|
Доклад по теме «Системно деятельностный подход в обучении английскому языку»
Доклад по теме
«Системно – деятельностный подход
в обучении английскому языку»
Кольцовой Татьяны Алексеевны,
учителя МБОУ СОШ №60 г. Брянска
на заседании районного МО учителей
английского языка.
27.03.2013.
г. Брянск.
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения
в изучаемой области, существенное повышение их мотивации к учёбе.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности - мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в общеобразовательном учреждении.
Понятие » универсальные учебные действия»
В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умению учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно – смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимся всех компонентов
учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный,
регулятивный, (включающий также саморегуляцию)
познавательный,
коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида
Личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом:
Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемоего содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии,
к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
1) общеучебные (включая знаково – символические)
2) логические
3) постановку и решение проблем
1) общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
Знаково – символические действия:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графическая или знаково – символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
2) Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
Установление причинно - следственных связей, предоставление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
3) Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном решении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Принципы системно – деятельностного подхода:
Принцип минимакса - освоение материала на максимальном
уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания ее в готовом виде, а ищет их сам осознанно.
Принцип психологической комфортности - создание на уроках благожелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения.
Принцип вариативности - формирование учащимися способностей к выбору вариантов.
Принцип творчества - приобщение учеников к творческой деятельности. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть функций своим учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика,
принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего
психологического климата.
Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том,
что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают»
их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить,
показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно - деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения.
Её целью является личный образовательный результат, полученный
В ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).
Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение прблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно – историческими аналогами, рефлексию результатов.
Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися.
Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.
Показатели владения педагогом системно - деятельностными технологиями обучения:
- имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребёнку;
- системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;
- проектирует цели курса, темы урока исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;
- создаёт мотивационно - целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учащихся;
- организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;
- организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;
- организовывает самоконтроль и самооценку учащихся своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
- владеет способами организации размышления, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Структура уроков, введение нового знания и особенности некоторых его этапов в рамках системно - деятельностного подхода имеют следующий вид (название этапов условные):
1. Мотивационно – целевой этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется ввод в затруднение через сложное для ученика
учебное действие, фиксация индивидуального затруднения и установление причин затруднения - тех конкретных знаний или способов деятельности, которых недостаёт для решения учебной задачи. Затруднение и будет целью. В этом случае актуальной становится осознанная школьником необходимость и возможность дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию,
овладеть новым способом или открыть его. Установив, какой именно информации недостаёт, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно её получить, т.е. проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока. Строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а далее и помощью исследовательских методов.
2. Процессуальный этап. На данном этапе осуществляется разрешение возникшего противоречия через реализацию построенного проекта. В
зависимости от сложности задания работа организуется в коллективной, парной или индивидуальной форме. Результаты работы в виде продукта деятельности (устного ответа или знакомой модели) обсуждаются, сопоставляются, уточняются, корректируются через наводящие вопросы и сопоставления. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате выполнения задания уточняется общий характер нового задания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.
На данном этапе используется и индивидуальная форма работы:
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку. В завершении используется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
3. Рефлексивно - оценочный этап.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное
на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:
- познавательная - что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочны и почему, как я теперь бы решил проблему…;
- социальная - как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…;
- психологическая - как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа(в группе, с заданием) или нет, почему, как(с кем) бы я хотел работать и почему…
Анализ урока с позиций СДП
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения,
Повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке ставятся задачи и чёткие критерии самоконтроля и
самооценки ( происходит специальное формирование контрольно - оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет , выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие « учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
|
|
|