Главная страница

Заседание Районного методического объединения педагогов дошкольного образования Провёл


Скачать 112.95 Kb.
НазваниеЗаседание Районного методического объединения педагогов дошкольного образования Провёл
Дата16.02.2016
Размер112.95 Kb.
ТипЗаседание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

Заседание Районного методического объединения педагогов дошкольного образования
Провёл:

Руководитель МО

Е.В. Демидова

Ст. Обливская,

2014г.

Цель: повышение уровня практических и теоритических знаний педагогов дошкольного образования по региональному компоненту.

Задачи:

1. Проанализировать и обобщить опыт работы педагогов.

2. Развивать творческий потенциал педагогов, поддерживать их интерес к поиску новых эффективных форм.

3. Обменяться педагогическим опытом работы педагогов дошкольного образования.

Повестка заседания методического объединения:

1. «Педагогический тренинг» - руководитель МО Демидова Е.В.;

2. Видео - НОД: «Осенняя сказка» - воспитатель Свищёва Т.Л., Александровская нш – филиал ММДОУ «Леоновская СОШ»;

3. Обобщение педагогического опыта: «Использование регионального компонента в музыкальном воспитании детей» - музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Сказка» Енова Н.А.;

4. Мастер - класс: «Сюжетно –дидактические игры в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» - воспитатель филиал «Лучик» МБДОУ «Детский сад «Ивушка» Гамберова О.Г.;

5. Педагогические ситуации – руководитель МО Демидова Е.В.

6. Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия» - воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Будяну Н.В.;

6. Обсуждение и подведение итогов заседания методического объединения;

7. Разное.

Ход: Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем заседании методического объединения. И сегодня мне бы хотелось открыть наше первое в этом учебном году методическое объединение стихотворением Федора Ивановича Тютчева "Нам не дано предугадать"

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать.

Увы, не каждый раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить.

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в жизни молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.
Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры.

В наших дошкольных учреждениях для детей и педагогов создаются все условия для работы по региональному компоненту.

В программе "Детство" региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие.

1.В разделе "Дошкольник входит в мир социальных отношений" формируются представления о чём? (о семье, семейных и родственных отношениях).

2.В разделе "Ребенок открывает мир природы" осуществляется обогащение чего? (личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой.)

3. В разделе "Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки" даются представления о чём? (разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов).

Вопрос:

1.С какого возраста прививается любовь к родному городу, краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы? (с младшего возраста.)

2.В каких видах деятельности ? ( в беседах, на занятиях, во время прогулок и экскурсий по родному городу, в ходе поездок в лес.)

3. Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад» с учетом физиологических особенностей детей наиболее актуальный для какого возраста?( в младшей и средней группе )

4. «Достопримечательности станицы», «Наш край» и др. (старшие группы)

5. Чему способствует развивающая среда? (обогащению детских представлений,  развитию детской фантазии и инициативы, которые позитивно отражаются на перспективах развития ребенка).

Таким образом, работа педагогического коллектива, проводимая в системе, помогает понять и осознать древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого народа. Именно такой представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма. Всё чаще педагоги включают проектную деятельность в реализацию регионального компонента. 

6. Что является итогом проектов? (является создание презентаций,  фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепляют свои знания.)

Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате.

В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций  дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно,  с искусством других народов. Через интернет посещают удалённые от нас музеи.

2. А сейчас я хочу вам представить опыт работы воспитателя Татьяны Леонидовны Свищёвой по использованию региональных компонентов Александровского детского сада в интегрированной НОД «Осенняя сказка» (просмотр, обсуждение)
3. Во всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии. С вами поделиться опытом работы по теме «»муз.руководитель МБДОУ «Детский сад «Сказка» Наталья Александровна Енова.

Небольшая разминка.

Упражнение «Шеренга» (5 мин.)

Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен.

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по росту, в порядке возрастания. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по первой букве в имени в алфавитном порядке.

4. Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном образовании. Игры подразделяются на:

-развивающие игры

-обучающие игры

-игры-экспериментирования, диагностирования

-игры-забавы

-компьютерные диагностические игры.

Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как развивающим, так и обучающим.

Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-дидактические игры рассматриваются в связи с деятельностью, у которой в комплекте: цель, мотив, средства. В некоторых случаях можно отметить и результат. Цель игры, в основном, намеренно не ставит ни ребенок, ни взрослый. Ведь цель сливается с мотивом игры, побуждая, направляя неудержимое стремление детей на игру. Удивительным потоком представлений сюжетно-дидактические игры направляют детей к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых. Поэтому педагог должен сориентироваться на применение сюжетно-дидактических игр во время занятий. В сюжетно-дидактических играх дети отражают жизнь взрослых, получая возможности для активного действия. Важно направлять игру детей, сохранять самодеятельный и творческий характер игры с использованием косвенных методов. Например, в игре в “Почту ” можно спросить, почему нет тех или иных газет, или как лучше упаковать сумку почтальона, расположить периодическую печать, в каких местах разгружается корреспонденция, как организовать сортировку и как нужно их пересчитывать и т.д. Воображаемая ситуация, преобразует предметную деятельность ребенка в игровую с помощью дидактического материала. В сюжетно-дидактических играх: «Овощная база», «Супермаркет», «Хлебозавод», «Кондитерская фабрика», «Газетный киоск», «Вагонное депо», «Автопарк» применяются математические знания, полученные на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности. Ольга Евгеньевна Гамберова воспитатель детского сада «Лучик» поделится опытом «Сюжетно –дидактические игры в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста», проведёт с педагогами мастер класс.

5. Семья является главным источником народных традиций. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаю вам проиграть ситуации, встречающиеся в повседневной практике, где причина – неприятие родителями, применяемых педагогом, инновационных технологий и решить их. (Даны педагогические ситуации. Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка)

1-я ситуация.

Воспитатель просит родителей вместе с детьми разработать проект «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?

2-я ситуация.

Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития дошкольников. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?

3-я ситуация.

Воспитатель пригласил всех родителей на родительское собрание, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Родительское собрание пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем? 

4 – я ситуация.

Ребенок временно не посещает детский по той причине, что ходит в детский сад санаторного типа. По возвращению, мама обнаруживает, что их шкафчик занят другим ребенком. Мама начинает выяснять, предъявлять претензии к воспитателю. Как в данной ситуации вести себя воспитателю? Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта? 
5 –я ситуация.

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем? 
6 –я ситуация.

В список для представления на Доску Почета администрация ДОУ выдвинула молодого специалиста (активиста в профессиональной и общественной деятельностях). После чего в коллективе создалась конфликтная ситуация: педагог, имеющий большой педагогический стаж выразила свое недовольство по поводу выдвинутой кандидатуры. Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта? 
6. Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия» с вами проведёт воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Будяну Н.В.

Педагоги разбиваются на 2 команды (жетоны 2 цветов): «Матрешки» и «Дымковские игрушки».

Разминка: Определи жанр устного народного творчества

«В гостях хорошо, а дома лучше» (пословица)

« Стенка, стенка, потолок.

Два окошка, дверь,

Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» (потешка)

«Когда между друзьями изгородь, то и дружба дольше» (поговорка)

« Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!» (частушка)

«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним» (поговорка)

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)

Разгадывание кроссвордов:

По горизонтали:

2. «Золотая роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Хохлама)

3. Народное искусство, свойственное какой-либо местности. (Промысел)

5. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева. (Богородское)

7. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области. (Городец)

9. Характер построения узора. (Композиция)

По вертикали:

  1. Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит)

4 . Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Стека)

6. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Дымково)

7. «Бело-синее чуд». (Гжель)

8. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Узор)

Чёрная шкатулка

Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике.

Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001.

Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5см. (спички)

Загадки на тему «Предметы русской старины».

Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)

Стоит попадья тремя поясами подпоясанная (кадка)

В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетено (решето)

Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам глодает (ухват)

Что бы это значило?

Задание: Одна команда говорит старинное слово, а вторая должна определить его значение

Разболакаться – раздеваться

Комонь – лошадь, конь

Зрелки-зрелые ягоды

Долонь-ладонь

Браная-узорчатая (ткань)

Година - ясная, хорошая погода

Важко – тяжело, тяжко

Вьялица – вьюга

Супостатка - соперница

Порный - сильный, здоровый
И в завершении нашей встречи я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на нашей встречи нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, за работу. Творческих всем успехов!

Следующее заседание РМО состоится в феврале месяце. Тема «Приобщение к духовным ценностям средствами фольклора» - Лобачевский ДОУ.