Главная страница

Протокол мс № Квашнин Е. И. от. 20 г. Приказ № от Образовательная программа


НазваниеПротокол мс № Квашнин Е. И. от. 20 г. Приказ № от Образовательная программа
страница2/5
Дата14.03.2016
Размер0.76 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5

Цель 2 и 3 года обучения:

-создание условий для творческого развития детей

Задачи:

- закрепить основы вокальной культуры;

- закрепить знания специальной терминологии;

- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

2 и 3 года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 3 году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.


Содержание программы 2 – го года обучения
Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

Музыкальная выразительность.

Народные песни. Певческая установка.

Средства музыкальной выразительности. Тембр. Как песню сделать выразительной. Громкость звучания. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

Мелодия и ритмический рисунок в песнях. Песни к праздникам зимы, весны, лета, осени. Звукообразование.

Размер в музыке: ½, ¾,2/4,1/4. Песни-вальсы, песни-марши. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.

Интонация. Песни о дружбе, о школе. Дыхание.

Паузы, кульминация, акценты. Доли слабые и сильные. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

Зерно интонации – характер песни. Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.

Песня в движении. Поём-танцуя. Элементы танцевальных движений. Дробный шаг. Притопы. Кружения на месте. Ритмичность движений. Хлопки, прихлопы. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.

Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа.

Работа над репертуаром.

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

Примерный песенный репертуар:

Русские народные песни: «Во кузнице», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «На горе то калина».

Композиторские песни: «Осень постучалась к нам», «Скворушка прощается», « Три белых коня» - муз.Л.Дербенёва, «Нас качая в колыбели», «Настоящий друг» - слова Н.Доризо «Когда мои друзья со мной» - слова М.Плясковского, «То ли ещё будет», «Выше папы», «Большой хоровод», «Походная», « Оранжевая песенка», «А я игрушек не замечаю», « Песня мамонтёнка», «Ты да я, да мы с тобой», « Дорогою добра», Мы – маленькие дети»

Концертная деятельность.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

Итоговые занятия, творческие отчеты
По итогам 2 – го года обучения

предметными результатами являются:

  • пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

  • владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);

  • умение чисто интонировать;

  • умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;

  • умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.

личностными результатами являются:

  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реали­зация творческого потенциала в процессе коллективного (индивиду­ального) музицирования;

  • расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.

метапредметными результатами являются:

  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;

  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни.


Содержание программы 3 – го года обучения

Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.

Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса.

Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.

Звукообразование. Музыкальные штрихи. Современные детские песни.

Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.

Дыхание. Дикция и артикуляция. Песни из популярных детских фильмов.

Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.

Ансамбль. Элементы двухголосья. Песни для сольного исполнения и группой. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.

Ритм. Сценические движения. Песня- спектакль.

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.

Умение изобразить настроение различных движений

Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».

Работа над репертуаром.

Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.

Примерный песенный репертуар:

«Листья жёлтые», «Бу-ра-ти-но», «Колокола», «Сюрприз», «Дважды два четыре», «Разукрасим все планеты мы», «Гимн школе», «Я верю в чудеса», «Мама», «Зима», «Кабы не было зимы», « То ли ещё будет», «Волшебник недоучка», «Непогода», «Хохлома».

Концертная деятельность.

Анализ выступлений

Итоговые занятия, творческие отчеты.
По итогам 3 – го года обучения

предметными результатами являются:

  • владение техническими программами приемами пения;

  • пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

  • владение певческой позицией;

  • умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

  • умение анализировать свои действия.

личностными результатами являются:

  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реали­зация творческого потенциала в процессе коллективного (индивиду­ального) музицирования;

  • расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

метапредметными результатами являются:

  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;

  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;

  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;

  • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.


Цель 4 года обучения:

-создание условий для творческого развития детей

Задачи:

- закрепить основы вокальной культуры;

- закрепить знания специальной терминологии;

- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.


Содержание программы 4 – го года обучения

Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной студии.

Введение. Теоретические основы. Нотная грамота.

Военные песни. Гигиена певческого голоса.

Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена. Знакомство с нотным станом.

Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

Дыхание. Дикция и артикуляция. Песни-скороговорки.

Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука. Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной),грудной, брюшной (диафрагматический),смешанный (грудобрюшное)

Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.

Ансамбль. Элементы двухголосья. Песни – романсы.

Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.

Ритм. Сценические движения. Песня- спектакль.

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.

Примерный песенный репертуар:

«Осень», «Куда уходит детство», «Детство», «Наш край», «Дельфины», «Ты –человек», «Прощальный взгляд», «Большой хоровод», «Последняя строка»,

«Ветер перемен», «Замыкая круг», «Маленький принц», «Спасибо, школа».
По итогам 4 – го года обучения

предметными результатами являются:

  • соблюдение певческой установки;

  • понимание дирижёрского жеста;

  • знание основ музыкальной грамоты;

  • знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;

  • умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

  • умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • умение точно повторить заданный звук;

  • умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • умение петь чисто в унисон;

  • умение дать критическую оценку своему исполнению;

  • умение работать в сценическом образе;

  • умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

  • принимать участие в творческой жизни кружка;

  • участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;

  • уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

личностными результатами являются:

  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реали­зация творческого потенциала в процессе коллективного (индивиду­ального) музицирования;

  • расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

  • формирование эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

метапредметными результатами являются:

  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;

  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;

  • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;

  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.


  • видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.


Календарно-тематическое планирование

на 1 год обучения



Название темы

Кол-во

часов

Дата

Теория

1.

Вводное занятие. Знакомство.

Правила техники безопасности. Поведение во время занятий.

1 ч.




2.

Песенная речь. Русские народные песни.

1 ч.




3.

Построение песни. Музыкальные скороговорки.

2 ч.




4.

Песенная речь. Распевки: «Совушка», «песня воробья»

2 ч.




5.

Народные песни и их построение.

3 ч.




Практика

6.

«Уж как шла лиса» разучивание. Работа над выразительностью.

2 ч.




7.

«Перепёлочка» разучивание, движения. Работа над выразительностью.

2 ч.




8.

«Во поле берёза стояла» разучивание, движения. Работа над выразительностью.

2 ч.




10.

Повторение песен. Работа над развитием вокально-хоровых навыков.

1 ч.




11.

Движения под музыку.

1 ч.




12.

«По малину в сад пойдём» разучивание. Работа над выразительностью.

1 ч.




13.

« На горе то калина» разучивание. Двуголосие.

2 ч.




14.

Частушки, разучивание. Разучивание движений.

2 ч.




15.

Повторение песен.

2 ч.




16.

Работа над выразительностью.

1 ч.




18.

Урок-репетиция.

1 ч.




19.

Урок-концерт.

1 ч.




Всего: 27часов




Название темы

Кол-во часов

Время

Теория

1.

Песня и её характер. Композиторские песни. Формирование правильных навыков дыхания.

Правила безопасного поведения.

Характер песен. Весёлые и грустные.

2 ч.




2.

Мажор и минор в музыке. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания.

3 ч.




3.

Музыка и песни выражают разные характеры. «Три подружки» Д.Кобалевского. Взаимосвязь звука и дыхания.

3 ч.



Практика

4.

Песни композиторов Е.Крылатова, Г.Гладкова, В.Шаинского, Ю.Чичкова. Песня «Всё мы делим пополам» разучивание.

2 ч.




5.

«Песенка о жирафе» разучивание слов. Работа над выразительностью.

2 ч.




6.

«Небылицы» разучивание. Исполнение по группам.

2 ч.




7.

Повторение песен. Работа над выразительностью

1 ч.




8.

«Колыбельная медведицы» разучивание.

2 ч.




9.

Работа над совершенствованием вокально-хоровых навыков.

1 ч.




10.

«Чему учат в школе» разучивание. Работа над выразительностью.

2 ч.




11.

Повторение песен.

1 ч.




12.

Работа над выразительностью. Правила безопасного поведения во время проведения массовых мероприятий.

2 ч.




13.

Урок-концерт

1 ч.



1   2   3   4   5