|
Анализ работы д/о «Бригантина» за 2013 2014 учебный год
АНАЛИЗ РАБОТЫ
д/о «Бригантина» за 2013 – 2014 учебный год
В 2013 -2014 учебном году д/о «Бригантина» продолжало действовать в воспитательном пространстве ГОУ ТО «Суворовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», т.к. является компонентом его воспитательно - образовательного процесса. В 2013 -2014 учебном году при планировании и организации деятельности д/о мы учитывали следующие условия:
проблему школы на 2013 – 2018 г.г. «Социализация и адаптация обучающихся (воспитанников) в условиях современного общества через личностно – ориентированную, здоровьесберегающую и практическую направленность воспитательного – образовательного процесса»;
-
задачу школы на 2013 – 2018 г.г.: «Создание условий для развития адаптированной личности, способной к самореализации в современных условиях»;
тему года «Освоение системно – деятельного подхода к образованию, как основной способ совершенствования эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса»;
тему работы коллектива «Диагностирование, анкетирование педагогов. Выявление и обоснование темы, определение задач. Собеседование по проблеме на МО. Взаимодействие с департаментом образования Тульской области. ИПК, РМК»;
цель рабочей программы деятельности д/о «Я в этом мире» - создание условий для становления личности каждого ребенка, по средством вовлечения в общественно – полезную деятельность через положительную мотивацию, интересы и потребности;
направление деятельности школьного сообщества на 2013 – 2014 уч.г. - создание условий для проектирования (проектного обучения), как условия развития исследовательской компетенции педагога и школьника;
-
задачи для реализации программной деятельности школьного сообщества в 2013 – 2014 уч.г.: продолжить работу по программе «Я в этом мире» на основе современной Концепции воспитания детей и молодежи; создать условия для формирования у школьников внутренних стремлений и потребностей в здоровом образе жизни; создать единое воспитательное пространство в школе - интернате (школы содружества детей и взрослых), которое поможет приобщать каждого ученика к общешкольным ценностям, традициям; создать условия для проявления подлинного интереса школьного коллектива к участию в областных мероприятиях, направленных на развитие детского творчества; продолжить работу по проективному обучению учащихся и внедрение методики КТД в общешкольную жизнь интерната, увеличить количество общешкольных, групповых мероприятий, направленных на эффективное внедрение УПД каждого школьника; продолжить работу по плану мероприятий по организации и внедрению системы олимпийского обучения «Сочи 2014»; провести мероприятия на здоровьесберегающую тему (гигиена питания, изучение лекарственных трав, санитарное просвещение); провести мероприятия направленные на изучение родного края, экологической направленности; продолжить проведение игр по программе Щурковой, которые способствуют формированию и развитию субъективной позиции, осознанию собственных поступков и адекватной оценки собственных возможностей и способностей, расширению сферы общения, обогащению нравственных представлений учащихся;
девиз программной деятельности на 2013 – 2014 уч.г.: «Дерзай + Твори + Внедряй = Успех».
В структуре деятельности д/о в 2013 - 2014 уч. г. был использован системный принцип воспитания и обучения.
Анализируя содержание деятельности д/о «Бригантина» в 2013-2014 учебном году нужно выделить то, что организация плановых мероприятий строилась по принципу: «Позиция + Действие + Польза», поэтому эффективно:
складывались представления учащихся о себе,
проходило сознание своего «Я»;
учащиеся овладевали способами усвоения общественного опыта и его присвоения;
формировалась база деловой сферы общения школьников;
проходило становление мотивационной сферы (переход от непосредственного восприятия к подлинно – познавательному интересу);
проявлялись элементы теоретического подхода к решению проблемных ситуаций.
С 2007 года мы работаем по программе организации досуговой деятельности д/о «Бригантина» «Я в этом мире». Ее результатом является прохождение каждым школьником поэтапного становления личности. В ходе ежегодного мониторинга мы получаем данные, которые указывают нам на наличие динамики личностного роста учащихся и показывают, сколько учащихся находится на первом этапе – адаптации, сколько перешли на второй этап – индивидуализацию, сколько дошли до заключительного третьего этапа – интеграции.
Учебный год
|
1 этап
|
2 этап
|
3 этап
|
2007 – 2010
|
20 %
|
80 %
|
-
|
2010 -2011
|
15 %
|
65 %
|
10 %
|
2011 – 2012
|
20 %
|
65 %
|
15 %
|
2012 – 2013
|
21 %
|
63 %
|
16 %
|
2013 - 2014
|
34,3 %
|
36,9 %
|
28,8 %
|
В этом году мы заметили увеличение числа учеников, имеющих высокий уровень сформированности личности. Это подводит нас к выводу, что с 2007 г. мы:
грамотно планировали работу д/о «Бригантина», направленную на создание условий для духовно – нравственного развития личности каждого ребенка;
эффективно развивали творческие способности, познавательные интересы, формировали индивидуальные социальные умения и навыки, необходимые школьникам в жизнедеятельности и для адаптации в жизни;
создавали условия для включения каждого члена д/о в общественно – полезную деятельность;
сделали правильный подбор диагностического инструментария для отслеживания личностного роста каждого школьника и выявления уровня формирования его личности.
Выбранный вид диагностирования дал нам возможность: видеть личностный рост каждого школьника, как он демонстрирует собственные достоинства в общественной жизни школы, подобрать необходимые коррекционные мероприятия для исправления у школьника личностных проблем. Поэтому при составлении плана программной деятельности д/о на 2014 -2015 учебный год мы будем учитывать:
- направления плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;
- рекомендации педагогов;
- необходимость продвижения по этапам становления личности каждого ребенка;
- результаты мониторинга;
- результаты диагностирования;
- гуманистический подход,
- вариативно - системный принцип.
Анализируя деятельность школьников в д/о, стоит отметить положительные результаты работы, которые были выявлены путем диагностирования (в 3 этапа) в конце учебного года.
1 этап. В течение года в Экране соревнований «Мир моих увлечений 2013 – 2014» фиксировались результаты количества и качества участий отрядов в социально - значимой деятельности д/о. Они были в конце года обработаны и оформлены в таблице 2, диаграммах 1, 2.
2 этап. Подвелись итоги участий школьного сообщества в областных мероприятиях: 1 место заняли учащиеся 7 «Б» класса (24 дела), 2 место – учащиеся 3-4 классов (22 дела) и учащиеся 8 – 9 классов (22 дела), 3 место - учащиеся – 1 – 2 классов (20 дел); общешкольных мероприятиях: I место – учащиеся и педагоги 5 – 9 классов, II место - учащиеся и педагоги 1 - 2 классов, III место - учащиеся и педагоги 3- 4 классов. В конце года данные были обработаны и оформлены в таблицах 1, 3.
3 этап. С 2007 года по 2014 год мы проводим ежегодный сравнительный анализ данных (моноторинг). Полученные данные в конце года обработали и оформили в таблице 11, диаграмме 3.
Таким образом, данные, которые мы получили в ходе диагностического исследования в 2013 -2014 уч.г., подводят нас к выводу: программная деятельность д/о направлена не только на создание условий для каждого члена д/о в прохождении этапов становления личности, а также на нахождение путей выявления потребностей в интеграции школьников и на то, что в школе для этого были созданы необходимые условия.
Элемент соревнования, служивший основой работы в этом учебном году, привел нас к повышению качества и количества участий школьников, проявлению интереса, активности к общественной жизни. Поэтому в анализе программной деятельности д/о «Бригантина» мы считаем важнейшим обратить внимание на:
а) положительное;
б) отрицательное;
в) вывод, рекомендации для предстоящей работы.
Анализируя работу по маршруту «Краеведение», которая направлена на создание условий для формирования целостного мировоззрения у школьников, приобщения их к истории и культуре Отечества, было отмечено следующее:
а) положительное:
план полностью реализован: 11 школьных дел и 13 областных дел;
школьникам были интересны мероприятия, где использовались элементы исследовательской культуры: конкурсы рисунков для учащихся 1 - 9 классов «Что мы знаем о православной книге» (март), «Наша армия сильна» (февраль), «Эта радость со слезами на глазах» (май), региональный конкурс на лучшую творческую работу «Память», посвященного 71 - годовщине начала контрнаступления Советских войск под Тулой и Москвой (ноябрь), областной конкурс по православному краеведению «По святым местам земли русской» (декабрь), областной конкурс творческих работ обучающихся «Благодатный отрок», посвященный 700–летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (февраль), областной конкурс творческих работ «Памяти защитников Ленинграда посвящаю…» (март), областной конкурс творческих работ «На воде, на суше и в воздухе: русское и советское военное искусство в конце XIX середине XX веков» (март), областной конкурс детских рисунков «Светлый праздник Победы», посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (март);
пополнили копилку знаний о родном крае мероприятия для учащихся 1 – 9 классов: концерт ко Дню Тульской области (сентябрь), видео урок ко Дню героев Отечества (декабрь), проект «Книга о земле неброской красоты» (февраль), литературная гостиная «Поэты Тульского края» (март), областная выставка-конкурс изобразительного искусства для учащихся «Волшебные краски Ясной Поляны» (октябрь);
интересная форма мероприятия была апробирована во время школьных перемен – видео конкурс «Первые шаги человечества в освоении космоса». По изучению данной темы были интересны и познавательны творческие работы, подготовленные для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технических и художественных проектов по космонавтике «Звездная эстафета» (октябрь), областном конкурсе творческих работ для школьников на тему «В.В. Терешкова – первая в мире женщина-космонавт» (октябрь);
знаменательными событиями в этом году для членов д/о стали творческие работы, подготовленные для участия в областной выставке-конкурсе творческих работ обучающихся «Наследники тульских мастеров» (апрель), региональном этапе Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» (май). Они были посвящены, интересующей нас теме об экипаже Российских моряков и увековечивании памяти героя – земляка комендора крейсера «Варяг» Кузнецова А.И.;
в июне мы приняли участие в добровольческой акции «Свет в окне» по оказанию помощи ветеранам ВОВ и членам их семей, гражданам пожилого возраста и с инвалидностью. Все выполненные нами добрые дела были направлены на активность собственной гражданской позиции, уважительного отношения к пожилым людям, воспитания доброты, чуткости, сострадания;
б) отрицательное:
заметно выражено отсутствие знаний учащихся об исторических датах РФ;
в) вывод и задачи на предстоящую работу:
необходимо продолжать работу по пополнению школьного проекта «Книги о земле неброской красоты»;
продолжать ухаживать за памятным знаком героя – земляка А.И. Кузнецову;
увеличить количество мероприятий, направленных на привлечение внимания школьников к историческим датам и событиям нашей страны.
Анализируя работу по маршруту «Здоровый образ жизни», которая была направлена на пропаганду здорового образа жизни, мы отмечаем следующее:
а) положительное:
план полностью реализован: 14 школьных дел и 3 областных дела;
в конце января и на протяжении февраля прошли интересные мероприятия в рамках месячника спортивно - патриотической работы. Это выяснилось при обсуждении хода мероприятий в кругу школьников и педагогов;
такие мероприятия, как акция «Твой выбор» (ноябрь) для учащихся 1 – 9 классов, областной конкурс социально-значимых работ учащихся Тульской области по профилактике зависимостей от психоактивных веществ «Мы за здоровье нации!» (март), тематический конкурс на лучший плакат, рисунок антинаркотической тематики среди школьников области были встречены школьниками с большим интересом. Эта тема для подростков актуальна;
в апреле была проведена видео викторина по БДД «С песней и шуткой мы в игре изучаем ПДД» для учащихся 1 – 9 классов. Материал, который изучили учащиеся, далее был предоставлен в форме творческих работ;
в сентябре и октябре члены д/о познакомились с информацией о терроризме, экстремизме на видео конференции «Этого нам забывать нельзя», в акции «Скажем экстремизму – нет». Данная тема освещалась с целью ознакомления школьников с основными правилами поведения в экстремальных условиях;
в мероприятиях нетрадиционной формы, направленные на внедрение системы олимпийского обучения «Сочи 2014» с сентября по февраль учащиеся, решая проблемные ситуации, практически усваивали жизненный опыт. В акции «Это вредит нашему здоровью» (январь, апрель) принимали участие «заядлые курильщики (условия: 1 день без сигареты);
в этом году мы продолжили организацию мероприятий, которые объединял общий девиз «Спорт – как залог здорового образа жизни». Проводились они в соответствии плана мероприятий клуба «Надежда»;
-
спортивные мероприятия для учащихся 1 – 9 классов: интерактивный час «Здоровые дети в здоровой семье» (февраль), День здоровья «Город Олимпийских надежд» (апрель), школьные Олимпийские игры (май) стали в нашей школе традиционными. Они помогают формировать ответственность, навыки и умения выполнять действия по инструкции, наблюдать, контролировать и анализировать собственные и посторонние действия, сравнивать и рефлектировать итоги своей деятельности в команде;
б) отрицательное:
малое количество мероприятий на здоровьесберегающую тему (гигиена питания, изучение лекарственных трав, санитарное просвещение). Совсем немного она была школьниками исследована в региональном этапе конкурса детских творческих работ «Весёлый урок о том, что вкусно и полезно» в раках программы «Разговор о правильном питании» ООО «Нестле Россия»;
в) вывод и задачи на предстоящую работу:
необходимо увеличить число общешкольных акций, мероприятий на здоровьесберегающую тему (гигиена питания, изучение лекарственных трав, санитарное просвещение), которые закрепят у школьников потребность в здоровом образе жизни.
Анализируя работу по маршруту «Рука в руке», которая направлена на построение отношений между младшими и старшими звеньями мы отметили следующее:
а) положительное:
план полностью реализован: 17 школьных и 7 областных дел;
увеличилось количество учащихся младшего звена, желающих принять участие в общешкольных мероприятиях;
при проведении: занятий учебы Актива объединения был отмечен интерес учеников 5, 7 «А,Б» классов к игровым занятиям – тренингам по программе Щурковой, направленных на выработку организаторских способностей, качеств лидера, к играм, обогащающие нравственные представления,
при проведении КТД «Праздник достижений» (май), КТД «Дела уходящего года» (май) у учеников 1 – 9 классов развались коммуникативные, лидерские умения, необходимые для работы в коллективе, команде;
проводились рейды по проверке состояния дневников (декабрь, апрель), учебников (декабрь, май), где школьники показали свои умения беречь и сохранять собственные, школьные вещи;
целью участия школьников в региональном конкурсе для младших школьников на лучшее знание Конституции Российской Федерации (сентябрь), в региональной олимпиаде для школьников на тему 20 -летие Конституции Российской Федерации (октябрь), в видео конференции «Права ребенка» (ноябрь) мы выбрали - создание условий для профилактики правонарушений;
целью участия школьников во Всероссийском конкурсе школьных проектов, посвященный 20 – летию Конституции РФ (ноябрь) мы выбрали создание условий для формирования правовой грамоты обучающихся;
целью участия в областном конкурсе художественных сюжетов «Детям о правах» (ноябрь), областном конкурсе детских рисунков и поделок «Нам в конфликтах жить нельзя, возьмемся за руки друзья!» (ноябрь) - создание условий для личной мотивации и ответственности;
-
в конкурсе рисунков «Мир. Согласие. Единство» учащиеся делали шаги по расширению сферы общения, помогающей раскрывать общечеловеческие ценности, взаимосвязи с людьми разных национальностей;
в январе участвуя в областном конкурсе изобразительного искусства 15 –ой Всероссийской Олимпиады «Созвездие 2014» «Человек – земля – Космос» мы представили конкурсные работы, которые были награждены грамотами за логичность изложения материала и творческий подход к оформлению работы;
в мае мы стали участниками акции «Полиция – детям», которая помогла школьникам посмотреть на работу полицейских, как на тяжелый труд, требующий высокого уровня развития человеческих качеств;
активность, интерес к собственной личности можно было наблюдать у учащихся, которые принимали участие в игре «Магазин» проводимой в рамках Бюро добрых услуг (апрель);
на празднике достижений 19 Мая ряд «бригантинцев» пополнился учащимися 1 класса (5 учеников). Праздник достижений мы проводили по блокам, в них мы предусматривали подведение итогов годовой работы отрядов, награждение отдельных членов д/о, проведение деловой игры «Дерево нашей жизни», направленный на выявление качества организации детского познавательного досуга, исследование проблем, сомнений, интересов детей. Этот вид диагностики помог нам вместе выстроить реалистичный, полезный план работы на предстоящий учебный год, наполнить его привлекательными видами деятельности;
б) отрицательное:
присутствовал недостаток знаний школьного коллектива в правовой культуре;
в) вывод и задачи на предстоящую работу:
увеличить количество мероприятий для младших школьников, которые помогут привлечь их внимание к качественной подготовке общешкольной жизни школы - интерната и д/о;
увеличить количество мероприятий по обогащению знаний школьного коллектива в правовой культуре, по теме «Толерантность»;
создать условия для появления интереса и мотивации у школьного коллектива к участию в областных конкурсах детского творчества;
продолжить проведение игр, обогащающих нравственные представления учащихся;
продолжить обучение по методике КТД;
продолжать работу по проективному обучению (создание проектов разной тематики);
проводить «занимательные переменки», которые помогут наладить дисциплинированность в школе.
При анализе работы по маршруту «Мы можем всё», которая направлена на сотрудничество детей, подростков, педагогов на основе их интересов, мы отметили следующее:
а) положительное:
план работы полностью реализован: 19 школьных дел и 1 областное дело;
увеличилось количество активно участвующих школьников в общешкольных мероприятиях: линейка, посвященная 1 сентября «Сентябрь в календаре», дискотека посвященная началу учебного года «Школьный калейдоскоп, или кто хочет стать отличником» (сентябрь), праздничные концерты ко Дню учителя «Посвящение учителям» (октябрь), ко Дню матери «Мама – первое слово» (ноябрь), к Международному женскому дню «Зажигаем женский драйф» (март), новогодний утренник "Новогоднее приключение" (декабрь) для учащихся 1- 5 кл.;
-
увеличилось количество каникулярных мероприятий с нетрадиционными темами, формами, развлечениями, которые были встречены повышенным интересом, активным участием не только школьников, но и педагогов:
в октябре – ноябре: кино – шоу «Сказки народов мира», игры на преодоление психологического барьера «Я и другие», олимпиада затейников по математике, турнир ловкачей по русскому языку,
в январе: новогодняя мастерская по конструированию, факультативное занятие мастериц, календарь,
в марте: тир для эрудитов, эстафета «Салат из сказок»;
проявлен живой интерес школьников к акциям «Живая открытка» (октябрь, февраль, март), Мастерской деда Мороза. И при этом хотелось бы отметить в этом году весь школьный коллектив;
конкурсная программа ко Дню св. Валентина «Счастливая пара» всегда интересна своим ежегодным своеобразием. В этом году она проводилась по принципу «без гостей в зале», т.е. в игре участвовали все присутствующие;
знаменательным стало ежегодное мероприятие КТД выставка – презентация детского творчества «Творчество + Труд». Таким способом мы обобщаем и подводим годовые результаты работы каждого класса по выбранному направлению воспитательно – образовательного процесса. Ученики демонстрируют поделки, которые хорошо освещают приобретенные и совершенствованные УПД;
создавая условия для проявления подлинного интереса школьного коллектива к участию в областных мероприятиях, направленных на развитие детского творчества мы можем отметить те результаты, которые школьники добились, участвуя в областном фестивале-конкурсе художественного творчества воспитанников детских домов и школ-интернатов «Радуга» (Региональный этап Всероссийского конкурса художественного творчества детей, воспитанников учреждений для детей-сирот «Созвездие») – 8 дипломов (I, II, III места);
отрицательное:
работа редакционного сектора сводилась только к сбору конкурсных рисунков;
в) вывод и задачи на предстоящую работу:
у большинства членов д/о «Бригантина» появилось желание активно участвовать в общешкольных мероприятиях. Это указывает на то, что школьникам интересна жизнь в интернате, а главное – созданы условия для приложения своих творческих сил, на достижение успеха для каждого школьника;
продолжать наполнять досуговую деятельность школьного коллектива нетрадиционными мероприятиями (приоритет - проективные работы, КТД).
При анализе работы по маршруту «Зеленый мир», которая была направлена на воспитание у школьников чувства любви и заботы к окружающему миру, чувства ответственности за его состояние, отметили следующее:
а) а) положительное:
план полностью реализован: 13 школьных и 8 областных дел;
проведены акция «Труд создал человека» (сентябрь, ноябрь, март, апрель, май) для учащихся 1 - 9 классов, где с чувством ответственности за доверенное дело (содержание в чистоте закрепленного участка школьной территории) в этом году были отмечены все отряды;
большое количество школьников проявили творческий подход к общественно-полезному делу школы – акции «Кормушка» "(октябрь, ноябрь) для учащихся 1- 9 классов;
в октябре мы ежегодно организуем выставку – презентацию цветов, где каждый класс представляет букет. В каждом букете спрятаны глубокий смысл, привлекательная деятельность, огромный мир фантазии, пышное воображение и яркий позитив, сила вдохновения, фонтан эмоций. И мы считаем, что эти важнейшие психологические особенности продуктивного творческого процесса, наиболее ярко проявляющегося в состоянии вдохновения, отражаются целиком в совместной работе воображения и мышления, которую используют учащиеся и педагоги в каждом классе. Данный вид нашей деятельности доказывает то, что творчество в равной мере невозможно без воображения, без строгой критической мысли;
охрана окружающей среды актуальная тема во всем мире. На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Вот и мы взяли это направление в своей работе, чтобы наш школьный коллектив, осознал, насколько эта тема актуальна, проблематична и требует многих усилий. Мы для этого организовали и провели следующие мероприятия для учащихся 1 – 9 классов: ЭКОсериал «Лесные репортажи с мест событий» (октябрь) в рамках II этапа ЭКО проекта «Я – активный субъект окружающей среды», риск – версия «Земля наш общий дом» (декабрь), познавательная игра «На помощь Экологии» (осенние каникулы);
весной на территории Тульской области проводились областные субботники, в которых приняли участие все жители г. Суворова, в том числе и школьники, педагоги нашей школы. 1 мая на городской демонстрации директору интерната главой города была вручена похвальная грамота;
стоит отметить те наши участие в областных мероприятиях, которые были направлены на развитие детского творчества: Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (декабрь), II Международный детский творческий конкурс «Сказки Красивого Сердца» (январь), конкурс детского творчества «Зеркало природы» (февраль), региональный этап Всероссийского детского экологического конкурса «Зеленая планета – 2013» (март), конкурс «Защити озоновый слой и климат земли» (апрель);
в течение года каждый класс взял на себя ответственность по сохранению цветового фонда школы, т.е. были распределены цветочные зоны для своевременного полива, ухода (обрывание старых листьев, рыхление почвы, подкормка). Результаты работы радовали в течении года. План работы по проекту «Школьная оранжерея» был выполнен школьным коллективом идеально;
б) отрицательное:
не до конца доведена работа над проектами «Городок своими руками»;
в) вывод и задачи на предстоящую работу:
-
процесс формирования экологической культуры учащихся проходил эффективно, потому что мы учитывали в работе комплексный подход для формирования экологических знаний, системы норм и правил по отношению к природе, ценностных ориентаций и умений и навыков по изучению природы, умений и навыков охраны окружающей среды на уроках и во внеурочной деятельности;
сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями позволило воспитывать экологически грамотного гражданина. Мы не забывали то, что экологическая грамотность и нравственное отношение к природе – понятия нетождественные. Их объединяет такой термин, как «экологическая культура», формирование которой стало главной целью экологического обучения в данном маршруте;
хотелось бы отметить, что в этом году, замечен общий интерес у педагогов, школьников к «зеленому» школьному имуществу. Своевременно выполнялись все виды с/х работ. Педагоги грамотно относились к организации трудовой деятельности, а школьники качественно выполняли общественно-полезные дела;
в процессе выполнения работ по маршруту «Зеленый мир», мы пришли к выводу, что необходимо воплотить в жизнь идеи из проектов «Городок своими руками», посадить саженцы хвойных деревьев, которые предоставил Суворовский лесхоз (сосна, ель) и своими руками выращенные туи. Тем самым мы выполнили практическую часть экосериала «Лесные репортажи с мест событий»;
внести в план работы маршрута мероприятия на темы: «Охрана окружающего мира», «Экология» и практические работы по формированию трудовых УПН учащихся.
По результатам выполненной работы, которые в течение года регистрировались в экране соревнований «Мир увлечений 2012 -2013» и в таблице 3, мы определили то, что:
было запланировано и выполнено 92 школьных дела;
учащиеся приняли 140 участий в 32 делах областного, регионального, всероссийского, международного уровня;
активистами общественной жизни школы стали: Череповская С. и Ивашин А. учащиеся 3-4 классов; учащиеся 7 «А» кл., Марус С. и Амоева З.; Леонова К. и Марус Д. учащиеся 7 «Б»; учащиеся 8 класса Юшина В. и Юшина Я. На празднике достижений – 19 мая им были вручены грамоты по разным номинациям;
педагогами – активистами общественной жизни школы стали: воспитатель 7 «А» кл. Силкина В.С., воспитатель 8 – 9 кл. Шеховцова Л.И., воспитатели 5 кл. Дулива В.Д. и Панкина И.А., воспитатели 1 – 2 кл. Смирнова А.И. и Дмитриева М.В., учитель нач.классов Кравчук Н.В., клас.руководитель 7 «Б» кл. Колесников А.А., учитель истории Лукьянова Ю.Э., педагог–организатор Шулепова Л.В., зам.директора по ВР Чибисова О.И.
Работая по проблеме школы «Социализация и адаптация обучающихся (воспитанников) в условиях современного общества через личностно–ориентированную, здоровьесберегающую и практическую направленность воспитательного–образовательного процесса», изучая тему года «Освоение системно–деятельного подхода к образованию, как основной способ совершенствования эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса», мы для себя отметили то, что принцип личностно-ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе. Это означает то, что он признан активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности, а результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания.
Индивидуально личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, а ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания.
Таким образом, в этом году мы учитывали возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, и поэтому педагоги сами всесторонне развивались, не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры. Каждый педагог был для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Быстрые темпы формировании личностных качеств в детском возрасте требовали от нас действовать с опережением. Не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, мы взвешивали силы тех, кому они адресованы. Ведь непосильные требования могли подорвать веру ребенка в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Именно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.
В этом учебном году педагоги особенно внимательно следили за изменением главных личностных качеств - направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректировали процесс - воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.
Также мы пришли к выводу, что индивидуальный подход требуется не только по отношению к «трудным» детям, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждались в повышенном внимании. Но нельзя было забывать и «благополучных». За внешним благополучием скрывались и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Педагоги старались уделять достаточное внимание всем и понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения. Это очень сложно и не всегда удавалось. Ведь нужно, чтобы сам воспитанник помогал педагогу. Поэтому мы в течение всего учебного года старались быть для обучающихся и друзьями, и союзниками, и сотрудниками, т.к. это кратчайший и верный путь формирования глубинных качеств.
Таким образом, личностно-ориентированный подход помогал педагогам охватывать все стороны воспитательного взаимодействия и в 2013 - 2014 уч.г. он занимал особое место в воспитательно - образовательном процессе. При его осуществлении педагоги овладели такой наиболее сложной формой его осуществления, как диалоговая, которая определила субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников педагогического процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности педагога.
Данная технология преобразовала суперпозицию педагога и субординизированную позицию воспитанника в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование было связано с тем, что педагог не столько учил и воспитывал, сколько актуализировал, стимулировал ученика к развитию, создавал условия для самодвижения. Поэтому мы считаем, что те мероприятия, которые проводились по плану программы «Я в этом мире» в 2013 - 2014 уч. г., помогли школьникам совершенствовать нравственно-волевые качества личности: мужество, упорство, смелость, смекалка, достоинство, целенаправленность. Это выражалось в компетентной деятельности школьного сообщества. А также участие в общешкольных мероприятиях помогло детям овладевать умениями строить отношения с ровесниками на основе уважения, понимания, доверия, воспитать в себе чувство коллективизма и товарищества. Результатом своей педагогической деятельности в этом учебном году мы считаем то, что:
многие школьники научились наполнять свою досуговую деятельность интересными делами, активной творческой, общественно-полезной работой, которая помогали им отвлечься от негативных социальных явлений. При этом они достигали высоких результатов в продуктивной деятельности,
-
школьники овладели элементарными проективными ЗУН, получили уроки участия в мероприятиях, построенных по методике КТД,
школьники апробировали свои проективные умения и навыки посредством создания проектов на разные привлекательные темы.
В 2014 – 2015 уч.г. приоритет педагогической деятельности в решении актуальных проблем, поставленных задач воспитательно - образовательного процесса мы выбираем деятельно – вариативный подход, т.к. он эффективен при нахождении, выявлении потребностей школьников в интеграции, создании условий для становления личности школьника.
При планировании программной деятельности членов д/о «Бригантина» в 2014 – 2015 уч.г. мы будем подбирать мероприятия, создающие условия для проектного обучения под девизом «То, что мы делаем - меняет ситуацию» и по принципу «Проходя через испытания, мы боремся, чтобы понять смысл жизни» и ставим перед собой задачи:
продолжить работу по программе «Я в этом мире» на основе современной Концепции воспитания детей и молодежи;
создать единое воспитательное пространство в школе - интернате (школы содружества детей и взрослых), которое поможет приобщать каждого ученика к общешкольным ценностям, традициям;
создать условия для проявления подлинного интереса школьного коллектива к участию в областных мероприятиях, направленных на развитие детского творчества;
продолжить работу по проективному обучению учащихся и внедрение методики КТД в общешкольную жизнь интерната и увеличить количество общешкольных, групповых мероприятий, направленных эффективное внедрение УПД каждого школьника;
провести мероприятия на здоровьесберегающую тему (гигиена питания, изучение лекарственных трав, санитарное просвещение),
увеличить количество мероприятий, направленных на привлечение внимания школьников к историческим датам и событиям нашей страны;
увеличить количество мероприятий по обогащению знаний школьного коллектива в правовой культуре, по теме «Толерантность»;
создать условия для появления интереса и мотивации у школьного коллектива к участию в областных конкурсах детского творчества;
проводить «занимательные переменки», которые направлены на регулирование дисциплины в школе.
|
|
|