Главная страница

Программа по биологии. Пояснительная записка


НазваниеПрограмма по биологии. Пояснительная записка
страница1/12
В.В.Пасечника
Дата10.02.2016
Размер1.65 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Рабочая программа по биологии.

Пояснительная записка.
Программа по биологии составлена на основе минимума образования, образовательных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников по биологии, в качестве основы взята авторская программа В.В.Пасечника, В.М.Пакуловой, В.В.Латюшина и др.

Цели обучения биологии:

- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и

нравственного здоровья человека;

- установления гармонических отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:

  1. Природа. – 68 часов (5 класс).

  2. Бактерии. Грибы. Растения. – 68 часов (6 класс).

  3. Животные. – 68 часов (7 класс).

  4. Человек и его здоровье. – 68 часов (8 класс).

  5. Введение в общую биологию и экологию. – 68 часов (9 класс).

Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 – 9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет; получают новые сведения о строении веществ, их физических и химических свойствах, о влиянии окружающей среды на человека и овладевают простейшими способами оказания первой помощи.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

При изучении курса «Биология» в 6 – 7 классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии; структуре, функционировании, многообразии экосистем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биосистем.

В 8 классе – получают знания о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности; об условиях его существования, выживания и развития, здоровом образе жизни. Учащиеся осознают путь оптимизации отношений человека и природы, понимают практическое значение знаний о человеке для решения проблем здравоохранения, экологии человека и охраны природы.

В 9 классе – обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы.

Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всестороннеразвитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащихся сущности биологических явлений в программу введены лабораторные опыты, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


Мультимедиа обеспечение уроков биологии:


  1. Уроки биологии 6 класс.(Современная школа). 2008 г. Изд. Глобус. Метод. пособие с электронным приложением.

  2. Биология 6 – 11 класс. Лабораторный практикум. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.

  3. Биология 9 класс. (для 8 класса). Анатомия и физиология человека. ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2003 г.

  4. Экология 10 – 11 класс. Учебное пособие. Лицензионная копия от «1С» и «Дрофы», 2004 г.

  5. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия, 2006 г. Современная мультимедиа-энциклопедия. ООО 2Нью Медиа Дженерейшн», 2006 г. с дополнениями и изменениями.

  6. Уроки биологии 7 класс. Мультимедийное приложение к урокам. Изд. Глобус.

  7. Биология 6 – 9. Библиотека электронных наглядных пособий.

  8. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Виртуальная школа.

  9. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные . 7 класс. Виртуальная школа.

  10. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. Виртуальная школа.



Содержание программы по биологии

на основе авторской программы В.В.Пасечника, В.М.Пакуловой, В.В.Латюшина и др. (адаптированная)

в 5 классе 2 часа в неделю – 68 часов,

в 6 классе 2 часа в неделю – 68 часов,

в 7 классе 2 часа в неделю – 68 часов, всего 340 часов за год

в 8 классе 2 часа в неделю – 68 часов,

в 9 классе 2 часа в неделю – 68 часов.

Природоведение – 5 класс (2 часа в неделю).

(на основе авторской программы В.В.Пасечника, В.М.Пакуловой, В.В.Латюшина и др. (адаптированная))
Тема «Введение», 2 часа

Цели и задачи темы: ознакомить с содержанием, формами деятельности, средствами обучения; актуализировать имеющиеся знания; учить правильному поведению в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : -

б) повышенный: знать отличие неживой природы от живой.


№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

1.

05.09




Метод, наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа. Как и для чего изучают природу.

Сформировать общие представления об учебном предмете, установить связи между имеющимися и новыми знаниями, развивать интерес к изучению природы.










2.

06.09




-

Экскурсия № 1 «Природа живая и неживая»

Обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы, находить взаимосвязи между живой и неживой природой












1.Тема «Вселенная», 6 часов

Цели и задачи темы: сформировать знания о Солнечной системе, её составе, познакомить со спутником Земли – Луной,

научить проводить наблюдения за звёздным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведиц,

ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны, наблюдать за изменениями высоты

полуденного Солнца, формировать умения работать с глобусом, картой и атласом.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – уметь: определять высоту полуденного Солнца, ориентироваться по Солнцу, находить географические объекты на глобусе и карте;

б) повышенный – уметь: проводить наблюдения за несколькими небесными

телами, ориентироваться по созвездиям и звёздам, определять фазы Луны.

№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

3.

12.09




Вселенная, астрономия, созвездия, карта звёздного неба, телескоп

Вселенная. Звёзды на небе, размеры звёзд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведиц. Расстояния до звёзд, их яркость и движение.

Дать представление о вселенной, форме звёзд, их величине, яркости и движении, расстоянии до звёзд; учить ориентироваться по звёздам.

§ 1

Л.р. №1




4.

13.09




Ось Земли, полушария, полюса, эква- тор, орбита

Планета Земля. Суточное и годовое движение Земли.

Познакомить с формой, размерами и движениями земли; укреплять навыки работы с картой, глобусом; подвести к пониманию смены дня и ночи, времён года.

§ 2

Л.р. №2




5.

19.09




Лито-, гидро-, атмо-, биосфера, земная кора

Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).

Знакомить учащихся с внешними оболочками Земли; охарактеризовать оболочки; развивать знания о живых организмах.

§ 3







6.

20.09




Кратеры, лунные фазы

Луна – спутник Земли.

Знакомить учащихся с внешним строением Луны, объяснить изменения внешнего вида Луны с течением времени.

§ 4







7

26.09




Планета, астероид, метеор, метео-

рит, комета, естественный и искусствен-

ный спутник Земли и др. планет

Солнце – раскалённое небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия, её значение для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты, кометы. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Объяснить значение Солнца для жизни на Земле; углубить знания учащихся о Солнце; познакомить со строением Солнечной системы.

§ 5,

повт.§§ 1- 4







8.

27.09




-

Обобщение темы «Вселенная»

Обобщить и конкретизировать знания учащихся по теме «Вселенная»

повт. § 5








2.Тема «Строение и свойства вещества», 10 часов

Цели и задачи темы: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состояниях и свойствах; раскрыть особенности их

строения; ввести понятия: молекула, атом, элементы; познакомить с явлением диффузии в газах, жидкостях и твёрдых телах; сформировать знания о физических и химических явлениях в природе и в быту; познакомить с разнообразием веществ в природе; познакомить с явлениями тепловыми и электрическими.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый: -

б) повышенный – знать: строение молекулы, атома, отличия природных

явлений и признаки физических и химических явлений; уметь: различать агрегатное состояние веществ; называть свойства веществ; определять диффузию в газообразных, жидких и твёрдых телах.


№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

9.

28.09




Агрегатное состояние, чистое вещество, смесь

Тела и вещества. Чистые вещества и смеси.

Учить различать тела по их происхождению, агрегатному состоянию, объяснить основные отличия чистых веществ от смесей

§6, §8







10.

03.10




Деформация, упругость, пластичность

Свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ.

Углубить знания о свойствах веществ, ввести понятия «деформация», «упругость», «пластичность».

§7

Л.р. №3




11.

04.10




Молекула, атом, элемент, химический знак

Молекулы. Строение твёрдых, жидких и газообразных веществ.

Объяснить новые понятия, развив. знания о строении тел в различных агрегатных состояниях

§9







12.

10.10




Диффузия, скорость дви-

жения моле-

кул, движение молекул

Диффузия.

Продолжить знакомство учащихся со свойствами веществ в различных агрегатных состояниях, подвести их к пониманию диффузии и её скорости.

§10







13.

11.10




Силы притя-

жения и от-

талкивания, текучесть

Взаимодействие молекул в твёрдых жидких и газообразных телах.

Объяснить строение тел на основании сил притяжения и отталкивания, углубить знания о свойствах веществ.

§11







14.

17.10




Вещества про-

стые и слож-

ные, органи-

ческие и не-

органические

Вещества простые и сложные.

Углубить знания о строении и происхождении веществ, учить различать вещества простые и сложные, органические и неорганические.

§12







15.

18.10




Явления физические, тепловые, электрические

Явления природы. Физические, химические, тепловые и электрические.

Укреплять знания о явлениях природы, объяснить осн. отличия физ. явлений от хим., признаки тепл. и электр. явл., учить опред. эти явления.

§13







16-17

24.10

25.10




Химические явления(реакции), топливо, горение, дыхание, окисление

Химические явлен. (реакции). Химические свойства воздуха (горение, окисление, дыхание, t0 тела).

Укреплять навыки в различении химич. явлений, познакомить со значением горения, окисления в природе и жизни человека, объяснить постоянство t0 тела

§§14,15, повт.

§§6-14







18.

31.10




-

Обобщение темы «Строение и свойства вещества»

Обобщить и конкретизировать знания учащихся о строении и свойствах вещества

повт.

§15








3. Тема «Воздух», 9 часов

Цели и задачи темы: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе и свойствах; сформировать знания о за –

висимости веса, давления, температуры воздуха от высоты; раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, образования ветра, его работу в природе; формировать представление о погоде, о признаках её предсказания; раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека; познакомить учащихся с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы, образование ветра, осадков, меры по охране воздуха;

уметь: измерять температуру воздуха, определять направление ветра и облачность, распознавать виды осадков.

б) повышенный – знать: знаки, обозначающие погодные явления;

уметь: давать описание погоды сегодняшнего дня, за месяц.


№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

19.

01.11




Смог, парни-

ковый эффект

Состав воздуха.

Углубить знания о составе воздуха, объяснить значение воздуха и его нахождение в природе

§16







20.

14.11




Физические св-ва воздуха

Физические свойства воздуха.

Знакомить учащихся с физическими св-вами воздуха, углубить знания о св-вах газообразных тел.

§17, §18







21.

15.11




Барометр, плотность, разреженность

Барометры.

Познакомить с работой приборов, учить определять давление, решать задачи

§19







22.

21.11




Погода, кли-

мат, меторо-

логия, метео-

рологический прогноз

Погода. Типичные признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды.

Объяснить значение предсказания погоды для некоторых профессий; учить предсказывать погоду по местным признакам, описывать погоду.

§20







23.

22.11




Снеговая ли-

ния, ледник

Нагревание воздуха от поверх-

ности Земли. Изменение тем-ры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах, снеговые верши-

ны, ледники.

Объяснить процесс нагревания воздуха от пов-ти Земли; дать поня-

тие «снеговая линия»; укреплять навыки работы с атласом, картами.

С. 173-174 (М.)







24.

28.11




Ветер, работа: разрушитель-

ная и созида-

тельная, поло-

жительная и отрицательная

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе.

Изучить работу ветра в природе, объяснить причины образования ветра.

С. 175-177

(М.)







25.

29.11




Осадки, виды осадков

Образование облаков. Осадки и их виды.

Объяснить образование различных видов облаков, осадков; выявить пользу и вред осадков.

С. 177-178 (М.)







26.

05.12




Значение воз-

духа, его охрана

Значение воздуха для живых организмов, в природе. Изменение состава воздуха. Охрана воздуха.

Объяснить значение воздуха для живой и неживой природы, углубить знания о дыхании, учить любить и беречь природу.

С. 179-180 (М.), повт. с. 174-178, §§16-20







27.

06.12




-

Обобщение темы «Воздух»

Обобщить и конкретизировать знания учащихся о воздухе.

Творческая работа







4. Тема «Вода», 5 часов

Цели и задачи темы: продолжить формировать знания о воде, её свойствах; раскрыть значение воды в природе и жизни

человека; сформировать понятие о тепловом расширении воды; продолжить экологическое воспитание школьников.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: состав, свойства и значение воды для живых тел природы, меры по охране воды.

б) повышенный – объяснять: тепловое расширение воды на вводном уровне;

знать: критические температуры воды (переходы в др. агрегатные состояния).


№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

28-29.

12.12

13.12




Теплопровод-

ность, тепло-

вое расшире-

ние воды, свойства льда, критические точки темпе - ратур

Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды. Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объёма воды.

Познакомить учащихся с различны- ми состояниями воды; вспомнить молекулярное строение воды; объяс- нить явление теплопроводности, основные отличия тумана и пара; изучить явление теплового расшире- ния, температуры кипения воды и плавления льда.

§21;

§22.







30.

19.12




Вещества растворимые и нераствори- мые, раствор, взвесь.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Изучить свойства воды как растворителя; дать определение «раствор», «взвесь»; учить различать растворимые и нерастворимые вещества.

§23

(с. 92-93)







31.

20.12




Работа воды в природе, зна- чение воды, её охрана.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана вод.

Познакомить с разрушительной и созидательной работой воды в природе.

§23

(с. 93-95), повт.

§§21,22







32.

26.12




-

Обобщение темы «Вода»

Обобщить и конкретизировать знания учащихся по теме «Вода»

Повт.

§23









5. Тема «Горные породы», 4 часа

Цели и задачи темы: формировать общее представление о горных породах и минералах, слагающих земную кору; о происхо-

ждении и разнообразии горных пород, об их основных свойствах; знакомить с процессами разрушения горных пород, с новыми понятиями.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: основные признаки рудных и нерудных полезных иско-

паемых, их использование человеком; меры по охране недр;

б) повышенный – знать: процесс разрушения горных пород под действием биотических и абиотических факторов (выветривание горных пород.



№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

33.

27.12




Внутренние оболочки Зем- ли, происхож- дение горных пород, минералы.

Горные породы. Происхождение горных пород.

Изучить внутреннее строение Земли расширить знания о горных породах; ввести понятия «магматические горные породы», «осадочные горные породы», «метаморфические горные породы».

§24

Л.р. №4




34.

16.01




Обломочные горные поро- ды, разруше- ние горных пород, вывет- ривание.

Обломочные горные породы. Использование человеком об- ломочных горных пород.

Объяснить образование обломочных горных пород, дать понятие «вывет- ривание», изучить использование обломочных горных пород человеком.

§25







35.

17.01




Руда, руды чёрных и цве- тных метал- лов, свойства металлов, не- рудные полез- ные ископае- мые.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископае- мые. Металлы. Использование металлов человеком, их эконо- мия. Охрана недр.

Развивать понятие «полезные иско- паемые»; объяснить основные отличия рудных и нерудных полез- ных ископаемых; воспитывать бере- жливость и экономность.

§26

Л.р. №5




36.

23.01




-

Экскурсия №2 «Изучение рабо- ты текучих вод и ветра»

Наглядно показать разрушительную и созидательную работу ветра и воды в природе, выветривание.

Повт.

§26









6. Тема «Почва», 5 часов
Цели и задачи темы: углубить и расширить знания учащихся о почве, её составе; сформировать знание о разнообразии почв,

их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв; объяснить необходимость охраны почв.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: состав и свойства почвы, меры по охране почв;

б) повышенный – знать: причины водной и ветровой эрозии.



№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

37.

24.01




Образование почвы, струк- турная, бесст- руктурная почва, почве- нные горизон- ты.

Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Углубить и расширить знания учащихся о почве, объяснить образо- вание и многообразие почв; воспиты- вать бережное отношение к почве.

§27







38.

30.01




Неорганичес- кие и органи- ческие вещес- тва почвы,

капилляры,

плодородие,

удобрения.

Состав и свойства почвы: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы.

Познакомить учащихся с почвообра- зующими факторами, свойствами почвы; укреплять знания о плодоро- дии почв.

§28







39.

31.01




-

Обработка почвы. Почва и растения.

Объяснить необходимость различ- ных видов обработки почвы; изучить влияние растений на почву; воспитывать любовь и уважение к земле.

§§ 29, 30







40.

06.02




Водная эрозия ветровая эро- зия

Эрозия почвы, её виды. Охрана почв.

Объяснить причины разрушения почв; познакомить с ветровой и водной эрозией; учить любить и охранять землю.

§ 31, повт.

§§ 24 – 30







41.

07.02




-

Обобщение тем «Горные поро- ды», «Почва».

Провести обобщение материала; развивать логическое мышление и речь учащихся.

Повт. §31








7. Тема «Организмы», 5 часов
Цели и задачи темы: обобщить конкретные знания учащихся о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия как «живой организм», «свойства организма», «среда обитания», «строение живого организма»; формиро- вать умение находить общее в разных объектах природы и на основе этого делать обобщения.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: понятие среды обитания, о клеточном строении живых организмов; устройство микроскопа и строение клетки;

б) повышенный – знать: понятие «экология».



№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

42.

13.02




Организм, свойства живых организмов.

Организм. Свойства живых организмов.

Показать основные отличия тел жи- вой и неживой природы; рассмотреть многообразие организмов, выделить их общие свойства.

§32







43.

14.02




Среда обита- ния, факторы среды: биоти- ческие, абио- тические, ант- ропогенные, экология.

Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Экология – наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды обитания и между собой.

Расширить понятие среды обитания; углубить знания о науках, изучающих природу; расширить начальное понятие «экология».

§33







44.

20.02




Лупа, микро- скоп, микро- препарат.

Знакомство с увеличительными приборами.

Познакомить учащихся со строением лупы и микроскопа; учить рассчиты- вать увеличение микроскопа и гото- вить его к работе.

§34







45.

21.02




Клетка, оболоч-ка, ядро, орган, цитоплазма,

ткань, одноклет. организм, мно- гоклет. организм, неклеклеточный организм.

Клеточное строение организма. Клетка. Разнообразие организ- мов. Одноклеточные и много- клеточные организмы.

Познакомить со строением клетки растительного организма; дать определение «ткани», «орган»; объ- яснить основное отличие однокле- точного организма от многоклеточ- ного.

§35







46.

27.02




-

Экскурсия №3 «Разнообразие организмов, относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды»

Знакомить с приспособленностью организмов к условиям среды; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию

Повт. §35, творческая работа.









8. Тема «Растения», 6 часов

Цели и задачи темы: обобщить знания о развитии растений; показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности

для других организмов; формировать понятие «организм растения».

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: многообразие растений, условия их жизни, использование их человеком; меры по охране растений; уметь: выращивать растения, ухаживать за ними, ставить простейшие опыты с растениями, самостоятельно объяснять явления живой природы;

б) повышенный –


№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

47.

28.02




Общие и от- личительные признаки рас- тений, пигмен

ты,хлорофилл

фотосинтез.

Характерные признаки растений.

Напомнить о многообразии и приспособленности растений к среде обитания; выявить признаки общие для всех организмов и характерные для растений; объяснить значение процесса фотосинтеза.

§36







48.

06.03




Растения цве- тковые и не- цветковые, дикорастущие, культурные, цветок – орган

Растения цветковые и нецвет- ковые. Дикорастущие и куль- турные растения.

Продолжить знакомство с многообра- зием растительного мира; укреплять навыки в составлении логических схем.

§37







49.

07.03




Органы цвет- ковых расте- ний, их функ- ции

Цветковые растения, их органы.

Углубить знания о цветковых расте- ниях как целостном организме, его взаимосвязи со средой обитания; раз- ввивать представление о внешнем и внутреннем строении

§38

Л.р. №6, №7(на дом)




50.

13.03




Места обита- ния дикорас- тущих расте- ний, аптекар- ские огороды, ядовитые рас- тения, прави- ла сбора ле- карственных растений.

Дикорастущие растения, усло- вия их жизни. Многообразие дикорастущих растений в при- роде и жизни человека. Лекар- ственные растения. Ядовитые растения.

Объяснить приспособленность к сов- местному проживанию, разъяснить понятия о значении растений, их свойствах; познакомить с правилами сбора лекарственных растений.

§39







51.

14.03




Редкие и исче- зающие виды растений

Охрана растений. Растения Красной Книги.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

§40

Л.р. №8




52.

20.03




Овощные, зер- новые, техни- ческие, кормо- вые, плодовые культуры; центры проис- хождения рас- тений.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие куль- турных растений. Значение культурных растений в жизни человека.

Объяснить принцип деления культур- ных растений на группы; углубить знания учащихся об условиях жизни культурных растений; расширить знания о значении растений в жизни человека.

§41








9. Тема «Грибы», 2 часа
Цели и задачи темы: познакомить с представителями царства Грибов; сформировать знания о строении, размножении, питании грибов и их значении для человека.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: многообразие грибов, их способы питания, строения, размножения и значение грибов; уметь: различать грибы от других организмов;

б) повышенный –



№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

53.

21.03




Одноклеточ- ные, многокл. грибы, пита- ние, значение грибов

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе и для человека.

Познакомить учащихся с характер- ными признаками грибов, их строением, питанием, ролью в природе и жизни человека.

§42







54.

03.04




Шляпочные грибы, съедо- бные, ядови- тые, двойники

правила сбора грибов

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Познакомить учащихся с особен- ностями строения и жизнедеятель- ности шляпочных грибов, с ядови- тыми и съедобными грибами, правилами сбора грибов.

§43

Л.р. №9





10. Тема «Животные», 4 часа
Цели и задачи темы: продолжить развитие знаний о животных, их характерных признаках; сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и жизни человека (его хозяйственной деятельности).

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: многообразие животных, условия их жизни, использование человеком, меры по их охране; уметь: выращивать животных, ухаживать за ними, ставить простейшие опыты с животными; объяснять явления в жизни животных;

б) повышенный –


№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

55.

04.04




Способы пи- тания живот- ных, клетчат- ка, отличи- тельные приз- наки живот- ных

Характерные признаки живот- ных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Знакомить учащихся с многообра- зием животных; учить определять сходство и различия от растений.

§44







56.

10.04




Условия жиз- ни диких жи- вотных, одно- клеточные, многоклеточ- ные, позвоно- чные, беспоз- воночные

Дикие животные и условия их жизни. Многообразие диких животных.

Показать многообразие животных; учить устанавливать связь животных с условиями среды; воспитывать любовь к природе.

§45







57.

11.04




Редкие и исче- зающие виды животных

Значение диких животных в природе и жизни человека.

Животные Красной Книги.

Углубить знания учащихся о значе- нии диких животных в природе и жизни человека; воспитывать бережное отношение к живым орга- низмам.

§46

Л.р. №10




58.

17.04




Домашние, сельскохозяй- ственные жи- вотные, поро- ды, животно- водство, ис- кусственный отбор

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Углубить знания учащихся о домашних животных, их роли в сельском хозяйстве, объяснить процесс одомашнивания, ввести понятие «искусственный отбор»

§47








11. Тема «Природа едина», 3 часа.

Цели и задачи темы: продолжить формирование научного мировоззрения и развития экологической культуры; обобщить и углубить знания о неживой и живой природе

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать и уметь определять тесную взаимосвязь между живыми и неживыми телами природы, их влияние друг на друга;

б) повышенный –



№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

59.

18.04




Пищевые свя- зи, цепь пита- ния, пищевые цепи, приро- да – единое целое

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые связи.

Развивать знания учащихся о связях между живой и неживой природой; расширить понятие «пищевая связь»

§48







60.

24.04




Взаимосвязи в природе, пра- вила поведе- ния в природе

Экскурсия № 4 «Охрана природы. Правила поведения в природе».

Познакомить учащихся с местными видами растений и животных; прививать правила поведения в природе.

Повт.

§§32 – 48







61.

25.04







Обобщение тем «Организмы», «Растения», «Грибы», «Живот- ные», «Природа едина»

Обобщить материал по указанным темам; развивать логическое мышление.

Творческая работа







12. Тема «Человек. Его здоровье и безопасность жизни», 3 часа

Цели и задачи темы: формировать

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: расположение и название основных органов различных

систем человеческого организма; уметь оказывать меры первой помощи себе и своим товарищам;

б) повышенный – знать вредные привычки и их последствия; уметь их

предупреждать .

№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

62.

02.05




Травмы, пока- затели нор- мального развития орга- низма

Человек и окружающая среда.

Углубить и расширить знания о строении человека, о взаимосвязи человека и окружающей среды, о её влиянии на организм человека.

§49

Л.р. №11




63.

08.05




Ушиб, растя- жжение свя- зок, переломы кровотечения

Как беречь своё здоровье и жизнь

Систематизировать знания учащихся о травмах и приёмах оказания первой помощи, объяснить правила поведения во время грозы.

§50







64.

15.05




Курение, ни- котин, алко- голь, алкого- лизм, нарко- мания, пос- ледствия при- вычек

Вредные привычки и их предупреждение.

Объяснить учащимся, что такое «вредные привычки», проводить работу по их предупреждению

§51








Повторение, 4 часа


№ уро-

ка

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.

План.

Факт.

65.

16.05




-

Вселенная.

Конкретизировать и закрепить изученный ранее материал по данной теме

Зап. в тетр.

Тест




66.

22.05




-

Строение и свойства вещества.

Конкретизировать и закрепить изученный ранее материал по данной теме

Зап. в тетр.

Тест




67.

23.05




-

Воздух. Вода. Горные породы. Почва – особое тело Земли.

Конкретизировать и закрепить изученный ранее материал по данным темам (по выбору учителя)

Зап. в тетр.

Тест




68.

29.05




-

Организмы. Растения – посред- ники между небом и Землёй. Грибы. Животные – братья наши меньшие. Человек, его здоровье и безопасность жизни.

Конкретизировать и закрепить изученный ранее материал по данным темам (по выбору учителя)

Зап. в тетр.

Тест





Биология – 6 класс ( 2 часа в неделю)
( авторская программа В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12