|
Адаптация пятиклассников Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников
Адаптация пятиклассников
Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников.
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Меня как классного руководителя волнует, что же происходит сейчас с нашими детьми, с какими проблемами они сталкиваются и какую реальную помощь мы можем им оказать.
Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставил перед собой несколько задач:
1) Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость школьной жизнью, изучение учебной мотивации, а также отношение детей к классному руководителю.
2) Выявить взгляды родителей на процесс адаптации детей к среднему звену школы.
Для получения объективных данных проводилось анонимное анкетирование учеников 5 «А» класса и их родителей.
Анализ анкетирования учеников 5«А» класса
Исследуя удовлетворённость школьной жизнью пятиклассников, мы пришли к выводу, что у 60% детей удовлетворённость школьной жизнью высокая. Они считают, что у них всё получается, они успевают справляться со всеми заданиями учителей без особых трудностей. 35% детей имеют среднюю удовлетворённость школьной жизнью, 10% - низкую.
Изучая уровень учебной мотивации, мы выявили, что у 45% детей высокая заинтересованность учебными предметами, у 35% - средняя, у 20% - низкая.
Какие предметы взывают наибольший интерес у детей? Чтобы ответить на этот вопрос, мы составили рейтинг наиболее значимых для детей учебных предметов.
1 место - математика и технология.
2 место - русский язык, история, ИЗО.
3 место — литература и физкультура.
4 место — окружающий мир и музыка.
5 место — английский язык.
Таким же образом изучалось отношение пятиклассников к своему классному руководителю. 100% опрошенных считают, что их классный руководитель хорошо знает свой предмет, относится к детям с пониманием, у него интересно на уроках. 90% опрошенных считают, что классный руководитель считается с их возможностями, даёт работать самостоятельно.
Анализ анкетирования родителей.
С целью выявить взгляд родителей на процесс адаптации их детей к условиям средней школы, на родительском собрании было проведено анкетирование.
По мнению родителей, трудности в учёбе детей связаны со следующими факторами: с невнимательностью детей — считают 100% родителей; с переходом в средние классы — 33%; с недостатком времени на уроках для подробного объяснения — 8%; с тем, что учитель мало уделяет внимания детям — 0%.
Родителям задавался следующий вопрос: какая помощь нужна Вашему ребёнку со стороны учителей? Нужны дополнительные занятия — считают 30% опрошенных, больше объяснения — 42%, должно быть доскональное объяснение домашнего задания — считают 25%, помощь детям не нужна — 8%.
Какие советы учителям в организации общения с детьми дают родители?
42% считают, что необходимо доходчивей объяснять новую тему;
33% - чаще спрашивать ребёнка;
60% родителей желают нам терпения;
16% всё устраивает.
Резюмируя мнение родителей на процесс адаптации детей, можно отметить, что родители видят неравнодушное отношение учителей к детям и большую ответственность возлагают на самих школьников.
Анализ качества обучения детей.
Проанализируем успеваемость учеников, сравнивая качество обучения на окончание 4 класса и первой четверти 5 класса.
На окончание четвёртого класса:
10% отличников (2 человека),
42% - хорошисты (8 человек),
5% - с одной и двумя тройками (1 человек),
42% - троечники (8 человек).
На окончание первой четверти пятого класса:
5% отличников (1 человек),
25% - хорошисты,
40% - с одной и двумя тройками (8 человек),
30% - троечники (6 человек).
Снижение уровня успеваемости учащихся в пятом классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы.
Подготовка классного руководителя к работе в 5 классе.
1.Изучение программы начальных классов по основным предметам.
2.Знакомство с методами и приёмами учителя начальных классов.
3.Посещение уроков в четвёртом классе.
Содержание работы классного руководителя, способствующее успешной адаптации пятиклассников.
В урочной деятельности:
1.Использовать разнообразные методы обучения (урок-диспут, урок-исследование). Стараюсь на уроках литературы делать упор на развитие связной речи, умения высказывать свою точку зрения и доказывать её, обосновывать свою позицию. Из каждого литературного произведения выделять ту его часть, которая близка внутреннему миру пятиклассников, такому хрупкому и неустоявшемуся. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте.
2. Стараюсь использовать на уроках элементы игры, соревнования.
3. Придерживаюсь индивидуального подхода к детям, учитывая их возможности.
4. Приучаю школьников работать с дополнительной литературой: справочниками, словарями, научно-публицистическими работами.
5. Добиваюсь полных развёрнутых ответов учеников, чёткой грамотной речи.
6. Постоянная работа над техникой чтения.
7. Комментирование отметок. Шкалу оценивания детей стараюсь сделать максимально прозрачной.
Во внеурочной деятельности:
1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками.
Классный час на тему «Толерантность» был организован библиотекарями школы и села.
2. Проводятся внеклассные мероприятия по предметам, призванные развивать интерес детей к сложным учебным дисциплинам, разнообразить их внеурочные занятия. В рамках предметной недели был проведён «Турнир знатоков русского языка».
3. Организация поездок в театр, музей, кино. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт нам возможность общения в свободной, непринуждённой обстановке.
4. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий.
5. Организация самоуправления в классе. Развивает у детей самостоятельность и чувство ответственности.
6. Индивидуальная работа с учащимися, склонных к нарушению дисциплины. Ведётся в плотном взаимодействии с родителями.
7. Родительские собрания по вопросам адаптации детей к среднему звену. С начала учебного года было проведено 3 родительских собрания.
Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников, нужно сказать, что этот процесс проходит нормально, без особых осложнений. На наш взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5 классе — слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителей начальной школы, психологической службы и, конечно, родителей.
Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…»
Хочу немного рассказать о моем классе. Классное руководство принял в 4 классе 16 ноября 2013 года. В этом классе появились новые учителя по предметам. Учащиеся стали привыкать к тому, что к ним на уроки приходили разные учителя. С этого момента в классе начался новый период. Дети привыкали к разным учителям, к новым условиям школьной жизни.
В 5 «а» классе на начало учебного года 28 учащихся: 15 мальчиков, 13 девочек. В начале 1четверти выбыл Алиев Сулейман в МБОУ СОШ 27. На конец полугодия учеников стало 27: 14 мальчиков и 13девочек. Качество обученности класса за 1четверть 80,1%, за 2 четверть 77,63% , что соответствует 78,87% в прошлом году. Все дети учатся в меру своих возможностей. По результатам 1 четверти в классе 2 отличника: Такакева Илона, Шапиева Лолита. Хорошистов 7: Гаглоев Олег, Джидзалов Аслан, Дзугкоев Стас, Мулукаев Саша, Родина Маргарита, Тян Андрей, Хугаев Ян. С одной ″3″ - 8 учащихся. А вот во 2 четверти отличников нет зато хорошистов 10 учащихся. Это – Гаглоев Олег, Джидзалов Аслан, Дзугкоев Стас, Мулукаев Саша, Плиева Милана, Родина Маргарита, Тян Андрей, Хугаев Ян. Причём у Мулукаева Саши одна «4» по математике. Остальные имеют хорошие и удовлетворительные оценки. С одной″3″ уже 5 учащихся. Неуспевающих учащихся в классе нет. Посещаемость учащихся класса хорошая, без уважительных причин не пропускают. Пропуски учащихся связаны с болезнями и по семейным обстоятельствам. Все справки и заявления родителей имеются. В классе нет учащихся из группы «риска» и «проблемных семей».
Коллектив существует пятый год. В настоящее время это уже группа детей с положительным опытом коллективных взаимоотношений. Ребята чувствуют себя единым коллективом с общими интересами. В основном преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе. Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. В среде своих одноклассников дети чувствуют себя комфортно. В работе с детским коллективом вверенного мне класса я знаю и учитываю индивидуальные особенности учеников. Как классный руководитель и учитель-предметник, испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учениками и их родителями. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддерживать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам..
Учащиеся класса в свободное время заняты дополнительным образованием, посещают кружки, спортивные секции. Мальчики в основном занимаются в спортивной секции по футболу.4 девочки посещают школу искусств. Посещают кружок по художественной гимнастике и танцам.
Четвертый класс закончили с такими результатами:
2 отличника (7,69%)
13 хорошистов (50,00%)
С одной″3″ - 3 (11,54%)
Неуспевающих нет (0%)
Какие предметы вызывали наибольший интерес?
1 место – математика и технология
2 место – ИЗО, физкультура, музыка
3 место – окружающий мир и основы светской этики
4 место – русский язык, литературное чтение
5 место – осетинский язык и осетинская литература
В 1-ю четверть пятого класса получили снижение хорошистов до 7 учащихся, а с одной ″3″ увеличился до 8 учащихся. Далее пошло снижение успеваемости учащихся во 2-ой четверти. Отличников потеряли. Число хорошистов увеличилось до 10. Произошло снижение учащихся с одной ″тройкой″ до 5. Появились учащиеся с одной ″4″ - 3 человека.
Какие предметы вызывали наибольший интерес в 5 классе?
1 место – музыка и технология
2 место – математика, ИЗО, физкультура
3 место – окружающий мир, история
4 место – английский язык, русская литература, осетинская литература
5 место – осетинский язык, русский язык
Дисциплина в классе хорошая, так как создана благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера.
Контроль за успеваемостью ведёт классный руководитель, организована постоянная взаимосвязь с родителями обучающихся по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются отметки.
|
|
|