Главная страница

Протокол № от г. Г


НазваниеПротокол № от г. Г
страница1/4
Дата12.02.2016
Размер0.58 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4


Управление образования администрации Александровского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 г.Струнино Владимирской области


Согласовано

На заседании педагогического совета
Утверждено

Директор школы

Печникова И.А.


Протокол № от «…..»…………………2013 г.

-------------------------

« » ………….. 2013 г.

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления



Разработана для учащихся 6-9 классов

Срок реализации 2 года

Автор программы:

Кондратьева Н. Н.

Учитель ИЗО и черчения

Квалиф. категория - высшая

Год составления-2010

(ежегодно вносятся коррективы)
Струнино 2013 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Очарование батика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Эстетическое образование, приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Человек должен уметь чувствовать и ценить прекрасное во всем: в природе, в вещах, в человеческих отношениях, в самом себе. Поэтому важно с детства воспитывать стремление создавать красоту и творить добро вокруг себя. Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, развивает кругозор, формирует нравственные принципы. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета, а во многих общеобразовательных школах, к сожалению, на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время. Дети практически лишены «живого творчества», поэтому дополнительные внеурочные занятия в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в художественно-творческой деятельности.

Актуальность и значимость данной программы определяют следующие документы:

1.Концепция духовно-нравственного развития.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт.

Программа разработана на основе анализа программ дополнительного образования:

1. Стандарты нового поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

2. Д. В. Григорьев «Художественное творчество». Программы внеурочной деятельности.

3. Р.А.Гильман. Примерная программа-алгоритм «Художественная роспись
тканей».

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, является результатом пятилетней апробации её основного содержания, реализованного в общеобразовательной школе. Программа является одной из составляющих работы по интеллектуально-художественному развитию личности ребенка.

Художественная роспись ткани один из самых привлекательных видов изобразительного творчества. Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Декоративные композиции украшают большую часть окружающих нас вещей: мебель, посуду, одежду, текстиль, стекло и, конечно же, разнообразные ткани. Роспись по ткани открывает широкое поле для реализации самых смелых идей по дизайну одежды или интерьера.

Представляемая программа есть попытка к наиболее полной реализации способностей и возможностей ребенка. Создание художественно-декоративных проектов, реализация творческих идей в «продукте творчества», использование нестандартных приемов и способов выражения батика, привлечение детей к исследовательской деятельности, являются элементами новизны данного опыта.

В целом данную программу можно определить как совокупность традиционных и инновационных методов и форм обучения с новыми интересными идеями и личным опытом, способным адаптировать ее в школьной среде. Использование исследовательской технологии помогает организовать поисковую, познавательную деятельность учащихся, перед которыми ставятся задачи, требующие самостоятельного творческого решения. В результате метода исследования у детей накапливаются знания и материал, который необходимо систематизировать и использовать в процессе творчества.

Цель данной программы: способствовать формированию художественной культуры посредством познания искусства и включения учащихся в художественно-творческую деятельность.


Задачи обучения:

Образовательные:

-развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного и абстрагированного художественного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

- развитие индивидуальных творческих способностей, фантазии, аккуратности, формирование устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;

- знакомство с видами и технологическими приемами батика, а так же с материалами и инструментами необходимыми для росписи, формирование практических умений и навыков в процессе создания «продукта» творчества;

- развитие способности к эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства, умения художественного самовыражения и потребности творческого процесса;

- совершенствование умений и навыков в создании произведения: законы композиции и колорита, приемы стилизации и декора, приемы создания декоративной композиции.

Воспитательные:

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности;

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям, умения работать в коллективе;

- развитие нравственных и эстетических чувств, заботливого и бережливого отношения к природе.

Развивающие:

- воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени, желания сделать результат своей деятельности практически значимым;

- формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- формирование умения самостоятельно планировать порядок выполнения деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;

-расширение кругозора, воспитание исследовательских качеств, желания экспериментировать.

Этапы реализации программы.

Начальный этап – введение в программу, носит организационно-педагогический характер. Педагог знакомит детей с особенностями организации внеурочной деятельности и предлагаемой программой работы на текущий год,

с техникой безопасности. На этом занятии дети получают первичное

представление об искусстве художественной росписи тканей, о материалах и приспособлениях используемых в процессе росписи.

На следующем этапе преимущественно реализуется основная часть программы. Основная форма организации процесса это – творческое занятие, т. е. работа в мастерской, которое длится два академических часа. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения художественной росписи ткани. Такая форма обеспечивает системность творческого процесса, возможность повторять и закреплять пройденное. Структура занятия строится таким образом, чтобы на нем отводилось время для усвоения и приобретения новых знаний и умений, закрепления пройденного материала и полученных ранее умений, навыков. Большое значение отводится фронтальной беседе, обсуждению произведений искусства и вариантов задания. Кроме того, постоянно отводится время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует
внимание учащихся, формирует опыт творческого общения. Наиболее эффективной формой работы с учащимися на практическом этапе занятия является индивидуальная работа, которая способствует решению художественно-изобразительных задач. При изучении новой техники росписи педагог демонстрирует приемы работы художественными инструментами и материалами, что дает полное представление о технологии и этапах росписи. В процессе реализации программы детям предлагается выполнять творческие задания по самым различным темам, большинство тем в отдельности предполагает множество вариантов импровизации, что пробуждает фантазию, содействует развитию творческого воображения ребёнка. Содержание программы составлено по принципу «от простого к сложному». На первом году обучения дети знакомятся с техникой свободной росписи, холодного батика, некоторыми несложными приемами узелкового батика. Выполняют несложные сюжетные и декоративные композиции. На втором году обучения узнают о технике горячего батика, который отличается сложностью выполнения,

предлагается различная комбинация техник, что требует особого мастерства, терпения и аккуратности выполнения.

В середине учебного года проводится промежуточная выставка, а в конце учебного года итоговая отчетная выставка, что и является формой контроля, это дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Лучшие работы участвуют в конкурсах, районных выставках и занимают призовые места. Приложение к программе содержит фотографии некоторых работ и выставок.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объём реализации по 70 часов на первый и второй год обучения. Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок и может рассматриваться как самостоятельная программа. Возраст обучающихся 13-16 лет, оптимальное количество детей в учебной группе 10-12 человек, так как при большем количестве педагог не сможет работать индивидуально.

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы,

инструменты и условия:

  • помещение – хорошо проветриваемая мастерская;

  • красители для батика;

  • резервирующий состав, воск или парафин;

  • ткань для росписи - шелк, батист, бязь и др.;

  • инструменты: кисти, тюбики для резерва, валики, тампо­ны, аэрограф, трафареты, карандаши простые и цветные, акварель, гуашь, бумага для эскизов, калька и др.;

  • подрамники деревянные, пяльцы;

  • клеенки на столы, подставки для кистей, марлевые повязки, емкости для разве­дения красителей, емкости для воды.

Предполагаемые результаты

По итогам 1 года обучения учащиеся должны:

- знать виды и жанры изобразительного искусства, понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества;

-знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, колорит, мазок, тон, цвет, форма, перспектива;

- понимать значение терминов: орнамент, эскиз, композиция, колер, заливка,

ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр, нюанс, контраст, замысел, декоративная композиция;

- понимать и соблюдать процесс работы над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

- использовать основные приемы создания декоративных композиций (стилизация, ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр, орнамент);

- пользоваться художественными инструментами и материалами, необходимыми в процессе росписи;

- владеть различными приемами выполнения росписи ткани в технике свободной росписи, холодного батика, узелкового батика;

-грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки.

По итогам работы 2 года обучения учащиеся должны:

- знать выдающиеся произведения отечественного и мирового искусства и имена художников, архитектурные стили, некоторые направления в изобразительном искусстве;

- знать виды декоративно-прикладного искусства, его задачи, закономерности, области применения;

-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство формы, материала и декора;

-уметь воспринимать и анализировать произведения живописи, архитектуры, дизайна и ДПИ;

-выстраивать декоративные, орнаментальные композиции на основе ритмического повтора изобразительных и геометрических элементов, создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;

- уметь самостоятельно вести процесс выполнения росписи по ткани;

- владеть различными техниками выполнения художественной росписи тканей, уметь их комбинировать в зависимости от поставленных задач.

- свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в процессе росписи, производить их отбор в зависимости от задания.

Учебно-тематический план программы.
Первый год обучения






Тема занятия.

Всего

часов


Теория


Практика

1.

«Очарование батика». Вводное занятие.

2

1

1

2.

«Радуга красок». Изобразительные возможности батика.

2

0,5

1,5

3.

«Цветной туман». Знакомство с техникой свободной росписи.

2

0,5

1,5

4.

«Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0,5

1,5

5.

«Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0,5

1,5

6.

«Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0

2

7.

«Природа и настроение». Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи.

2

0,5

1,5

8.

«Природа и настроение». Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи.

2

0

2

9.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи.

2

1

1

10.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи.

2

0,5

1,5

11.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи.

2

0

2

12.

Абстрактная композиция. Монотипия на ткани

2

0,5

1,5

13.

Абстрактная композиция. Монотипия на ткани

2

0

2

14.

«Новый год настает…» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи.

2

0,5

1,5

15.

«Новый год настает…» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи.

2

0

2

16.

«В мире искусства». Оформление выставки.

2

0

2

17.

«Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами.

2

1

1

18.

«Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами.

2

0

2

20.

«Декоративная салфетка». Техника печати штампами.

2

0,5

1,5

21.

«Декоративная салфетка». Техника печати штампами.

2

0

2



22.

«Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

1

1

23.

«Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0,5

1,5

24.

«Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0

2

25.

Узелковая окраска тканей.

2

1

1

26.

«Астры». Панно. Коллективная работа в узелковой технике

2

0,5

1,5

27.

Узелковая окраска тканей. Изготовление декоративных платочков.

2

0,5

1,5

28.

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик).

2

1

1

29.

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик).

2

0

2

30.

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик).

2

0

2

31.

«Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.

2

1

1

32.

«Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.

2

1

1

33.

«Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.

2

0

2

34.

«Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.

2

0

2

35.

«Этот чудесный батик» Итоговая выставка.

2

0

2

  1   2   3   4