Главная страница

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения


Скачать 107.25 Kb.
НазваниеСовременные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения
Дата24.02.2016
Размер107.25 Kb.
ТипДокументы


Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Конакова Елена Николаевна Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) школа № 12 г.Волжска Республики Марий Эл заместитель директора по воспитательной работе I категории, учитель истории и обществознания I категории.

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Конакова Е.Н.

Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего.

Д.И.Менделеев.

1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

Проблема нравственного выбора – самая тяжёлая для человека. А если речь идёт о подрастающем поколении. Да ещё в наше время, когда многие ценностные ориентиры поменялись, нет чёткого определения «что такое хорошо» и «что такое плохо», как в стихотворении В.Маяковского. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, о любви между мужчиной и женщиной, о семье, о долге (многие младшие и средние подростки слово «долг» понимают лишь в значении «денежном»!). Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Поэтому самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

2. Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях.

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись школе, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Проблема первая. Девальвация семейных ценностей. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры – следствие многолетнего отсутствия целевого нравственного ориентира конца 80-х – начала 90-х годов XX века. Педагоги горько шутят: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Сейчас мы воспитываем детей, чьи родители были школьниками конца 80-х – начала 90-х годов. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года. Браки легко создаются и также легко распадаются. Дети приемлют это как норму. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Из бесед с родителями: «Ваш сын нецензурно выражался в присутствии одноклассников, учителя, причём на замечание отреагировал неадекватно. – Ну, и что? Он же никого не ударил, ничего не украл!». «Ваша дочь попросила одноклассника разбить стёкла в кабинете учителя за поставленную двойку» - «Но она же ни в чём не виновата! Не она же побила стёкла!». Нет представления о нормах приличия. В школу мама отпускает дочь в немыслимо короткой юбке, на каблуках 10 см, с оголённым животом и распущенными до талии волосами. Отсюда вытекает вторая проблема.

Проблема вторая. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур. Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Школа составляет план работы, разрабатывает программы по взаимодействию с разными социальными институтами. Но наши планы часто идут вразрез с планами, например, здравоохранения. Приглашаю на беседу с девочками-старшеклассницами детского гинеколога. Мне отвечают, что в их обязанности теперь не входит санитарное просвещение.

Проблема третья. Кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в школе их просто нет. Школьная мед.сестра работает на полставки и в бассейне, и на скрининговом оборудовании, и в мед.кабинете. Её зарплата в школе – 2100 рублей. Недостаточен также уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Проблема четвёртая. Несовершенство законодательной базы. Псевдолиберальное понимание свободы формируется в начале 1990-х гг., когда суть демократического принципа законности «можно все, что не запрещено законом» трактуется весьма фривольно. Наспех сотворённые законы, призванные исправить искажённое представление о свободе, не работают, т.к. не доведены до логического конца формулировки наказания за противоправные деяния. Любопытно, что в учебнике обществознания для 7-го класса излагается суть демократического принципа законности: «можно все, что не запрещено законом», но не сделан акцент на нравственной стороне этой сути. Более точно цитируем: «В юридической науке свободу определяют просто и точно: возможность делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому»1. Тогда на уроке мальчик мне задал вопрос: «Значит, если я прогуляю урок или обману маму или не уступлю место в автобусе старушке, мне ничего не будет, я ведь не нарушил закон». И вот тут главное не упустить момент истины. Иначе дети будут думать, что «надо жить только по закону, а не по совести». Вот где граница вседозволенности! А как же совесть? Моральные нормы? Современное понимание «что такое хорошо» и «что такое плохо» по существу, отрицающих всякую мораль, – решение давней российской альтернативы «по совести или по закону?» в пользу последнего и приведшее к тому, что наше общество стало жить и не по совести, и не по закону, а «по понятиям». Понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданность и безответственность.

Законы не работают! В принятом в 2002 г. «Законе об ограничении курения табака» четко прописано, что в общественных местах, особенно в образовательных, культурных и лечебных учреждениях, курить запрещено, но механизм реализации Закона на местах Правительством не разработан, и потому Закон не действует. Более того, сейчас уже говорят о необходимости отведения мест для курения учащихся в школах, что является прямым нарушением Закона. В магазинах и киосках табачные изделия отпускаются даже детям 11-12 лет, потому что штрафы для индивидуальных предпринимателей столь незначительны, что прибыль от продаж несовершеннолетним превышает боязнь нарушить закон. В киосках, многих магазинах подросткам продаётся алкогольная продукция. Мы с ребятами проводили рейды по выявлению таких торговых точек. Сообщили в ПДН. Нам ответили, что штрафы для индивидуальных предпринимателей так малы, что не имеет смысла их наказывать.

Экологическое воспитание. Школьный субботник. Дети убирают территорию вокруг школы. За школьным забором находится магазин и частное предприятие по производству мебели, которые сбрасывают мусор под школьный забор. Письма, адресованные в вышестоящие инстанции, результата не дали. Штраф предприятию заплатить за разбросанный вокруг школы мусор проще, чем организовать его вывоз. Всероссийский субботник. Наши волонтёры очистили сквер в микрорайоне. Через 2 дня сквер был замусорен.

Воспитание трудолюбия. Самообслуживание – необходимый элемент воспитания. Теперь ни один учитель не имеет права назначить дежурного против его воли. Пункт 14 статьи 50 закона «Об образовании» запрещает привлекать учащихся к труду без их согласия и согласия их родителей, если эта работа не предусмотрена образовательной программой. Главное – нельзя перекладывать на учеников обязанности технического персонала или охранников. Но ведь теперь эти строки стали предлогом для воспитания эгоизма и лени, пренебрежения к труду. Законы – это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками.

Проблема пятая – политическая. Государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую. Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей, пожилых людей убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами; пьяные матери выкидывают из окон своих младенцев; существует работорговля (в XXI веке!), причём в прямом, а отнюдь не в метафорическом смысле слова; развязно-агрессивные юнцы демонстративно не уступают места в транспорте пожилым людям, а порой и способны убить за сделанное им замечание. А вот, к примеру, диалог с модератором сайта «ВКонтакте». «Мама меня достала, чуть что, сразу начинает оскорблять. Читает мне морали. Просто капает на нервы. Хоть из дома сбегай. А еще говорит, что школа это самое главное. Что если я не буду учиться, я буду никем. Она меня задолбала. Не хочу с ней жить в одном доме».
«Что делать? Двигаться к свободе шаг за шагом. Не резкими рывками, а именно шаг за шагом. Сначала выбери какой-то один вопрос, в котором ты будешь вести себя именно так, как ты считаешь правильным. Ты можешь соглашаться на обсуждения этого вопроса или отказываться, но главное - как бы ты ни была запутана их угрозами, утверждениями и прочими хитростями, следи за тем - чего ты на самом деле радостно хочешь. Например, ты можешь отказаться кушать за семейным столом и будешь отстаивать свое право есть тогда и там, когда и где тебе хочется. Сделай так, чтобы к тебе трудно было придраться - сама бери еду и сама за собой все убирай и мой свою (только свою! - ты не домработница) посуду. Добейся того, что они примирятся с этим твоим решением. И потом выбери что-то еще. Сделай это и напиши сюда, что получилось». А ведь у каждого сайта есть владелец. Он не несёт никакой ответственности, ни юридической, ни моральной, за духовное растление.

Проблема шестая. Отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. 

3. Пути решения проблем. Таким образом, решение проблем формирования духовно-нравственной культуры у детей и подростков видится в следующем: 1. Целенаправленное взаимодействие с религиозными и общественными организациями, социальными институтами, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые  национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. 2.Решение кадрового вопроса. Введение ставок школьных психологов при школе. Систематическое изучение каждого школьника. Школьный психолог должен стать первым помощником классного руководителя и родителей в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника. 3. Развитие системы дополнительного образования именно на базе школы. 4. Исключение сугубо знаниевого подхода к образовательному процессу. Образование – это, прежде всего, воспитание. 5. Усиление государственной политики в области экологического контроля и контроля деятельности СМИ и средств компьютерных коммуникаций в решении вопросов влияния на духовно-нравственную культуру подрастающего поколения. 6. Решение вопросов повышения профессионализма педагогов по формированию духовно-нравственной личности. 7. Научно-методическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры у детей, подростков и молодежи. 8. Преемственность в ДНВ (ДОУ – ОУ – ПТУ – ВУЗ).

Заключение. Митрополит Кирилл выразился категорично: «Нравственность есть условие выживания человеческой цивилизации – не больше и не меньше».2

«История дает немало примеров, начиная с гибели Римской империи, когда в целом экономически благополучные государства погибали в результате падения морального уровня населения».3 Как пишет О. Т. Богомолов, «пока нравственные нормы и принципы не станут частью общей культуры, надо принуждать нарушителей порядка к законопослушанию, к соблюдению правил общежития, используя авторитет власти, печати, телевидения».4
Список литературы
1. Боголюбов А.Н. «Обществознание». Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. М. Просвещение. 2010., с.82. 2. Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. Духовно нравственные основы современного российского общества / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 372 – 380. 3. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000, с.9. 4. Богомолов О. Т. Экономика и общественная среда / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 8 – 26. 5. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал, 2004. N 5. С. 16-23. 6. Богомолов О. Т. Нравственный фактор социально-экономического прогресса // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 359 – 371. 7. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 395 – 405. 8. Кузык Б. Н. Духовный и культурный подъем нации – предтеча социально-экономического подъема // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 281 – 297. 9. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 381 – 394.

1 Боголюбов А.Н. «Обществознание». Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. М. Просвещение. 2010., с.82.

2 Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. Духовно нравственные основы современного российского общества / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 372 – 380.

3 Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000, с.9.

4 Богомолов О. Т. Экономика и общественная среда / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 8 – 26