Главная страница

Протокол мс № Квашнин Е. И. от. 20 г. Приказ № от Образовательная программа


НазваниеПротокол мс № Квашнин Е. И. от. 20 г. Приказ № от Образовательная программа
страница1/5
Дата14.03.2016
Размер0.76 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шахунская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д. Комарова
Согласовано Утверждаю

заместитель директора директор МОУ СОШ №1

по УВР им.Д.Комарова

____________________ _________________

Протокол МС № ____ Квашнин Е.И.

от _______. 20__ г. Приказ №___от_________

Образовательная программа

хорового кружка «До-ми-соль-ка»

по внеурочной деятельности

(в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся: 6 – 11 лет

Руководитель кружка:

Смирнова Т.П.

г. Шахунья

_________

Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Приоритетной целью дополнительного образования является развитие личности ребёнка, а именно его творческих способностей.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

Правильно поставленное школьное хоровое пение - одно из самых доступных и эффективных средств приобщения детей к му­зыке. Будучи по своей сути искусством активным, оно очень близ­ко природе детей, особенно младших школьников, стремящихся активно действовать, творить. Благодаря эмоциональной увлека­тельности совместного музицирования, хоровое пение способству­ет воспитанию у школьников интереса к музыке, потребности в ней.

При грамотной хоровой работе у детей с наибольшей силой происходит развитие музыкальных способностей, певческого голо­са, творческих качеств. Совместное хоровое музицирование созда­ет прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития у них трудолюбия, ответствен­ности за общее дело, чувства правды, красоты.

Основная цель создания хорового кружка - обогащение детей новыми музыкальными впечатлениями, удовлетворение их музыкальных интересов, развитие творческих музыкальных способностей, привлечение детей к активному участию в школьных мероприятиях.

В основу настоящей программы положены методические материалы по организации занятий хоровым пением в общеобразовательных школах под редакцией Адищева В.И.

Актуальность программы - приобщение детей к вокальной и музыкальной культуре. В настоящее время уровень певческого развития детей неуклонно снижается, поэтому необходимо обучение детей хоровому пению с ранних лет жизни, и, в особенности, в младшем школьном возрасте.

Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6 до 11 лет. Занятия проводятся по 1 часу 3 раза в неделю, 108 часов в год.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы хорового кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами

занятий по программе хорового кружка являются:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

  • овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края;

  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

  • внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

  • узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям;


    • определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

    • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;

    • участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
    выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.


Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;

  • культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

  • приобретение опыта в вокально – творческой деятельности;

  • самостоятельно выполнять упражнения;

  • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;


    • видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

    • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
    оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.


Личностными результатами занятий являются:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;

  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

  • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности;

  • расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.


Способы отслеживания результатов освоения

образовательной программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Учебно-тематический план

на 1-ой год обучения

(108 часов)



Название темы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Знакомство. Песенная речь. Народные песни.

9 час.

18 час.

27ч.

2.

Песня и её характер. Композиторские песни. Формирование правильных навыков дыхания.

8 час.

16 час.

24ч.

3.

Звуки и темп в песнях. Песни из кино и мультфильмов. Дикция и артикуляция.

8 час.

22 час.

30ч.

4.

Инсценировка песен. Песня+танец. Сценические движения.

7 час.

20 час.

27ч.




Всего

32

76

108

Учебно-тематический план

на 2-ой год обучения

(108 часов)



Название темы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Охрана голоса.

Музыкальная выразительность.

Народные песни. Певческая установка.

10 час.

17 час.

27ч.

2.

Мелодия и ритмический рисунок в песнях. Песни к праздникам зимы, весны, лета, осени. Звукообразование.

8 час.

16 час.

24ч.

3.

Интонация. Песни о дружбе, о школе. Дыхание. Дикция и артикуляция.

6 час.

24 час.

30ч.

4.

Песня в движении. Поём-танцуя.

6 час.

21 час.

27ч.




Всего

30

78

108



Учебно-тематический план

на 3-ой год обучения

(108 часов)



Название темы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Охрана голоса.

Звукообразование.

Певческая установка.

Музыкальные штрихи. Современные детские песни.

10 час.

17 час.

27ч.

2.

Дыхание.

Дикция и артикуляция. Песни из популярных детских фильмов.

8 час.

16 час.

24ч.

3.

Ансамбль. Элементы двухголосья. Песни для сольного исполнения и группой.

6 час.

24 час.

30ч.

4.

Ритм. Сценические движения. Песня- спектакль.

6 час.

21 час.

27ч.




Всего

30

78

108



Учебно-тематический план

на 4-ой год обучения

(108 часов)



Название темы

Теория

Практика

Всего

1.

Введение.

Теоретические основы. Нотная грамота. Военные песни.

10 час.

17 час.

27ч.

2.

Дыхание.

Дикция и артикуляция. Песни-скороговорки.

8 час.

16 час.

24ч.

3.

Ансамбль. Элементы двухголосья. Песни – романсы.

6 час.

24 час.

30ч.

4.

Ритм. Сценические движения. Песня- спектакль.

6 час.

21 час.

27ч.




Всего

30

78

108


Цель 1 года обучения :

- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.

Задачи:

- формировать основы вокальной и сценической культуры;

- развивать творческую активность и самостоятельность детей;

- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Содержание программы 1-го года обучения

Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Песенная речь. Народные песни. Знакомство с народными песнями их строением. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

Песня и её характер. Композиторские песни. Формирование правильных навыков дыхания. Знакомство с различными по характеру песнями. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

Звуки и темп в песнях. Песни из кино и мультфильмов. Дикция и артикуляция. Знакомство со звуками длинными и короткими. Разными видами темпа. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

Инсценировка песен. Песня+танец. Сценические движения.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение

Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

Репертуар.

Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

Примерный песенный репертуар: «Уж как шла лиса»- русская народная песня, «Перепёлочка»- белорусская народная песня, «Бульба»- белорусская народная песня, «По малину в сад пойдём» - муз.Филипенко, «Песенка о жирафе»-муз.Ю.Чичкова, «Всё мы делим пополам» - муз.В.Шаинского, «Небылицы»- муз.В.Шаинского, «Колыбельная медведицы»-муз.Е.Крылатова, «Антошка», «Чунга-Чанга» - муз.В.Шаинского, «Песня друзей» - муз.Г.Гладкого, «Это знает всякий», «Крылатые качели - муз.Е.Крылатова, «Взрослые и дети», «Из чего же…», «Мой щенок» «Неприятность эту мы переживём», «Школа», «Дин-Дон», «Солнышко смеётся», «Солнечные зайчики», «Чему учат в школе», «Наша мама».

Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам 1 – го года обучения

предметными результатами являются:

  • основы вокально – хоровых навыков;

  • правила пения;

  • виды дыхания;

  • средства муз. выразительности.

  • применять правила пения на практике;

  • петь чисто ансамблем в унисон;

  • применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

личностными результатами являются:

  • формирование эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реали­зация творческого потенциала в процессе коллективного (индивиду­ального) музицирования.

метапредметными результатами являются:

  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

  1   2   3   4   5