Главная страница

Урок разработан учителем нчоу гимназия «Росток» Еленой Степановной Андрусовой Цель


Скачать 93.51 Kb.
НазваниеУрок разработан учителем нчоу гимназия «Росток» Еленой Степановной Андрусовой Цель
Дата09.03.2016
Размер93.51 Kb.
ТипУрок

Роль сцены дуэли в романе «Евгений Онегин»
Урок разработан учителем НЧОУ гимназия «Росток» Еленой Степановной Андрусовой
Цель:

  1. Дуэль – способ раскрытия характера героя: Онегин – убийца поневоле, но и он не свободен от светских условностей. Отражение в эпизоде, как в миниатюре, всего романа.

  2. Развивать умение определять роль эпизода в тексте, находить опорные слова, имеющие большое значение для раскрытия смысла эпизода и произведения, умение связно выражать свои мысли.

  3. Воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к великому слову классика.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:


  1. Организационный момент. Слайд №1 – тема урока. Сегодня на уроке мы должны будем ответить на вопрос: «Какую роль играет сцена дуэли в романе «Евгений Онегин»?»

  2. 1. Вступительное слово учителя о дуэли. (Слайд №2 – Определение дуэли

Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя)

Сразу оговоримся, о каких поединках пойдет речь. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П.А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

2. Беседа на выявление степени усвоения материала:


Вопросы


  1. Каков главный признак дуэли?



  1. Каковы остальные признаки дуэли?


  1. Подчиняются ли остальные признаки дуэли главному?

Предполагаемые ответы

1. Главное заключается в том, что цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе)

2. Участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»); средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем); наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, строго соблюдаемых.

3. Безусловно: противников только двое, то есть они сражаются один на один, чтобы силы были равны. Бой ведется смертоносным оружием, так как только кровь может смыть оскорбление. Соблюдение правил также говорит о благородстве противников: никто из них не должен опасаться удара исподтишка.


3. Слово учителя.

Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести.

Но ничто не помогало. Дворянство упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести. Признавая право короля распоряжаться их жизнью и службой, оно отвергало право решать вопросы, связанные с честью и достоинством. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер. Известен случай, когда сам французский король Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V.

Каков же был исторический путь дуэли в нашем Отечестве?

Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее, единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

(Слайд №3 - «Артикул воинский» 1715 года (приложение к петровскому уставу) Артикул 139: «Все вызовы, драки и поединки чрез cиe наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить». Слайд №4«Артикул воинский» 1715 года (приложение к петровскому уставу) Артикул 140: «Ежели кто с -кем поссорится и упросит секунданта», то и секунданта «таким же образом наказать надлежит»)

И тем не менее дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодежь, по-прежнему верная присяге и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому».

И все-таки к дуэлям во все времена относились по-разному. Когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением. Д. И. Фонвизин в «Чистосердечном признании в делах и моих помышлениях» вспоминал, что его отец считал дуэль «делом противу совести» и поучал его: «Мы живем под законами, и стыдно, имея таковых священных защитников, каковы законы, разбираться самим на кулаках или на шпагах, ибо шпаги и кулаки суть одно, и вызов на дуэль есть не что иное, как действие буйной молодости». А вспомним, как отчитывал Петра Гринева, героя пушкинской «Капитанской дочки», за поединок со Швабриным его отец Андрей Петрович Гринев в своем письме: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам». Характерно и высказывание Николая I: « Я ненавижу дуэли; это варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского».

Однако А.С. Пушкину был не чужд взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства (о чем свидетельствует его биография).


  1. Анализ текста.


1. Известно, что в России отсутствовала строгая кодификация дуэльной системы, поэтому за помощью всегда обращались к авторитету знатоков, живых носителей традиции и арбитров в вопросах чести. Кто в романе является таким знатоком?

2. Серьезен ли автор? Как он изображает «бретёра»? (Слайд №5 Бретёр – дуэлянт, задира, скандалист.

(От французского «bretteur»; brette - шпага)

  1. Такую роль в романе Пушкин отводит Зарецкому.



  1. Вряд ли автор серьезен, характеризуя героя словами «в дуэлях классик и педант», в которых легко уловить авторскую иронию: сидя в деревне, трудно стать действительно классиком в дуэлях. А из «воинских» подвигов Зарецкого известно, как он «смело в грязь с коня калмыцкого свалясь, как зюзя пьяный, и французам достался в плен». А многочисленные нарушения правил явно свидетельствуют, что Зарецкий не педант в отношении организации дуэли.





3. Секунданты обязаны попытаться примирить противников, встретившись перед дуэлью и перед самым началом дуэли. Делает ли это Зарецкий? Почему?
4. Почему секундантом Онегина является француз Гильо, хотя он не был социально равен Зарецкому?
5. Дуэль начиналась с вызова, которому предшествовало столкновение, в результате которого одна из сторон считала себя оскорбленной и требовала удовлетворения (сатисфакции). Что в романе явилось таким столкновением?

6. Предполагал ли Онегин, что последствия будут столь серьезными, как вызов на дуэль?

7. Делал ли Онегин попытки примириться? Чем они закончились?

8. По правилам дуэли, опаздывающего противника ждут в течение четверти часа, а затем составляют протокол о неприбытии противника. На сколько опаздывает Онегин и почему?

9. Рассмотрите слайд, на котором изображены условия дуэли (Слайд №6-8), и проанализируйте действия Онегина. Есть ли в его действиях прямое и непреклонное намерение убить Ленского?

10. Почему же Онегин не выстрелил мимо, а стрелял в Ленского?
11. Почему же Онегин не мог просто на прийти на дуэль?
12. Какие чувства испытывает Онегин после дуэли? Что это доказывает?
13. Какую роль в создании образа Онегина играет дуэль?



  1. Зарецкий не предпринимает попыток примирить Онегина и Ленского. Причиной этого может быть как то, что он не знаком с правилами проведения дуэлей, так и то, что в предстоящем поединке он видит лишь забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей. Не случайно Пушкин пишет в VI строфе: «Умел он…Друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их,/ Иль помириться их заставить,/ Дабы позавтракать втроём,/И после тайно обесславить/Весёлой шуткой и враньём».

Для Зарецкого дуэль была развлечением и в молодости, а уж в деревенской глуши – тем более.

  1. Онегину некого больше было выбрать. Не исключено, что герой хотел тем самым задеть «в дуэлях классика» Зарецкого, к которому не питал уважения.

  2. Ленский привозит Онегина к Лариным, не раскрывая всей правды, что его ожидает бал. Онегин рассержен на Ленского и в «наказанье» ухаживает за Ольгой, зная, что юный, пылкий, романтически настроенный Ленский будет ревновать.

  3. Онегин не думал, что его «шалость» выльется в дуэль.

  4. Онегин не пытался объяснить Ленскому, что произошла нелепая ошибка. Ленский, подогреваемый собственным романтизмом, Зарецким, не любившим Онегина за его гордость, не принял бы извинений, он был рад, что Онегин принял вызов. Не исключено, однако, что выбор Гильо в качестве секунданта был попыткой остановить дуэль.

  5. Онегин опаздывает на час. Он проспал, скорее всего, потому что считал эту дуэль – невероятной глупостью, «данью» романтическим традициям, приверженцем которых был Ленский.

  6. Онегин стреляет на ходу, к тому же издалека, не дожидаясь, пока Ленский подойдет ближе к барьеру и станет уязвимой мишенью. Это говорит о том, что он не хотел убивать Ленского.

  7. Стреляя мимо, Онегин мог нанести Ленскому новое оскорбление, подчеркивая свое благородство, диктуя Ленскому правила дуэли, лишая его свободы поведения. Для Онегина очень важно было мнение света, это видно из первой главы. И несмотря на презрение, которое он испытывал к местным дворянам, он не хотел становиться посмешищем.

  8. Пушкин объясняет причину: Онегин боялся стать сплетен, которые распространил бы Зарецкий, речистый, злой. «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!»

  9. Онегин очень тяжело переживает гибель Ленского. Даже в письме к Татьяне Лариной в VIII главе он об этом вспоминает: «Еще одно нас разлучило:/Несчастной жертвой Ленский пал./Ото всего, что сердцу мило,/Тогда я сердце оторвал».

13. Дуэль показывает, что Онегин стремился освободиться от влияния света, следовать естественным человеческим чувствам, которые он испытывал к Ленскому. Но вынужден следовать утвержденным и навязанным ему нормам. На поверку Онегин оказывается несвободным от условностей, против собственного желания признает диктат норм поведения, навязываемых ему Зарецким. Таким образом, Онегин типичный представитель высшего света: желая быть независимым, он остаётся в плену светских условностей.


Вывод: Сцена дуэли играет важную роль в романе. Она помогает автору глубже раскрыть образ Евгения Онегина, в миниатюре отражает весь роман, так как с дуэлью так или иначе связаны все герои.

  1. Домашнее задание: написать сочинение-размышление «Современная дуэль: какая она?»