|
Аксиологический подход как основа формирования исследовательской деятельности младшего школьника Юдина Елена Павловна,
учитель начальных классов муниципального
автономного образовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №72
с углубленным изучением отдельных предметов
г.Ульяновска АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Аннотация: автор рассматривает работу научного общества учащихся начального общего образования с позиции реализации аксиологического подхода. Ключевые слова: научное общество учащихся, исследовательская деятельность, аксиологический подход. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные.
В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимают проектная деятельность и ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира.
Одним из базовых методологических подходов к процессу формирования социально-адаптированной личности является аксиологический подход, на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности. В современной педагогике одним из первых, кто провозгласил обязательность в образовательном процессе любви к ребенку, считают В.А. Сухомлинского. «Воспитание – это прежде всего человековедение…», - говорил Василий Александрович. Его идеи постепенно просачивались в педагогику, имели поддержку со стороны учителей – новаторов и на сегодняшний день приобрели важную для общества актуальность.
Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях, которая направлена на создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. Имея возможность создавать условия для более глубокого понимания ценностей каждым воспитанником и их практическом применении, современная школа предлагает учащимся начальной образовательной ступени различные формы организации образовательного и воспитательного пространства.
В муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов г.Ульяновска успешно осуществляется работа научного общества учащихся, которое развивается в соответствии идеями гуманизации образования и является следствием применения аксиологического подхода в педагогике. Это имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от качества создаваемого образовательного и воспитательного пространства зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования вносит свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.
Особенность работы научного общества учащихся (НОУ) начальной школы в нашем образовательном учреждении – это экологическая направленность проектной деятельности школьников. Мы делаем акцент на две основных практических задачи современного образования: формирование у школьника основ культуры экологического мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения. Возраст младшего школьника позволяет выполнить социальный заказ исходя из своих особенностей, ребенок 7-9 лет с большим желанием удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями, включаясь в поисковую деятельность для открытия фактических знаний и взаимосвязей между ними.
Исследовательская деятельность подразумевает активизацию интереса к обучению через самостоятельное открытие новых знаний. Исследование по своей сути тесно взаимосвязано с понятием «проектная деятельность», но между ними есть существенные отличия. Исследовательская деятельность – процесс поиска новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектная деятельность – объединение усилий для разработки собственного варианта решения по определенной проблеме для получения результата. В отличие от проектирования исследовательская деятельность не ставится в жесткие рамки, она более свободна и вариативна. Учителю важно знать, что в работе с детьми полезны и проектирование, и исследовательские работы.
Организация экологических исследований НОУ начальной школы дело большое и требует от педагогов-советников методической грамотности, научных знаний и на каждом этапе работы с детьми обладания организаторскими умениями. Исходя из данных требований, в школе ежегодно ведет работу штаб педагогов-советников по собственному плану. Объединившись в творческую группу, педагоги решают поставленные задачи в соответствии с задачами современного образования, используя возможности аксиологического подхода.
Выделим условия для использования аксиологического подхода в работе НОУ:
Внутренние условия:
*Заседания юных экологов по параллелям
*Общешкольные мероприятия НОУ
*Система работы классных руководителей
* Эффективность деятельности локальных микрогрупп учителей
*Зарождение традиций НОУ начальной школы
Внешние условия:
*Содружество
-Творческие учителя
-Активные родители
-Педагоги ЦДТ №5
-Специалисты городской библиотеки №2
Работа научных секций в среднем и старшем школьном звене является важной частью образовательного процесса. Юные талантливые ребята плодотворно занимаются исследовательской деятельностью по различным направлениям. А вот на работу научных обществ в начальной школе многие смотрят с недоверием. Но младший школьник способен на основе поиска и творчества научиться добывать информацию, составлять план действий, получать хороший результат. Только степень самостоятельности будет взаимозависима от возраста, чем старше ребенок, тем она выше.
Своё научное общество мы так и назвали: «Любознайки» (Люблю узнавать, умею наблюдать, фиксировать информацию и действовать) Эта модель - одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников, модель, которая дает возможность развивать свои способности как коллективно, так и индивидуально.
Работа НОУ нацелена на:
1. Выявление и поддержку учащихся начальной школы, склонных к занятию проектно-исследовательской деятельностью.
2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся через экологические исследования, поддержку научно-исследовательской работы в начальной школе.
3. Развитие личности, способной в силу своих возрастных особенностей к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в микро и макро коллективах.
4. Формирование и развитие у учащихся навыков проектно-исследовательской работы.
Работа НОУ начальной школы – это создание образовательной и воспитательной среды, способствующей развитию самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей школьников.
План работы НЦЛ
№
| Мероприятие
| Сроки проведения
| 1
| Выявление желающих из Любознаек класса вступить в сообщество НЦЛ
| сентябрь
| 2
| Игра «Экзамен для Любознаек!»
| октябрь
| 3
| Посвящение в Любознайку из НЦЛ
| октябрь
| 4
| Выбор темы научной работы и работа над ней в данной секции
| октябрь
| 5
| Осенний калейдоскоп: интеллектуально – развлекательное мероприятие
| октябрь
| 6
| Интерактивная встреча участников НЦЛ «Какие успехи сегодня, что интересного в исследованиях?»
| ноябрь
| 7
| Творческая выставка Любознаек «Наша исследовательская работа»
| январь
| 8
| Фотоконкурс. Интерактивная выставка творческих проектов «Зима в наш край пришла»
| январь
| 9
| Научно-практическая конференция «НЦЛ докладывает!»
| февраль
| 10
| Круглый стол Любознаек
Рефлексия
Презентация «Модель юного исследователя из НЦЛ»
| апрель
| 11
| Участие в региональном экологическом фестивале
| апрель
| 12
| Подведение итогов Планы
| май
| Работу научного общества учащихся начальной школы координируют и направляют педагоги-советники, которые в свою очередь ведут большую работу по организации исследовательской работы учащихся, консультируют юных исследователей, а также приводят в систему свою и общую методическую работу.
Работа педагогов-советников имеет поддержку со стороны школьного педагога-психолога, который в течение года проводит диагностическую и коррекционную работу с юными исследователями из НЦЛ. Данная работа представляет практическую значимость в достижении учащимися наиболее высокого результата исследований.
Реализация содержательной линии работы НОУ в начальной школе, используя аксиологический подход – это использование практической и эффективной технологии проектирования и исследовательской деятельности в обучении и воспитании. |
|
|