Главная страница

Под редакцией А. Г. Асмолова Москва «Просвещение»


НазваниеПод редакцией А. Г. Асмолова Москва «Просвещение»
страница8/11
А. Г. Асмолова
Дата06.04.2016
Размер2.3 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Кому принадлежит выражение «Кто с мечом к нам при­дёт, от меча и погибнет»? Как его нужно понимать? Имеет ли оно только исторический смысл?

Задание «Составление слоп из элементов по правилу»

(А.Е. Падалко, 1985)

Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование уме­ния выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: требуется составить как можно боль­ше слов из ряда заданных согласных в соответствии с прави­лом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ.

Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить

такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом- : ка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления 1 слов. Определите самый эффективный способ. Материал: задание на карточке.

  1. В, Г, Д (выгода).

  2. С, К, Р, Т (секрет).

  3. Ж, К, Л (ложка).

  4. Н, Л, С, К (носилки).

  5. Ж, Ц (жнец).

  6. Б, Р, Щ (борщ).

Задание «Отсутствующая буква»

{А. Е. Падалко, 1985)

Цель: формирование умения выделять и сравнивать стра­тегии решения задачи.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся дан список слов с пропу­щенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутству­ет. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ ана­лиза исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эф­фективность.

Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следую­щих словах, сравнить эффективность разных стратегий реше­ния задач.

Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, ко-идо, инг, штоа, пата, кышка.

Задание «Робинюн и Анртоп»

Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументированно ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.

Материал: текст на карточке.

Текст.

Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.

«Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, ору­жие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переро­диться. У него было всё необходимое, даже книги».

Однако, когда герои другого романа Ж. Верна «Таинствен­ный остров» через много лет нашли Айртона, он уже поте­рял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».

• Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что
Айртон сможет, «работая, переродиться»?

Есть другой герой — Робинзон Крузо, которым все вос­хищаются.

• Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более
сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и
человеческое достоинство?

Формирование умения проводить эмпирическое исследование

Запамие «Эмпирическое исследование»

Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.

Возраст: 14—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: эмпирическое исследование — это ус­тановление новых фактов, на основе их обобщения формули­руются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приёмами и способами, необходимыми для подготовки и реа­лизации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учётом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает

не только освоение умений, непосредственно связанных с ис­
следованием, но и ориентировку в предметно-специфических
областях, а также развитие регулятивных действий, т. е.
умения организовать совместную работу (распределение
функций, задач), и развитие коммуникативных действий, т. е.
умения взаимодействовать (выслушивание, анализ, оценка,
принятие других точек зрения, других способов решения).
Этапы проведения исследования \

■1. Создание проблемной ситуации, формулирование проб- |
лемы, гипотезы. I

2. Подготовка к проведению исследования:

  • выделение материала, который будет использован в исследовании;

  • параметры (показатели) оценки, анализа (количествен­ные и качественные). '




  1. Поиск решения проблемы.

  2. Проведение исследования.

  3. Изложение результатов исследования, их представление.

  4. Обсуждение, оценка полученных результатов.

По каждому из заданий представлена схема групповой работы, которая в каждом конкретном случае расширяется, обогащается. Это касается показателей оценок, вопросов, которые предлагаются учащимся для обсуждения, и др.

Задание «Любимые передачи»

Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).

Возраст: 13—15 лет.

Учебные дисциплины: литература (другие предметы соци­ально-гуманитарного цикла).

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: перед учащимися ставится задача иссле­довать любимые телевизионные передачи. После этого уча­щиеся переходят к подготовительному этапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования:

  • определение функций каждого участника (собирающе­го информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию и др.);

  • решение вопросов о том, как будет осуществляться от­бор телевизионных передач, которые представляют интерес для сравнения, анализа их популярности;

  • формулирование вопросов (содержание и форма), кото­рые будут предложены участникам;

  • кто формулирует вопросы, обсуждает их;

  • формы представления вопросов (анкета, устное сообще­ние и др.);

  • планирование дальнейших этапов исследования;

—- проведение исследования — сбор информации, её ана­лиз, представление результатов, выводы.

Задание «Выбор транспорта»

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: география (и другие предметы гума­нитарного цикла).

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предлагается выбрать транс­порт для экскурсионной поездки класса (группы).

Проблема — выбор удобного во всех отношениях транс­порта для поездки учащихся на экскурсию в другой город.

Подготовительный этап — организация сбора информа­ции, выбор основных источников информации о том или ином транспортном средстве, показателей их оценки.

Основной этап — сбор информации о разных видах транспорта для путешествия с разных позиций (стоимость, время поездки, расписание — время отъезда, приезда, удоб­ства и др.). Сравнение видов транспорта по разным показа­телям с выбором наиболее подходящих вариантов. Обсужде­ние. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Задание «Жильцы твоего дома»

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населя­ющих твой дом.

Возраст: 12—13 лет.

Учебные дисциплины: география.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюдова. «География», учебник для 6 класса): в учебнике рассказыва­ется о том, каковы занятия населения в различных городах и

сельских населённых пунктах. В качестве задания там пред­лагается, «расспрашивая родителей, используя собственные наблюдения, собрать сведения о своём населённом пункте» (название, географическое положение, когда возник и т. д.).

Подобное задание предлагается учащимся, но оно относит­ся к сбору сведений о жильцах их дома (подъезда). Учащим­ся следует выяснить, сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, ко­личество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих лю­дей (технические специальности, медицина, образование и др.).

Набор вопросов можно продолжить самостоятельно или использовать вопросы из вышеназванного учебника (предла­гаемые для характеристики населённого пункта). Интересно соотнести полученные данные в разных группах и определить сходство и различия в возрастном, профессиональном и дру­гих составах.

На подготовительном этапе определяются вопросы, спосо­бы получения информации, место проведения исследования.

На основном этапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуж­дение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Формирование умения проводить теоретическое исследование

Задание «Сказочные герои»

Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.

Возраст: 14—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предлагается провести теоре­тическое исследование. Теоретическое исследование — это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяс­нить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.

Этапы проведения исследования

  1. Формулирование проблемы.

  2. Подготовка к проведению исследования:

— предварительный анализ имеющейся информации, вы­движение гипотез;

— отбор материала, который будет использован в иссле­
довании.

3. Проведение исследования:

— анализ и обобщение результатов исследования.

  1. Изложение результатов исследования, их представление.

  2. Обсуждение, оценка полученных результатов.

В волшебных сказках часто героями становятся внешне не­привлекательные персонажи, например Иванушка-дурачок, Емеля («По щучьему велению»). Сначала они спят на печи, ничем не интересуются, а потом сказочно изменяются, совер­шают героические подвиги и становятся богатыми и счаст­ливыми.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Почему героя называют не просто Иванушка, а Ива­нушка-дурачок?

  • С чего начинаются чудесные изменения?

  • Почему именно Иванушка-дурачок побеждает в сказках?

  • Кто и что ему помогает?

  • Какие качества персонажа, особенности его характера позволяют ему совершать подвиги? Как это показано в раз­ных сказках?

  • В волшебных сказках Иванушка-дурачок выполняет трудные задания с помощью друзей-помощников и чудес­ных предметов. Значит ли это, что роль Иванушки в этих подвигах незначительна и его нельзя считать героем-победи­телем?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, учащимся нуж­но вспомнить (прочитать) сказки, героем которых является Иванушка-дурачок; описать, с чего начинается его сказочное преображение, сравнить его поступки с действиями других персонажей, описать его отношения с теми, кто ему помога­ет и кто ему встречается на пути.

Чтение в составе универсальных учебных действий

Требования к уровню чтения

в основной школе и современное состояние

проблемы грамотности

Навык чтения по праву считается фундаментом всего по­следующего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких по­знавательных и коммуникативных задач, как понимание (об­щее, полное и критическое), поиск конкретной информации,

самоконтроль, восстановление широкого контекста, интер­претация, комментирование текста и др.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся: озна­комительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпыва­ние полной и точной информации с последующей интерпре­тацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конк­ретного факта; выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополни­тельными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев. Обучение наиболее развитому виду чтения —рефлексивному чтению — заключается в овладении следующими умениями (С. А. Крылова, 2007):

а) предвосхищать содержание предметного плана текста по
заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

б) понимать основную мысль текста;

в) формировать систему аргументов;

г) прогнозировать последовательность изложения идей
текста;

д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по теме;

е) выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов
и мыслей;

ж) понимать назначение разных видов текстов;

з) понимать имплицитную1 информацию текста;

и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

к) выражать информацию текста в виде кратких записей;

л) различать темы и подтемы специального текста;

м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

н) выделять не только главную, но и избыточную инфор­мацию;

1 Имплицитный — подразумеваемый, евыраженный. о) пользоваться разными техниками понимания прочитан­ного;

п) анализировать изменения своего эмоционального со­стояния в процессе чтения, получения и переработки инфор­мации и её осмысления;

р) понимать душевное состояние персонажей текста и со­переживать.

Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершен­ствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые форМы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в I этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож-ё ности использования человеком его содержания в разных си-Г туациях деятельности и общения.

Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями). Типы сплошных текстов: 1) описание (художественное и техническое); 2) по­вествование (рассказ, отчёт, репортаж); 3) объяснение (рас­суждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к вы­полнению работы, правила, уставы, законы). К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты,

дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (при­глашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диа­граммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты.

Один из главных критериев уровня навыка чтения — пол­нота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей це­ли или назначения текста; умение выбрать из текста или при­думать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предла­гаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сфор­мулированной вопросом, и т. д.);

  • нахождение информации (умение пробежать текст гла­зами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

  • интерпретация текста (умение сравнить и противопоста­вить заключённую в нём информацию разного характера, об­наружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести за­ключение о намерении автора или главной мысли текста);

  • рефлексия содержания текста (умение связать информа­цию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источ­ников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся);

  • рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие кри­тичности мышления и самостоятельности эстетических суж­дений).

Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включал психические процессы восприя­тия, памяти, мышления, внимания, воображения (Г. С. Кова­лёва, Э. А. Красновский, 2004). Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом

(табл. 2) в соответствии с каждым из выделенных в исследова­нии умений.

Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к исполь­зованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).

Таблица 2 Схема уровней грамотности чтения

Работа с информацией

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

5-й уровень

Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой ин­формации, часть ко­торой может быть за­дана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая инфор­мация в тексте необ­ходима для выполне­ния задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объ­ёмной информацией

Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его де­талей

Критически оцени­вать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятия­ми, которые противо­положны ожиданиям, основываясь на глу­боком понимании длинных или слож­ных текстов

Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена.

Несплошные тексты: установить характер связи частей информа­ции, которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информа­цию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнару­жить, что для полного понимания данного текста требуется использо­вать различные элементы этого же документа, например сноски
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11