|
Евангелие от Луки
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе,
а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое,
ибо от избытка сердца говорят его уста…
Евангелие от Луки
Юность и молодость - это не только прекрасные периоды в жизни каждого человека, но еще и особое состояние души. Это время дерзаний, поисков, открытий, реализации самых смелых надежд. Сегодняшнее молодое поколение отличается особым упорством, целеустремленностью, желанием достичь неимоверных высот. И все бы замечательно, если бы не одно значительное «но» - что стоит за этим упорством, желаниями, амбициями? Как ни печально осознавать, «ключ» кроется в получении материальных благ. Зачастую только в них. Все реже и реже приходится слышать о желании молодых ребят прославить свою «малую» родину, вывести на новый политический, экономический, а главное – духовный - уровень свою страну.
Сам термин «духовность» как-то канул в Лету. Может потому что у нас такое острое желание быть поближе к Западу, к его стандартам, правилам, законам и обычаям. А там, как известно, вопрос веры, религии является личным делом каждого гражданина, и общество не имеет права вмешиваться в личную жизнь. А может, потому что у нас история такая. Сложная, запутанная. Да и коммунистическое прошлое с разрушенными храмами, запретом на веру, поклонением политическим вождям, совсем недавнее, тоже дает о себе знать. А может и то, и другое.
Радует тот факт, что все больше и больше внимания этой проблеме уделяется со стороны Правительства – проводится масса различных форумов, конференций, семинаров, направленных на духовное развитие молодежи. Ключевым элементом здесь является целый ряд реформ в области школьного образования. Пожалуй, столькими изменениями, которые произошли в последние годы в системе школьного образования мало какой институт может похвастаться. Но, будем откровенны, далеко не все эти трансформации мы понимаем, принимаем, и хотим видеть. Самая большая загвоздка заключается в трактовке терминов. Как давно Вы включали телевизор, открывали газету и не встречали там слово «модернизация»? А ведь для большинства «модернизация в системе образования» - это всего лишь кабинеты, оснащенные по «последнему слову» техники, электронные дневники и прочие «чудеса» 21 века. Такие веяния, как уроки религиоведения, рассматриваются как нечто ненужное, лишнее. Хотя именно это является одним из основных детерминант модернизации самого главного - сознания детского, юношеского мышления. О построении какого гражданского общества может идти речь, если люди не являются духовно богатыми, развитыми? Религия является фундаментом сильной, мощной страны.
В свое время таким фундаментом выступала идеология марксизма. К чему она привела мы все прекрасно знаем из уроков истории. Возвращаться к этому прошлому никто не хочет, да и это уже невозможно в новых условиях глобализирующегося мира, где интеграция является основой основ.
Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. Чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания,необходимы духовно здоровая семья и школа. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной прежде всего через культуру своего народа.
Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:
- большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная ,и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;
- содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историей культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно;
- введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;
- многонациональность страны и ее вероисповеданий требует выделения для изучения основ духовно-нравственного воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их индивидуальными вероисповеданиями.
Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенные требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не принимать меры радикального изменения сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится.
Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастными особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста.
При первом взгляде на структуру школьных предметов бросается в глаза отсутствие смыслоносной сердцевины. Ведь ни математика, ни естественные и общественные науки, ни художественная литература и искусства не дают всецелого смысла жизни, хотя могли бы служить ему.
Образование, ставшее «всадником без головы», заставляет вспомнить пламенные слова Ушинского: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди… Мы считаем удобным выразить вообще желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным..; православие есть единственная религия, представляющая все условия для такого движения. Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ»1.
Таким образом, следует говорить об особой роли педагогов, которые должны являться для своих учеников не только старшими товарищами, наставниками, но истинными путеводными звездами, ведущими и умело увлекающими за собой. Только такой педагог достоин носить гордое звание – Учитель!
|
|
|