Главная страница

Юрова Т. В


Скачать 80.05 Kb.
НазваниеЮрова Т. В
Дата12.02.2016
Размер80.05 Kb.
ТипДокументы

Юрова Т.В.

Воспитатель ГБДОУ д/с № 11

Колпинского р-на г. С-Пб.
«Пальчиковый игротренинг» для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, а усвоение их должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни, так как к трем годам заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Если же в этот период развитию речи малыша не было уделено внимания, то в дальнейшем требуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В настоящее время учеными доказано, что развитие речи, памяти, внимания, мышления тесно связаны с движениями руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Она обращает внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела при центральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют здесь отдельное представительство, в то время, как крупные мышечные группы рук, ног, туловища представлены суммарно. Кроме того, проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. И «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2, 5 месяца, что для маленького ребенка очень много. Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Ход развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых функций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6 месяце движения схватывания становятся все более точными, уверенными. На 7 месяце- появляется артикуляция слогов. В 8-9 месяцев- малыш уже берет предмет двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Если развитие речи малыша отстает, то просто необходимо обратить внимание на тренировку его пальцев.

Для осуществления комплексного подхода к решению задач по развитию мелкой моторики может быть использована развивающая методика «Пальчиковый игротренинг».
Методы и приемы, используемые в «Пальчиковом игротренинге»:

1.Практические:

-пальчиковые игры с цветными палочками;

-пальчиковые игры с потешками, стихами;

- пальчиковая гимнастика;

-пальчиковый театр;

-игры с конструктором;

-игры с песком, водой, с природными материалами;

-рисование красками различными способами:

кистью,пальчиками,печатками;

-лепка с использованием природного материала.

2. словесные- объяснение, просьба, поощрения;

3. наглядные- показ, рассматривание образца.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры (например, «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и т.д). Они очень просты и эмоциональны. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира-предметов, животных, людей и их деятельность. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Пальчиковые игры с цветными палочками способствуют развитию мелкой моторики, оптико-пространственного восприятия, знакомят с геометрическими фигурами, со счетом.
Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для тренировки внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В рисунке ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению.

Занятия по лепке с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает воображение, внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Методика «Пальчиковый игротренинг» построена по следующим принципам:

  1. систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

  2. последовательность – (от простого к сложному) Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

  3. временной регламент-если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

  4. индивидуальный подход-учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.


Игры для развития мелкой моторики:

Игры с крупой.

1)Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны).

2)Взрослый говорит, что недавно пробегала мышка, всю крупу перемешала. И предлагает рассортировать крупу, разложить по разным тарелочкам.

Игры с пуговицами.

1)Высыпьте пуговицы на стол и предложите ребенку отыскать одинаковые пуговицы.

2)Спрятать какой-либо предмет в коробку с пуговицами. Пусть ребенок постарается отыскать его.

3)Предложить ребенку доделать картину при помощи пуговиц:

-змейку,колеса машины,окна парохода, крылья бабочки и т.д.

4)«Рыбалка с пуговицами».

Высыпаем пуговицы в небольшую емкость. Предлагаем ребенку взять ребенку любую пуговицу. Спрашиваем у него :

- какую рыбку ты выловил?

( размер, цвет, форма, количество дырочек на пуговице; предлагается сравнить пуговицы).

Игры с фасолью и горохом.

1)Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и ищет закопанный небольшой предмет.

2)Можно предложить из гороха и фасоли выложить любой рисунок.

3) рассортировать фасоль и горох по разным емкостям.

Игры с прищепками.

1)Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.

2)Делаем заготовку (солнышко,тучка,земля и т.д.). На него ребенок прикрепляет прищепки(лучики, дождик, …).

3)Можно предложить ребенку захватить прищепкой любые небольшие предметы.

При рисовании, конструировании ,застёгивании пуговиц и т.д.используются в основном движения первых трех пальцев, два последних обычно пассивны. А ведь очень важно ,чтобы были задействованы все пальцы. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи , но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Вот несколько примеров:

  1. «Котенок»

Ты, котенок , не пищи!

Лучше маму поищи.

При этом сжимаются и разжимаются пальцы обеих рук.

2. «Замок»

На двери висит замок.(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто открыть его бы смог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,(движения сцепленными пальцами от себя к себе)

Потянули (пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны).

И открыли.(расцепить пальцы)

3. Загибаем пальчики:

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Использование методики «Пальчиковый игротренинг» не только способствует развитию мелкой моторики и координации, но и благотворно влияет на развитие познавательных способностей, наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, творческого воображения и речи ребенка.