Измайлова Наталья Евгеньевна
Методист МБУ КИРО и РО г.Лебедянь
Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.
Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.
Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий» (Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, № 7, с. 25).
Изучение содержания Федерального государственного образовательного стандарта НОО заставляет каждого учителя «проинвентаризировать» всё, чем он владеет, определить собственный уровень готовности к реализации Стандарта.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности.
Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «… использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов …; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [27; 8-10].
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, представленные в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ООП НОО), также отражают требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры младших школьников.
В разделе 2.1.1. «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)» примерной ООП НОО зафиксировано, что «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью … освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно. организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом» [20; 42].
Поэтому с введением ФГОС НОО с 1 сентября 2011г. при распределении часов на внеурочную деятельность директорами ОУ были введены такие занятия по внеурочной деятельности как:
«Литературная гостиная», «Игровая информатика», «Информатика в играх и задачах», «Я – гражданин», «Азбука нравственности», «Книжкин мир», « Мир, в котором мы живём», «Краеведение», «Секреты вежливости», «Мир профессий», «Народные промыслы», «Основы православной культуры».
Библиотекари ОУ с первых дней приобщают детей к работе с книгой, проводят библиотечные уроки, мероприятия. Проводят тематические выставки, конкурсы.
Детям младшего школьного возраста необходимо научиться не только писать сообщения, доклады, исследовательские работы, но и уметь их защищать, выступать перед аудиторией.
С 2008 года в нашем районе проводится районная научно-практические конференции учащихся. В 2011-2012 учебном году учащиеся 1-4 классов стали активными участниками конференции. Так 26 апреля 2012 г. на региональной научно – практической конференции в ЛГПУ обучающаяся 3 класса МБОУ СОШ №3 г. Лебедянь Измайлова Анастасия заняла первое место и стала самой юной участницей конференции.
Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности сегодня является одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса образовательных учреждений.
|
|
|