Главная страница

Программа формирования воспитанности младших школьников Внеклассная работа Демишева Надежда Александровна


Скачать 202.45 Kb.
НазваниеПрограмма формирования воспитанности младших школьников Внеклассная работа Демишева Надежда Александровна
Дата16.02.2016
Размер202.45 Kb.
ТипПрограмма

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОНАДЕЖДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
403011, Волгоградская область, Городищенский район, п. Новая Надежда,

ул. Центральная,1, тел. (884468) 4-54-45, e-mail: nov_nadezhda@list.ru

Программа формирования воспитанности младших школьников


Внеклассная работа

Демишева Надежда Александровна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

п. Новая Надежда, 2013г.

Воспитанность – одно из важнейших качеств личности. Нелегко дать определение этой категории. Ещё труднее её измерить. При этом наличие или отсутствие этого качества, то есть уровень воспитанности человека, мы определяем сразу и почти безошибочно. На что же мы ориентируемся? Что такое воспитанный человек? Какие качества ему присущи?

В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, тружеником или тунеядцем, честным или преступником.

Начав работать в МБОУ «Новонадеждинская СОШ» с детьми младшего школьного возраста и их родителями, передо мной встал вопрос планирования работы классного руководителя. За годы работы в моей практике накопился материал для создания программы формирования воспитанности младших школьников, которую я представляю. Надеюсь, что мой опыт поможет учителям начальных классов разработать свою методику воспитания учащихся.


  1. Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса


Любая воспитательная система должна отвечать целям воспитания, которые ставит перед педагогом современное общество. Прежде всего - это формирование у учащихся качеств, которые помогут ему состояться во взрослой жизни. К таким качествам относятся:

  • интерес к самому себе. «Кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что я для этого умею?» - эти вопросы ученик должен научиться самостоятельно ставить перед собой и отвечать на них без боязни.

  • признание себя как личности. Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость и необходимость; ему нужно помочь сформировать адекватную самооценку, уверенность в своих силах, чувство собственной успешности.

  • умение управлять самим собой. Каждая воспитательная система должна предоставлять школьнику право выбора того или иного решения и формировать ответственность за принятое решение перед самим собой, собственной совестью, перед своим внутренним «Я».

  • уважение чужого мнения. Ученик должен научиться формулировать и высказывать своё мнение, не боясь оказаться при этом в меньшинстве и даже в одиночестве; уметь отстаивать его и признавать свою неправоту. Каждый имеет право на ошибку. Поэтому задача взрослого – научить ребёнка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в них других людей, не формируя в себе комплекса вины; воспитать терпимое отношение к разным людям. Вещам и взглядам.

  • любознательность и вовлечение в деятельность. В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется участвовать во всех делах, которые предлагает взрослый, проявить себя, продемонстрировать свои умения. Такая жажда деятельности формирует важное качество личности – трудоспособность.

  • эмоциональная устойчивость. В развитии эмоциональной сферы взрослый должен научить учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции (прощать, не таить обиду, управлять своим страхом) и избавляться от других.

  • наличие позитивной мотивации действий и поступков. Стимулом проявления положительной мотивации в деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные силы, положительные эмоции, перспективы.


Принципы построения воспитательной работы





Принцип открытости. Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем, вносят свои предложения. К мнению детей необходимо прислушиваться.




Принцип добровольности. Процесс воспитания строится на добровольном участии ребёнка в том или ином деле, мероприятии. Необходимо опираться на интерес, творчество детей.




Принцип привлекательности будущего дела. Учеников увлечь, заинтересовать результатом выполняемого дела.




Принцип деятельности. Ребёнком движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей, других детей. Младшим школьникам интересны конкурсы, праздники, соревнования. Детям хочется активно участвовать во всех классных делах.




Принцип свободы участия. Ребёнку нужно предоставить возможность выбрать посильное и интересное для него занятие.



Принцип обратной связи. Каждое дело, каждое мероприятие, проведённое в классе, должно заканчиваться рефлексией. Взрослому нужно обязательно обсудить с детьми, что получилось и что не получилось.




Принцип сотрудничества. Учащиеся должны иметь право выбора партнёров при выборе дела




Принцип успешности. Участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать.




  1. Цели и задачи воспитания



Цели воспитательной системы класса: формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию.

Задачи, решаемые в классном коллективе:

  • помощь детям в адаптации к обучению в школе, к принятию роли ученика;

  • привитие желания выполнять учебную деятельность, осваивать простейшие общетрудовые и специальные умения, активно участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде;

  • создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных особенностей в учебное время и внеурочной деятельности;

  • определение реальных учебных возможностей ученика, создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формирование у них интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности;

  • формирование у школьников понимания необходимости знаний и трудовых умений, развитие ответственного отношения к своей деятельности;

  • проведение работы по формированию детского коллектива, раскрытие содержания коллективных и индивидуальных поручений в целях развития товарищеских взаимоотношений; развитие инициативы и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива, формирование адекватной самооценки и объективности в оценивании поступков окружающих;

  • привитие навыков культурного поведения, знакомство с традициями и обычаями общения поколений и народов (в классе имеются дети разных национальностей); формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок», обучение приёмам преодоления коммуникативных проблем;

  • формирование целостного представления об окружающем мире, раскрытие роли человека в преобразовании и охране природы;

  • развитие у школьников чувства прекрасного;

  • воспитание у школьников сознательного отношения к своему здоровью и физическому развитию, развитие самостоятельности в выполнении санитарно-гигиенических норм и правил дорожного движения;

  • воспитание чувства патриотизма. Формирование осознанного отношения к значимости нравственного опыта прошлого и будущего;

  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Организация работы с родителями;

  • проведение работы по подготовке учащихся к переходу на вторую ступень обучения в школе (совместно с учителями-предметниками второй ступени).




  1. Содержание воспитательной работы с классным коллективом


В качестве системообразующих в программе определены следующие виды деятельности младших школьников:

    • познавательная деятельность;

    • художественно-эстетическая деятельность;

    • спортивная деятельность;

    • трудовая деятельность;

    • ценностно-ориентированная деятельность;

    • общественная деятельность;

    • свободное общение.

Основными направлениями воспитательной работы являются:

        1. развитие классного коллектива как воспитательной среды,

        2. правовое воспитание,

        3. 3. формирование адекватных представлений об окружающем мире,

4. формирование сознательного отношения к учебному труду,

5. воспитание нравственности и культуры общения,

6. патриотическое воспитание,

7. формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения,

гигиеническое воспитание,

8. эстетическое воспитание,

  1. организация сотрудничества с родителями.


1) Развитие классного коллектива как воспитательной среды
Задачи:

- познакомить детей с традициями и нормами общения,

- формировать культуру общения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»,

- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса,

- развивать и совершенствовать умения детей разбираться в различных ситуациях жизни коллектива,

- учить приёмам преодоления проблем в общении, выражать собственное мнение

Мероприятия:

линейка «День знаний», классные часы «Мой друг», «Мои новые друзья», «Что значит быть хорошим другом?», «Без друзей меня чуть-чуть..», «Моя школьная жизнь (распределение поручений)», День именинника, коллективное посещение театров, музеев, выставок, участие в спортивных соревнованиях, участие в школьных праздниках, проведение классных праздников, выпуск газет, диагностика развития детского коллектива.
2) Правовое воспитание
Задачи:

- познакомить с основными законами и правовыми нормами государства, формировать ответственное отношение к их соблюдению, формировать ответственное отношение к их соблюдению,

- формировать умение руководствоваться мотивами долга, совести и справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора,

- формировать гуманистическое мировоззрение, способность к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.

Мероприятия:

классные часы «Мы теперь - не просто дети, мы теперь – ученики», «Правила поведения в школе», «О честности и справедливости», «Мои права и обязанности», «Как мы дежурим в классе и школе?», «Кем быть?», «Наш дружный класс», беседы «Мой край родной», «Кто прав, кто виноват?», участие в Дне поселка.
3) Формирование адекватных представлений об окружающем мире
Задачи:

- формировать ответственность за окружающий мир, учить бережному отношению к окружающей среде,

- воспитывать любовь к природе.

Мероприятия:

озеленение кабинета, уход за комнатными растениями, изготовление поделок, участие в выставках поделок, участие в акциях «Собери макулатуру – покажи свою культуру», «Волгоградская область – чистая область», «Первоцветы», «Покормите птиц зимой», «Чистый берег», «Родник», «Неделя в защиту животных», участие в субботниках по благоустройству территории школьного двора, посёлка, своей улицы, экскурсии в природу, походы по родному краю, беседы на тему «Труд наших родителей», «Кем я хочу быть», экскурсии в этнографический музей «Казачий курень», Пещеры в Меловых горах, областной краеведческий музей.
4) Формирование сознательного отношения к учебному труду
Задачи:

- развивать у учащихся способность рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения, целесообразно действовать,

- определить круг реальных возможностей ученика и зону ближайшего развития,

- развивать кругозор, любознательность,

- формировать потребность в труде,

- учить рационально использовать время, организовывать рабочее пространство.

Мероприятия:

классные часы «Мой портфель», «Школьный дневник. Как с ним работать?» «Мир моих увлечений», «Клуб любознательных», проведение предметных недель, недели детской книги, формирование и пополнение классной библиотеки, видеотеки, проведение классных предметных олимпиад, участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», Зимних интеллектуальных играх, КИТ, муниципальных и региональных конкурсах.
5) Воспитание нравственности и культуры общения
Задачи:

- формировать нравственную культуру миропонимания,

- формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора,

- повседневно укреплять дружеские взаимоотношения, внимательно и доброжелательно относиться к своим товарищам, личным примером демонстрировать проявление этого поведения,

- обучать проявлениям эмпатии, толерантности.

Мероприятия:

классные часы «Наш класс на перемене», «Что такое хорошо? И что такое плохо?», «О жадности и жадинах», «Опасная дружба», «Что такое характер?», тренинги общения, беседы о речевом этикете, турнир вежливости, рыцарский турнир, беседы об истории жизни людей «Нравственное наследие».
6) Патриотическое воспитание
Задачи:

- воспитание любви к Родине, ее культуре и традициям,

- формирование у детей гражданско-патриотического сознания,

- развитие чувства сопричастности судьбе Отечества.

Мероприятия:

тематические классные часы «Этих дней не смолкнет слава», «Спасибо деду за Победу», участие в Вахте памяти, посвященной дню Сталинградской битвы, участие в общешкольной линейке «День памяти», посвящённой танкистам, погибшим под х. Новая Надежда, участие в митинге «День Победы», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, экскурсии по местам боевой славы «Мамаев Курган», «Солдатское поле», «Остров Лютикова», посещение школьного музея, панорамы «Сталинградская битва», районного историко-краеведческого музея.
7) Формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения,

гигиеническое воспитание
Задачи:

- содействовать формированию у школьников культуры сохранения и укрепления собственного здоровья, ответственности за здоровье окружающих людей,

- прививать учащимся потребность в поддержании порядка на своих рабочих местах, в обеспечении чистоты в классе,

- формировать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом, создавать условия для физического развития учащихся,

- воспитывать у детей младшего школьного возраста негативное отношение к вредным привычкам.

Мероприятия:

ежедневное проведение утренней зарядки до уроков, физкультминуток на уроках, классные часы «Режиму дня мы друзья», «Витамины – наши друзья», беседы «Профилактика простудных заболеваний», «О закаливании организма», «О правильном питании», проведение Дней здоровья, встречи с медицинскими работниками, тренинги «Береги зрение», «Правильная осанка», встречи с инспекторами ГИБДД, мероприятия по правилам дорожного движения «На улицах города», «Сигналы светофора», «Правила дорожного движения», участие в конкурсе «Светофор», экскурсия «Мы по городу идем», беседа «Безопасный путь в школу», участие в классных и спортивных соревнованиях, беседы на тему «Спорт в моей жизни», участие в празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», «Спорт в жизни моей семьи», оформление стенда «Наши юные спортсмены», мероприятия по профилактике вредных привычек «Курить – здоровью вредить», «Скажем вредным привычкам «Нет!»», участие в месячнике по профилактике вредных привычек.
8) Эстетическое воспитание
Задачи:

- развивать у младших школьников потребность в прекрасном,

- прививать любовь к искусству, литературе, музыке,

- создавать условия для реализации индивидуальных творческих задатков и способностей.

Мероприятия:

конкурсы рисунков, плакатов, поделок, фотографий, работа над выразительностью, правильности речи, конкурсы чтецов, поощрение индивидуальных и кружковых занятий детей, развитие интереса к музыке и изобразительному искусству, участие во всех школьных мероприятиях эстетической направленности, в ежегодном смотре-конкурсе «Детские и педагогические фантазии», посещение театра кукол, ТЮЗа, Тили-Бом, выставок.
9) Организация сотрудничества с родителями.
Задачи:

- максимально сблизить интересы родителей, детей и учителей, направленные на личностное развитие школьников,

- организация и проведение родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед,

- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Мероприятия:

Тематика родительских собраний «Организация учебного процесса», «Трудности в поведении младших школьников», «Поощрение и наказание», «Режим дня детей», «Нравственные отношения в семье», «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания», «Здоровье младшего школьника», «Информационная безопасность школьника», «Интернет, телевизор...», Готовимся перейти в среднюю школу», привлечение родителей к ремонту и пополнению оборудования кабинета, к проведению классных и школьных мероприятий, дни открытых дверей.
IV. Ожидаемые результаты реализации программы
Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Намеченные мероприятия должны обеспечить:

  • сплочение классного коллектива;

  • формирование у учащихся активной жизненной позиции;

  • достижение высокого уровня воспитанности, познавательной активности, адекватной самооценки;

  • получение школьниками социального опыта жизни в коллективе, развитие умения подчиняться общим правилам, сохраняя при этом свою индивидуальность;

  • формирование у школьников качеств личности, дающих возможность в дальнейшем успешно обучаться на второй и третьей ступенях школы.


Показатели воспитанности ученика

1. Поведение в семье

Активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.

2. Поведение в школе

Дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы.

3. Отношение к старшим

Вежливость, соблюдение этикета в общении со старшими, оказание

помощи, разумное выполнение их поручений.

4. Отношение со сверстниками

Отношение к друзьям, инициатива оказания помощи товарищам,

искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять

обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделиться, сдержанность в

спорах.

5. Поведение на улицах и в общественных местах

Соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к природе, животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте.

6. Отношение к себе

Постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое дело до конца, стремление быть честным и искренним. Привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность в признании своих проступков и ошибок, стремление их исправить, умение воспринять критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек (курение, сквернословие), готовность прийти на помощь, умение отстаивать своё мнение с помощью логической аргументации, а не силой. Настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самовоспитание, опрятный внешний вид.
Литература, использованная при подготовке программы


  1. Классные часы. 1-4 классы / Сост. Я.Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2005.

  2. Классные часы. 1-4 классы / Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Тематические классные часы в начальной школе: как вести себя в школе и дома / Сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Журналы «Начальная школа», «Педсовет», 2005-2011.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Участие учащихся в конкурсах,

проводимых официальными государственными учреждениями и организациями:




Уровень

Дата

Название конкурса

Ф.И.О. уч-ся, класс

Место

1.

муниципальный

15.02.

2012 г.

Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Вторая жизнь дерева».

Янин Миша, 3 класс

II место

2.

муниципальный

15.02.

2012 г

Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Фантазии из солёного теста».

Мурадалиева Сабина,

3 класс

III место

3.

муниципальный

январь, 2012 г

Конкурс социально-учебных проектов

«Я – исследователь».

Гончарова Алёна,

3 класс

III место

4.

муниципальный

11.11.2011 г

Конкурс «Дары осени», номинация «Прикладное творчество».

Катринина Соня, 3 класс

III место

5.

муниципальный

06.04.

2012 г

Конкурс детских работ, выполненных в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании», номинация «Лучшая фотография»

Катринина Соня, 3 класс

I место

6.

международный

апрель, 2012 г

Зимние интеллектуальные игры

Гончарова Алёна,

3 класс

I место

в районе

7.

муниципальный

май, 2012 г

Конкурс детских рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества «Во славу Отечества», посвященном 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 г., номинация «Лучшая поделка до 14 лет».

Янин Миша, 3 класс

I место

8.

муниципальный

Май, 2012 г

Конкурс детских рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества «Во славу Отечества», посвященном 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 г., номинация «Лучшая поделка до 14 лет».

Мурадалиева Сабина,

3 класс

II место

9.

муниципальный

15.02.

2012 г.

Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Калейдоскоп природы».

Катринина Соня,

3 класс

Благодарственное письмо за участие

10

муниципальный

15.02.

2012 г.

Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Вторая жизнь дерева».

Янин Миша, 3 класс

Благодарственное письмо за участие

11

муниципальный

15.02.

2012 г.

Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Волшебная флористика».

Шаманин Саша,

3 класс

Благодарственное письмо за участие

12

муниципальный

28.12.

2012 г.

Фотоконкурс «Природа – дар бесценный», номинация «Снова осень, закружила хоровод мелодий…»

Катринина Соня, 3 класс

Диплом за участие

13

международный

апрель,

2012 г

Зимние интеллектуальные игры

Катринина Соня, Швенк Андрей, Галицына Варя, Сапегин Вова, Вергунова Ангелина, Янин Миша -3 класс

Сертификат участника

14

муниципальный

10.04.

2012 г

Научно-практическая конференция «Вестники весны 2012 г», номинация «Лучшая фотография»

Галицына варя, Вергунова Ангелина, Катринина Соня – 3 класс

Благодарственное письмо за участие

15

всероссийский

февраль,

2012 г

Конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»

Галицына Варя, Катринина Соня, Мурадалиева Сабина – 3 класс

Сертификат участника

16

международный

май,

2012 г

Математический конкурс-игра «КЕНГУРУ»

Катринина Соня, Сапегин Вова, Галицына Варя, Швенк Андрей – 3 класс

Сертификат участник

17

всероссийский

апрель

2012 г

Игра-конкурс по информатике

«Инфознайка -2012 г »

Катринина Соня, Гончарова Алёна, Швенк Андрей, Галицына Варя, Янин Миша, Сапегин Вова – 3 класс

Сертификат участника

18

областной

апрель,

2012 г

Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Вторая жизнь дерева».

Янин Миша, 3 класс

Диплом за участие

19

областной

апрель,

2012 г

Конкурс творческих работ «Зеркало природы», номинация «Фантазии из солёного теста».

Мурадалиева Сабина,

3 класс

Диплом за участие

20

областной

март,

2012 г

«Нарко-Стоп», номинация «Лучший плакат».

Пищулин Максим,

3 класс

Диплом за участие


Анкета-заявка


  1. ФИО участника конкурса Демишева Надежда Александровна___________________

  2. Должность учитель начальных классов______________________________________

  3. Место работы муниципальное бюджетное образовательное учреждение__________ «Новонадеждинская средняя общеобразовательная школа Городищенского района»

  4. Номинация, в которой заявлена работа «Внеклассная работа»__________________

  5. Работа «Программа формирования воспитанности младших школьников»________

  6. Краткая аннотация работы В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок. За годы работы в начальных классах, в моей практике накопился опыт для создания программы формирования воспитанности младших школьников. Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Предназначена для практической работы учителям начальных классов.___________________________

  7. Контактный телефон участника 8(84468)45449 (дом.), 89044260469(сот.)_________

  8. Адрес электронной почты nad_dem@list.ru

  9. Дополнительная информация, которую Вы хотели бы сообщить оргкомитету_Общий педагогический стаж 12 лет, стаж работы в начальных______ классах 6 лет___________________________________________________________

  10. Согласны ли вы на размещение вашей работы на сайтах учредителей конкурса, публикацию в печатных изданиях? Да_____________________________________


14 марта 2013г Учитель начальных классов Н.А. Демишева