Главная страница

«Воспитание духовно-нравственной культуры у детей с интеллектуальными нарушениями»


Скачать 73.14 Kb.
Название«Воспитание духовно-нравственной культуры у детей с интеллектуальными нарушениями»
Дата04.03.2016
Размер73.14 Kb.
ТипЗадача

Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГКС(К)ОУ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Степаненко С.А. по теме: «Воспитание духовно-нравственной культуры у детей с интеллектуальными нарушениями».

Актуальность проблемы.

Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицитарность опыта обусловливает низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, что впоследствии нарушает процесс их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Поэтому умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Концептуальность.

Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.

Выдвигаемые принципы:

  • Учить детей делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность;

  • Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям;

  • Воспитывать потребность в труде как образе жизни;

  • Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;

  • Прививать навыки самоконтроля.

Теоретическая база.

Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.

В данной программе подробно описываются формы проведения занятий, в том числе по духовно-нравственному воспитанию. Некоторые из них взяты мною для практической деятельности:

- беседы,

- практические занятия.

Также мне показалась интересной программа Точилиной Л.Н. Данная программа включает в себя темы, актуальные для формирования эстетических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников.

Из данной программы я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:

  1. формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.

  2. коррекция межличностного общения.

  3. повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.

Также мне показались интересными идеи Головиной Т.Н., Грошенкова И.А., Миловской С.М., которые я применяю в своей практике.

Ведущая педагогическая идея.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.

В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:

  • Помощь в становлении личности ребенка;

  • Развитие коммуникативных навыков;

  • Развитие социальной активности воспитанников;

  • Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;

  • Формирование ценностных установок;

  • Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.

Оптимальность и эффективность средств.

Оптимальность и эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того, как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности духовно-нравственного воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:

беседы;

игры;

целевые прогулки и экскурсии;

чтение художественной литературы;

решение ситуаций нравственного содержания;

творческая художественная деятельность детей;

конкурсы;

выставки;

использование ИКТ;

Результативность опыта.

Воспитатель осуществляет работу над духовно-нравственным воспитанием в системе внеурочных мероприятий. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

В своей деятельности использую следующие  направления в работе с воспитанниками:

1.Нравственное воспитание

– отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;

-- духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;

- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;

- экскурсии в храм, краеведческий музей;

- обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха»)

Приложение 1. «Рождество Христово».

«http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/06/rozhdestvo_khristovo.docx

- формирование культуры семейных отношений;

- развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид);

Приложение 2. «Твой внешний вид»

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/04/tvoy_vneshniy_vid.docx

Приложение 3. «Поговорим о воспитанности».

«http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/04/pogovorim_o_vospitannosti.docx;

- деятельность в области формирования правовой культуры;

- знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.

- Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.

2.Патриотическое воспитание

- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;

Приложение 4. «Моя Мордовия»

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/23/moya_mordoviya.docx

Приложение 5. «Люблю, тебя, Россия!»

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/06/lyublyu_tebya_rossiya.docx

- «Что значит быть гражданином своей страны?»; «Герои – наши земляки»; «День Защитника Отечества» и др.

3.Охрана здоровья и физическое развитие - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей;

Приложение 6. «Мы выбираем жизнь»

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/23/my_vybiraem_zhizn.docx

Приложение 7. «Жизнь дается один раз»

http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=154927&cf_id=24

Приложение 8. «Дорожная азбука»

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/25/dorozhnaya_azbuka.docx

-«Дети, помните о том, что нельзя шутить с огнем»; «Слагаемые здоровья», «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.

4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;

-- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.

Приложение 9. «Путешествие в мир профессий»;

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/25/puteshestvie_v_mir_professiy.docx

-«О рабочих руках и трудолюбии», «Деньги и их значение» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.

5.Художественно-эстетическое - развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

-организация и проведение праздников:

Приложение 10. «Праздник любви и благодарности». Концерт ко Дню Матери.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/06/moy_stsenariy_kontserta.docx

Приложение 11. «Новогодний карнавал».

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/04/novogodniy_karnaval.docx

- «Живой мир нашего края»; «Легенды о весенних цветах»; «Знаменитые художники Мордовии. Ф.Сычков»; участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в природу.

-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.

Каждое из направлений находит отражение:

  • в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;

  • в организации общешкольных мероприятий.

Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа по воспитанию духовно-нравственной культуры дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Продолжение разработки темы.

  2. Создание общей системы работы, связанной с духовно-нравственным воспитанием.

Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий.

Приложение 12. «Коррекционные возможности нравственного воспитания детей с ОВЗ». Доклад на семинаре по дефектологии.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/17/korrektsionnye_vozmozhnosti_nravstvennogo_vospitaniya_detey_s_ovz.docx

Приложение 13. «Организация воспитательной работы с трудными детьми». Доклад на методическом объединении воспитателей.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/23/organizatsiya_vospitatelnoy_raboty_s_trudnymi_detmi.docx