Этапы урока и их содержание
|
Время
(мин.)
|
Деятельность
|
Учителя
|
Учащегося
|
Организационный этап.
|
1
|
Организационная.
|
Сообщают об отсутствующих.
|
Постановка цели.
СЛАЙД № 1.
На предыдущих уроках мы с вами начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давайте вместе вспомним вопрос, на который мы с вами пытались ответить?
СЛАЙД № 2.
|
3
|
Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока.
|
Внимательно слушают и записывают в тетрадь.
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
|
Изучение новой темы через повторение.
Сейчас я вам предлагаю вспомнить некоторые литературные жанры, которые вы знаете, и разгадать кроссворд, где ключевое слово ЛИТЕРАТУРА.
СЛАЙД № 3.
Жанры: 1- стих; 2- повесть; 3- басня; 4- легенда; 5- миф; 6- роман; 7- рассказ; 8- сказка.
Молодцы ребята! Кроссворд отгадан и теперь ответьте мне пожайлуста на вопрос: Как вы считаете, какой из этих литературных жанров самый музыкальный и что было бы со стихами, если бы не было музыки?
Ответ: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие бы стихи так и не стали бы песнями. Ведь многие писались специально для того чтобы стать песней.
СЛАЙД № 4.
Давайте прочитаем слова неизвестного автора и подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе и что роднит её с музыкой?
Ответ: Наблюдаются черты сходства – интонация, темп, ритм. Мелодичность фраз.
Сейчас ребята, давайте отгадаем загадку:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про ветер лунный.
(Скрипка)
СЛАЙД № 5.
СЛАЙД № 6.
Сейчас мы прослушайте норвежскую народную песню «Волшебный смычок» под аккомпонимент фортепиано.
|
15
|
Оформление доски.
Совместно с учащимися разгадывает кроссворд.
Следит за верностью рассуждений учащихся.
Помогает в выборе правильного ответа.
|
Предлагают варианты ответов.
Внимательно слушают и отвечают на заданный вопрос.
Читают стих и отвечают на вопрос.
Анализируют и отвечают.
|
Слушание песни (исполнение и игра учителя).
|
2
|
Во время прослушивания песни предлагает учащимся посмотреть на слайд со словами и осмыслить песню.
|
Внимательно слушают и следят за словами.
|
Прослушав песню, ответьте на вопросы: Кто и кому отказался продавать волшебный инструмент и почему?
Ответ: Старичок отказался продавать скрипку богачу за амбар хлеба. Так как она была волшебной и обладала необыкновенной силой в музыке, под которую танцевали и веселились люди.
Вопрос: Почему песня называется «Волшебный смычок»?
Ответ: Потому что в ней говорилось о волшебном музыкальном инструменте – скрипке.
Вопрос: Можно ли назвать песню музыкальной сказкой?
Ответ: Да, так как сюжет сказочный.
|
|
Развивает образное мышление учащихся.
|
Проанализировав песню отвечают на вопросы.
|
Физминутка.
Буратино потянулся (руки вверх, ноги на носочках)
Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны).
Видно ключик не достать (повороты головы)
На носочки надо встать (встать на носочки и на ступню).
|
2
|
Следит за правильным выполнением движений.
|
Правильное выполнение движений со словами.
|
Отдохнули немножко и продолжим наш урок.
Не только музыка и поэзия имеют схожие черты, и не только песнями обогащает музыка литературу. Музыка часто становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает пережить трудные минуты. Она пробуждает чувства, борется со злом и нельзя представить себе сказки без музыкального сопровождения.
На фоне звучания песни «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» (слушание) появляется
СЛАЙД № 7.
Ответьте на вопрос: Чему учат сказки?
Ответ: сказки учат творить добро, побеждать зло и быть самим добрыми.
Вопрос: Почему нельзя прожить на свете без сказок?
Ответ: Потому что сказки – это детство каждого человека и они очень интересны и поучительные.
Вопрос: Назовите сказки, в которых звучит музыка?
Ответ: Снегурочка, Морозко, Финист ясный сокол и др.
|
2
|
Предлагает прочитать стих и ответить на вопросы.
|
Чтение стиха и осмысление прочитанного.Ответы на вопросы.
|
Закрепление объектов изучения.
Сейчас мы с вами закрепим полученные знания и заглянем в картинную галерею сказок. Сегодня там представлены живописные произведения их различных сказок (сказка-былина «Садко», «Золушка» Ш.Перро). Во многих сказках мира звучит музыка, которая их украшает.
СЛАЙД № 8
СЛАЙД № 9
Посмотрите внимательно на экран и послушаем музыкальные фрагменты из м\ф «Бременские музыканты».
«Песенка друзей» - слушание (фрагмент).
Послушав фрагменты песен, ответьте на вопросы: Какое место в мультфильме занимает музыка?
Ответ: Весь мультфильм создан совместно с музыкой.
|
5
3
|
Обсуждает совместно с учащимися фрагменты из урока.
Следит за верностью рассуждений учащихся.
|
Активно включаются в работу.
Отвечают на заданные вопросы.
|
Домашнее задание.
Прочитать и выучить в учебнике тему: «Что роднит музыку с литературой в сказке» на страницах 6-9.
|
2
|
Поясняет домашнее задание.
|
Внимательно послушав пояснение учителя, записывают домашнее задание.
|
Подведение итогов и выставление оценок за урок.
Всё то, что есть прекрасное в искусстве, возвышенно в литературе и способствовало появлению сказок у разных народов мира. Ведь музыка помогает охарактеризовать героя, его переживания и победить зло. Поэтому музыка часто является темой самой литературы.
Вопрос: проанализировав урок, что из этого можно выделить самое главное?
Ответ: Ясно одно – что в сказке в одно сливаются и музыка и литература. Тем самым, дополняя друг друга.
Сегодня на уроке все вы работали очень активно, хорошо, молодцы!
СЛАЙД №10
Выставление оценок.
|
5
|
Обсудить вместе с учащимися главного вопроса урока.
|
Ответы на главный вопрос.
|