Изучив и проанализировав данные использованных методик, их показатели были усреднены, и на первоначальном этапе эксперимента выявлено следующее:
Уровень сформированности коммуникативных универсальных действий в двух классов различен, варьируется от высокого уровня до низкого, причем процентное соотношение показателей позволяет выстроить определенную иерархию: в обоих классах преобладает низкий уровень, затем – средний, на последней позиции – высокий уровень. Основную трудность у учащихся вызвали задания, в которых нужно учитывать позицию собеседника.
Диагностика сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация свидетельствует о наличии распределения их по уровням – от низкого до высокого, с преобладанием низкого уровня в обоих классах.
Проверка уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника («Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967) позволяет говорить, что в ряде случаев учащихся объективно анализируют и оценивают свои действия. Большинство детей, не испытывавших затруднений, достаточно успешно справились с предложенными заданиями. Но, наряду с этим, в обоих классах выявлена необходимость и далее формировать и совершенствовать коммуникативные навыки детей. Изложенные факты говорят о необходимости организации учителем целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Итак, уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов почти одинаковы. Мы решили выяснить, возможно ли повышение коммуникативных универсальных учебных действий учащихся с помощью решения проектных задач. В качестве экспериментального был взят 2 «А» класс, в качестве контрольного – 2 «Б» класс.
2.2 Решение проектных задач на уроках русского языка при формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
На основе вышеуказанных экспериментальных данных была организована работа с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках русского языка.
В ходе организации формирующего этапа опытно- экспериментальной работы руководствовались следующим:
-
Исходили из специфики психолого-педагогических основ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, подробно изложенных в главе 1 данной работы.
Учитывали методические основы организации решения проектных задач в начальном курсе русского языка.
Формирующий этап длился с 3 декабря 2012 года по 2 марта 2013 года, всего он составляет 13 недель. За это время проведено 15 уроков русского языка в экспериментальном классе с использованием проектных задач для формирования коммуникативных универсальных учебных действий в экспериментальном классе. В течение 13 недель на уроках русского языка учитель предлагала учащимся экспериментального класса различные проектные задачи, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Подбор заданий осуществлялся с опорой на имеющиеся знания учащихся. В основном проектные задачи использовалась на этапе закреплении, либо при повторении изученного материала. Практически все проектные задачи являлись кратковременными, проходившие в течение одного урока. Тематика проектных задач была предложена учителем, хотя в будущем возможно учитывать и мнение детей.
В качестве примеров опишем некоторые проектные задачи, использованные нами на уроках русского языка. Приведем подробное описание предметной проектной задачи по русскому языку во 2 классе.
Название проектной задачи
|
Иллюстрированное пособие
«Способы проверки орфограмм»
|
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
2
|
Тип задачи
|
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
|
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
|
Обучение младших школьников совместному решению задач.
Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм.
Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
|
Второклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы: 1) с помощью орфографического словаря;
2) с помощью изменения слова;
3) по правилу
|
Планируемый педагогический результат
|
Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.
Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.
Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
|
Способ и формат оценивания результатов работы
|
Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист).
Публичное выступление групп
|
Замысел проектной задачи Второклассникам предлагается изготовить в подарок для младших школьников – первоклассников пособие, которое поможет малышам в проверке орфограмм. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание:
распределить задания внутри группы согласно инструкции;
рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограмм, который предстоит изложить в своей части пособия;
составить рассказ о способе проверки орфограмм;
-
проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа. Результат, который должны получить дети:
Иллюстрированное пособие (на листе бумаги формата А2), в котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.
Описание проектной задачи Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы с вами уже умеем некоторые из них проверять. Поэтому я хочу предложить сделать иллюстрированное наглядное пособие на тему «Способы проверки орфограмм». Для того чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий.
Задание 1.
Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей.
Определение названия способа
Составление рассказа о способе
Иллюстрирование способа примерами
Составление собственного задания для проверки усвоения способа
Разработка критериев оценки усвоения способа
Комментарий к заданию 1. Первое задание – это распределение работы внутри группы. Интересно, каким образом ребята будут распределять работу между собой: предварительно ознакомившись со всеми заданиями и оценив возможности каждого участника или стихийно, без существенных оснований. Задание 2. Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Просмотрите эти материалы и определите этот способ. Для группы № 1 Рассказ об одной ошибке
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку. Он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.
Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима?
Для группы № 2
Где искать секрет?
Петя записал предложение У письма свои с__креты. Перечитал написанное и вздохнул:
- В самом деле, у письма так много секретов. А я их не знаю. А так хочется писать без дырок. Но как правильно: сикрет или секрет? Я этого не знаю.
- Можно в книге посмотреть, - подсказала Маша.
- Разве в книге найдешь нужное слово? Их там так много!
- Ты прав, Петя, - вмешался в разговор Петин папа. – Но для проверки орфограмм есть специальная книга. Она называется «Орфографический словарь».
Петя раскрыл словарь и стал читать:
- Абажур, абрикос, авария…Но это совсем другие слова. А где мне найти секрет?
- Для этого нужно знать другой секрет. Секрет словаря!
- А вы знаете этот секрет?
Как проверить орфограммы по словарю
Запишите слово, пропуская орфограмму.
Найдите слово в словаре, следуя алфавитному порядку, обратите внимание на орфограммы.
Прочтите слово по слогам орфографически.
Не глядя в словарь, повторите слово орфографически.
Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.
Подчеркните орфограммы в написанном слове (в тетради).
Сверьте орфограммы в тетради и в словаре.
|
Для группы № 3.
Чяща и чюдовище
Маркеша. Мне сегодня приснился страшный сон. Я очень хочу рассказать его Кузе, но он что-то не идет. Запишу-ка я свой сон, чтобы не забыть его…
Сон Маркеши
Гулял я в лесной чяще, заслушался, как поют птици, и заблудился. Цэлый день бродил по лесу. Стал пробираться через кусты шыповника. Укололся о шып и упал. Смотрю в кустах – чюдовище! Сощюрил я глаз и попросил пощяды. И вдруг – чюдо! Проснулся.
Но Кузя в это время тоже не терял времени даром. Он сочинил сказку для Маркеши…
Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами (сказка)
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, Э, Е. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти четыре гласные – Ы, Ю, Я и Э. искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали.
И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я, и Э как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками.
Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они рядышком.
Хотел было Маркеша обидеться на Кузю, что тот так долго не шел, а когда прочитал сказку, все понял и поблагодарил друга.
Комментарий к заданию 2. В этом задании ученики знакомятся с текстами, которые «подсказывают» им, о каком способе идет речь.
Задание 3. Составьте рассказ о своем способе проверки орфограмм. Комментарий к заданию 3. Здесь ученики на доступном языке описывают свой способ проверки и принцип его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме. Задание 4. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки. Комментарий к заданию 4.
В этой части задания ребята приводят примеры к способу. Учитывая серьезную работу по теме, которую выполняли они в классе и дома, это задание не вызовет затруднений, и с ним вполне может справиться один ученик. Задание 5. Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ. Комментарии к заданию 5 Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, какие задания, и какого уровня придумают ребята (к этому периоду обучения у детей уже есть небольшой опыт выполнения заданий на трех уровнях: репродуктивном, рефлексивном, ресурсном). Скорее всего, ученику, ответственному за эту часть задания, потребуется помощь. Задание 6. Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом. Комментарии к заданию 6 Вновь глубокая рефлексия способа. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа проверки. Ученику, выполнявшему это задание изначально, вероятно, потребуется помощь группы. Это предмет наблюдения эксперта. Задание 7. Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм». Комментарий к заданию 7 Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания справочника и, на наш взгляд, должно приносить моральное удовлетворение всем участникам. Практика показывает, что при поддержке взрослых, при правильном распределении обязанностей и относительно слаженном взаимодействии учеников получается красивое и содержательное пособие по теме «Способы проверки орфограмм слабых позиций», которое можно использовать в учебном процессе как схему-помощник.
Проектная задача по русскому языку.
Название проектной задачи
|
Новости программа «Вокруг света»
|
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
2
|
Тип задачи
|
Предметная диагностическая по теме «Окончание- значимая часть слова»
|
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
|
более глубокое усвоение детьми падежных окончаний и их роли в языке.
Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
Постепенное формирование коммуникативных компетентностей.
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
|
Учащиеся на этом этапе знакомятся с работой окончания, его функцией в языке, названиями падежей русского языка и их вопросами. Они умеют определять падеж любого слова – название предмета или признака. Для этого они используют лишь два вспомогательных слова стена и стол. По окончаниям этих слов, вставленных в контекст, дети определяют падеж нужного слова. Также они могут поставить слово в нужную форму с помощью падежных вопросов.
|
Планируемый педагогический результат
|
Еще один шаг на пути к формированию у учащихся навыков работы во взаимодействии (распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться).
-
При решении этой задачи провоцируем каждого ученика реально оценить свои знания и умения по теме и вовремя усовершенствовать их: обратиться с вопросами к однокласснику, явиться на консультацию к учителю, воспользоваться помощником, выполнить дополнительные задания самостоятельной работы, уже имеющейся в арсенале ученика.
|
Способ и формат оценивания результатов работы
|
Наблюдение за взаимодействием групп непосредственно во время выполнения работы (экспертный лист)
Публичная презентация результатов ( выступление и оформление стенда)
Анкетирование после презентации.
|
Замысел проектной задачи Задача построена на сравнении языка жителей независимого острова, открытого научной экспедицией, с русским языком. Язык аборигенов чем-то напоминает русский, однако имеет ряд отличий. Каждое из пяти племен, живущих на острове, имеет определенный диалект. Это понятно из текстов их писем. Задача учащихся – установить контакт с местными жителями, так как среди ученых экспедиции не нашлось специалиста по языкам. Для этого детям предложено выполнить несколько последовательных заданий. Цель, которую должны достичь дети: во время выполнения задачи дети, с одной стороны, выясняют, каким нескладным мог быть язык без разнообразия падежных форм, как искажается он при нарушении грамматических форм, с другой стороны, оценивают и усовершенствуют знания и умения по этой теме. Описание проектной задачи Здравствуйте! Мы ведем свой репортаж с борта исследовательского корабля, который бросил якорь вблизи неизвестного острова в океане Великий. На борту корабля собрались ученые. Остров оказался необитаемым! Мы видим множество людей, собравшихся на берегу. Похоже, что это представители каких-то полудиких племен. Но почему же ученые не высаживаются на берег? Дело в том, что туземцы ведут себя несколько недружелюбно. Они кричат, топают ногами и размахивают копьями. Никто из членов экспедиции пока не решается познакомиться с ними поближе. Как же объяснить этим людям, что ученые пришли с миром? Но что это? Туземцы вооружились луками и стрелами. Они натягивают тетиву луков, стрелы летят в сторону нашего корабля и… и втыкаются прямо в борт! Одна стрела упала в воду. Боцман замечает, что к стрелам прикреплены какие-то свертки. Юнга доставляет стрелы со свертками на палубу. Это письма! Что ж, посмотрим…
Приветом из племенем Тумпа-юмба! В нашим племенем живут самыми ловкими и смелыми островитянами. Мы самыми удачливыми охотниками и умелыми земледельцами. У нас самыми уютными домами. У наших людям очень веселыми праздниками и вкусной едой. Нашим вождем приглашает вас к нам на обедом.
Привета из племени Харамбамба! В нашего племени живут самых ловких и смелых островитян. Мы самых удачливых охотников и умелых земледельцев. У нас самых уютных домов. В нашего племени очень веселых праздников и вкусной еды. Нашего вождя приглашает вас к нам на обеда.
Привет из племя Мокко-локко! В наш племя жить самый ловкий и смелый островитянин. Мы самый удачливый охотник и умелый земледелец. У мы самый уютный дом. В наш племя очень веселый праздник и вкусный еда. Принимать приглашение на обед от наш вождь.
Привет из плем Прум-там! В наш плем жив сам ловк и смел островитян. Мы сам удачлив охотник и умел земледелец. У мы сам уютн дом. В наш плем очень весел праздник и вкусн ед. Принима приглашений на обед от наш вождь.
Привета из племя Прума-тама! В нашей племе жила самая ловкая и смелая островитяна. Мы самая удачливая охотника и умелая земледелица. Мы строила самая уютная дома. В нашей племе очень веселая праздника и вкусная еда. Принимала приглашению на обеду от наша вождя.
Вот это да! Письма требуют срочного тщательного анализа профессионалов. Однако все члены экспедиции заняты. Они решились сойти на берег, и теперь географы осматривают окрестности, картографы зарисовывают план местности, зоологи фотографируют прибрежных птиц, этнографы пытаются определить по внешним признакам национальную принадлежность островитян. К сожалению, из присутствующих ученых нет ни одного переводчика или лингвиста. (Лингвист — специалист, изучающий особенности языков.). Однако благодаря спутниковой связи письма островитян в эфире. Экипаж корабля обращается к вам с просьбой дать комментарии к этим записям... Что ж, дорогие друзья, как видите, от вас зависит судьба научной экспедиции. Кроме того, это очень интересно — изучать другие языки и знакомиться с новыми людьми! Итак, ваша задача — установить контакт с жителями острова.
Задания с комментариями Задание 1. Внимательно прочитайте все сообщения островитян и укажите особенности одного (соответственно номеру вашей группы) из туземских языков. Комментарий к заданию 1 Исследуя диалекты туземцев, на которых написаны тексты писем, третьеклассники устанавливают, что лексическая сторона языка соответствует русскому, а формы слов особые. Для исследования особенностей одного из языков группа устанавливает закономерность связи слов в высказываниях. Выясняется, что грамматические особенности языков туземцев, хотя и различаются внутри одного диалекта, однообразны: 1)в первом языке все предметы и признаки стоят только в форме творительного падежа; 2) во втором — в форме родительного падежа; 3) в третьем — все слова стоят в начальной форме; 4) в четвертом — нет окончаний, а значит, и грамматических значений; 5) в пятом — все слова стоят в женском роде.
|