Главная страница

Под редакцией А. Г. Асмолова Москва «Просвещение»


НазваниеПод редакцией А. Г. Асмолова Москва «Просвещение»
страница5/11
А. Г. Асмолова
Дата06.04.2016
Размер2.3 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Тематический план I четверть. Самопознание

  1. Общение в жизни человека.

  2. Зачем нужно знать себя?

  3. Я глазами других.

  4. Самооценка.

  5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

  6. Ярмарка достоинств.

  7. Ищу друга.

II четверть. Позитивное общение

  1. Почему люди ссорятся?

  2. Барьеры общения.




  1. Предотвращение конфликтов.

  2. Учимся слушать друг друга.

  3. Уверенное и неуверенное поведение.

  4. Нужна ли агрессия?

III четверть. Проблемы общения

  1. Пойми меня.

  2. Мои проблемы.

  3. Обиды.

  4. Критика.

  5. Комплименты или лесть?

  6. Груз привычек.

  7. Азбука перемен.

  8. Вежливость.

IV четверть. Культура поведения

  1. Зачем нужен этикет?

  2. Приветствия.

  3. Умение вести беседу.

  4. Телефонный разговор.

  1. В театре.

  2. Принимаем гостей.

  3. Чаепитие (подведение итогов).

Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий

в ходе тренингов

Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ста­вить комплексные цели, например:

  • вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение прино­сило радость;

  • развивать навыки взаимодействия в группе;

  • развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения;

  • развивать навыки восприятия и понимания различных людей;

  • развивать навыки самопознания;

  • преодолевать эгоцентризм;

  • учиться познавать себя через восприятие другого;

  • формировать эмпатическое отношение к другим людям;

  • получить представление о «неверных средствах обще­ния»;

  • развивать положительную самооценку;

  • корректировать самооценку и уровень притязаний в направлении их большей адекватности;

  • совершенствовать рефлексивные способности;

  • формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

  • знакомиться с понятием «конфликт»;

  • определять особенности поведения в конфликтной си­туации;

  • обучаться способам выхода из конфликтной ситуации;

  • отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов;

  • закреплять навыки поведения в конфликтной ситуации;

  • снижать уровень конфликтности подростков;

  • преодолевать повышенную тревожность и страхи.

Возраст: 11—15 лет.

Форма выполнения задания: работа учащихся в тренин-говой группе под руководством тренера-психолога.

Примеры упражнений и ролевых игр, используемых в рамках тренинга1

  1. Упражнение «Дополни предложение». Выбирают ведуще­го. Он произносит короткое предложение. Игроки по очере­ди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», сле­дующий игрок добавляет: «Я хожу в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвёртый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т. д. Игра ведётся до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.

  2. Упражнение «Угадай, кто это» (1-я часть). Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не менее десяти черт характера. Все характеристики сда­ются ведущему до следующего занятия.




  1. Упражнение «Список качеств, необходимых для об­щения». Проводится дискуссия с целью выяснения коллек­тивного мнения о качествах личности, важных для общения. Составляется сводный список качеств. Затем каждый участ­ник заполняет свой листок, оценивая, насколько у него про­являются эти качества (оценивая их от 0 до 5 баллов). После того как все оценили себя, листки сдаются ведущему до сле­дующего занятия.

  2. Игра «Телефон доверия». Учащимся предварительно рассказывают о службе «Телефон доверия», называют номер телефона. Затем предлагают подумать, о чём бы каждый хо­тел спросить дежурного специалиста. Ответом может быть коллективное обсуждение заданного вопроса или чьё-то пер­сональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного человека).

  3. Упражнение «Угадай, кто это» (2-я часть). Зачиты­ваются характеристики, написанные на предыдущем занятии. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объек-

1 Приведённые игры и упражнения хорошо известны психологам и так или иначе используются в большинстве описанных в литературе примеров психологического тренинга (см. раздел «Методические материалы и техно­логии проведения тренинга» в кн.: Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001; Прихожан А. М. Программа развития спо­собности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10—12 лет // Ру­ководство практического психолога /Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1998; Кривцова СВ., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., 1997, и др.).

тивны и подходят авторам. Затем характеристики дополняют­ся чертами характера, которые отметили в подростке его од­ноклассники. Акцент ставится на положительных чертах. После проделанной работы учащиеся получают листки с са­мооценками качеств, необходимых для общения, которые они заполняли на прошлом занятии, и оценивают выделенные качества вторично (см. 1-ю часть). Листки сдаются ведущему.

6. Игра «Разговор через стекло». Двое желающих только
с помощью жестов пытаются о чём-то договориться. Тема со­
общается одному из них, а он должен передать эту информа­
цию партнёру как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом.
(Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.)

Примерные темы: «Ты зовёшь приятеля на рыбалку», «Ты сообщаешь другу о том, что завтра в школе контрольная работа по математике и ему надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Ты хочешь узнать, который сейчас час» и т. д.

7. Упражнение «Сильные стороны». Каждый учащийся
должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он лю­
бит, ценит, принимает в себе, что даёт ему чувство внутренней
уверенности в себе. Можно говорить в течение двух минут (ве­
дущий следит по секундомеру), во время рассказа надо держать
в руке мячик и лишь по прошествии отведённого времени
(даже если в это время молчал) передать его следующему участ­
нику. После того как все высказались, начинается обсуждение
того, как можно использовать в жизни свои сильные стороны.

8. Упражнение «Хвалить или ругать?». Упражнение
удобно выполнять стоя, образовав небольшой круг (если
участников больше 10, то два круга).

Первая часть: участники перебрасываются лёгким мя­чом или воздушным шаром. Тот, кто поймает мяч, должен назвать слово, означающее какое-либо отрицательное качество человека (как бы ругая, критикуя его). Каждый следующий должен повторить то, что было сказано до него, и предло­жить что-то своё. Далее участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить то, что они испытыва­ли бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть: перебрасываясь мячом, участники гово­рят слова, означающие положительные качества человека (как бы хваля его). Правила те же: каждый повторяет всё, что бы­ло сказано до него, и предлагает своё слово. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются пере­живания, вызываемые похвалой.

В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно.

9. Игра «Ситуации». Учащимся предлагается проиграть
каждую ситуацию, используя различные формы поведения:
1) тебя вызывают к доске, а ты плохо выучил урок; 2) тебя
не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с
этими ребятами; 3) тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.

10. Упражнение «Я не такой, как все, и все мы раз­
ные». Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью
текста и рисунка цветными карандашами выразить чувство
радости. Рисунок может быть пейзажем, портретом, сюжетом,
натюрмортом. Чувство радости можно выразить линией, пят­
ном, цветом, чем угодно.

После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания кладутся в «волшебный ящик», в ко­тором желательно иметь примерно такое же количество ри­сунков и описаний ребят из другого класса. Все они переме­шиваются. Ведущий достаёт большую пачку листков, которые школьники рассматривают, передавая друг другу, и просит ребят обратить внимание на различия в понимании и пред­ставлении о чувстве радости. Далее школьники обсуждают рисунки и делают вывод о том, что люди по-разному пони­мают одни и те же вещи.

Затем ведущий вновь складывает листки в «волшебный ящик», перемешивает их, снова вытаскивает и предлагает каждому найти свой рисунок. После этого идёт обсуждение. Ребята делают вывод о том, что каждый человек особенный, неповторимый, поэтому он незаменим, и это важное основа­ние для того, чтобы он ощущал свою ценность.

  1. Упражнение «Пирог с начинкой». Тема — просьба, умение её высказать, выполнить или отказать в её выполне­нии. Умение отвечать отказом на просьбу. Просьба чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинако­вой, а содержание — разным. Участникам предлагают нари­совать или описать разные пироги-просьбы, их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее, какие ассоциации, приятные или неприятные, вызывает просьба. Анализируется, с чем это связано. Подчёркивается значи­мость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё в случае согласия и отказа.

  2. Упражнение «Детские обиды». Учащимся предлагает­ся вспомнить случаи из детства, когда они чувствовали силь­ную обиду. Свои переживания им надо изобразить на бумаге в виде сюжетного рисунка, штрихов, линий, цветовых пятен,

фона (в любой манере — реалистической или абстрактной) или описать их словами.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Как ты сейчас относишься к этой обиде? (Нарисуй или опиши.)

  2. Что такое обида?

  3. Как долго сохраняются у тебя обиды?

  4. Какие обиды, по твоему мнению, справедливые, а ка­кие несправедливые?

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки, сравнивая «тогда» и «сейчас».

  1. Упражнение «Закончи предложение «Я обижаюсь, когда...». Желающие зачитывают свои окончания этого предло­жения, а ведущий спрашивает, у кого ещё подобные ситуации вызывают обиду. Подчёркивается, что названные ситуации обидны для большинства людей и об этом надо помнить, ког­да ты обижаешь других.

  2. Упражнение «Копилка обид». Школьникам предлага­ется нарисовать «Копилку обид» и поместить в неё описания своих обид, которые они пережили раньше. На выполнение задания даётся 8—10 минут. После этого учащиеся обсуждают, что делать с копилкой. Ведущий говорит о бесплодности на­копления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают разорвать копилку вместе с со­держимым. После этого обрывки складывают в какую-нибудь коробку и торжественно выбрасывают. Далее обсуждается, что делать с новыми обидами. Подчёркивается, что умение выра­зить обиду, досаду важно для самого себя, но не является ре­шением проблемы, равно как и реванш, месть и т. п. Под­держиваются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она проходит.

Групповые игры во внеурочной деятельности

школьников как контекст для формирования

коммуникативных универсальных

учебных действий

Задание «Групповые игры»

Цель: расширение и обогащение позитивного опыта со­вместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обо-

гащение поведенческого репертуара учащихся за счёт соци­
ально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям
форм поведения, формирование направленности на сверстни­
ка, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способ­
ности к эмпатии. \

Возраст: 11—15 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.

В играх принимают участие школьники 5—9 классов. Осо­бенно рекомендуются игры детям, испытывающим такие трудности в общении, как несформированность коммуника­тивных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия с партнёрами (сверстниками), неразвитость или от­сутствие адекватных способов разрешения конфликтных си­туаций, замкнутость, низкий социометрический статус, нару­шения поведения (агрессивность, трудности произвольной ре­гуляции поведения), трудности формирования Я-концепции, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, трудности эмоцио­нального развития (неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребёнка в своих эмоциональных состояниях и чувствах другого человека).

Правила проведения игр

Игры проводятся учителем. В этой ситуации учитель выступает не в своей привычной роли, а в роли инструктора, который руко­водит игровым процессом и организует его. В этом качестве он мо­жет предоставлять участникам новую информацию, задавать во­просы и направлять игру, а также выполнять следующие правила:

  • брать на себя роль судьи;

  • выступать в роли эксперта, иначе участникам нелегко будет высказывать собственное мнение;

  • поощрять членов группы отвечать на вопросы, обращаясь непосредственно друг к другу;

  • помогать участникам выражать свои мысли и мнения;

  • способствовать повышению авторитета каждого участника в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство увереннос­ти в себе и понимание своей значимости для работы всей группы;

  • обращать внимание на процесс общения участников игры (помните, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в общении самую важную роль. Если принимать во внимание все возможные способы общения, то можно получить наиболее пол­ное представление о группе);

  • выбирая ту или иную игру, определять цели, которые учитель ставит перед собой и участниками;

• главное — оставаться самим собой, тогда все участники бу­
дут чувствовать себя раскованно и непринуждённо и каждый
привнесёт в работу что-то особенное.

Правила поведения участников игр

  • Участие в игре должно быть добровольным при чётком определении своей позиции.

  • Правильных и неправильных ответов не существует. Пра­вильный ответ тот, который на самом деле выражает твоё мнение.

  • Должна соблюдаться анонимность. Не надо превращать игру в обсуждение поведения конкретного человека.

  • Вне занятий не обсуждать то, что вы узнали друг о друге, и то, как вы себя ведёте на этих занятиях. Всё, что происходит на занятии, должно оставаться общей тайной.

  • Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь, или просто лгать.

  • Нельзя давать оценку выступлению другого участника, ес­ли он не просит это сделать.

1. Игра «Земля, вода, воздух, ветер». Ребята учатся слу­шать друг друга и ведущего, быстро реагировать. Игра актуа­лизирует представления учащихся о природе, способствует расширению знаний, даёт им возможность убедиться в пра­вильности собственных ответов. Кроме того, игра развивает внимание и память. Разместить участников лучше всего в форме круга. В игре можно дополнительно использовать иг­рушку или какой-либо другой предмет, который будет пере­даваться. Продолжительность игры — 20—30 минут.

Вариант I

Детям объясняется игровой смысл четырёх стихий. Если ведущий произносит слово «земля», то ребята должны быст­ро назвать животных или растения, которые живут или рас­тут на земле. Если он произносит слово «вода», то учащиеся называют представителей животного и растительного мира, обитающих под водой. Если говорит слово «ветер», то уча­щиеся кружатся. Если произносит слово «воздух», то ребята называют тех живых существ, которые могут обитать в возду­хе. Отвечает тот, на кого укажет ведущий или кому переда­дут игрушку.

Отвечать следует быстро — в течение 5 секунд. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники полу­чают штрафные жетоны, но остаются в игре. Это позволяет учащимся не расстраиваться, быть увереннее, чувствовать себя равными с другими участниками игры.

Вариант II

На каждую стихию даётся установка — выполнить то или иное задание. Например, если называется слово «воздух», уча­щиеся должны взмахивать руками, как птицы крыльями; если слово «земля» — двигаться как лягушка (заяц, слон, мед­ведь и т. д.); если слово «вода» — изображать различные дви­жения пловца; если слово «ветер» — дуть, как ветер, кружить­ся, качаться как деревья.

2. Игра «Ниточка и иголочка». Игра направлена на фор­мирование сплочённости группы, умения согласовывать свои действия с действиями других участников, достигать группо­вого успеха за счёт слаженных индивидуальных усилий. Эта игра даёт возможность участникам обнаружить, проявить, а при регулярном обращении к ней развить и сформировать в себе такие качества, как контактность, организованность и собранность, логика и сообразительность, быстрота реакции.

В игре принимает участие весь класс. Лучшее место для её проведения — спортивная площадка или спортивный зал. Продолжительность игры — 20 минут.

Вначале по команде учителя выбираются «иголочки». Желательно, чтобы это были менее активные ребята. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять хотя бы в игре, что от них что-то зависит. Затем к «иголочкам» при­крепляются «ниточки». Желательно, чтобы количество детей в «ниточке» у каждой «иголочки» было одинаково. По коман­де ведущего начинается движение. Задача участников — не отцепиться друг от друга, иначе «ниточка» порвётся. Задача «иголочки» — не пересекаться с другими «иголочками». На­правление движения произвольное.

Игру можно усложнить. Тогда, чтобы отследить движения
игроков, желательно участие не одного, а большего числа
ведущих. «Иголочкам» предлагается двигаться, преодолевая
различные препятствия. Кроме того, можно менять «иго­
лочки», щ

Примерные препятствия: грибы, которые нужно собрать в щ
лукошко; большая гора, которую нужно обойти; самолёт, ле- ■
тящий в небе, на звук которого нужно посмотреть в небо; Щ
речка, которую нужно переплыть; ёжик, которого так хочет- щ
ся потрогать, а он колючий; ручеёк, из которого хочется по- щ
пить воды; пенёк, на который можно присесть — отдохнуть щ
от долгой дороги, и т. п. И

По окончании игры дети проводят анализ, выделяя наи- Н более крепкую «ниточку» и самую размышляющую «иголочку». Я

3. Игра «Волшебный магазин». Эта игра позволяет уча­
щимся задуматься над жизненными ценностями, сравнить
свои ценности с ценностями других. Кроме того, ребята мо-
1ут поделиться своими радостями и огорчениями, связанны­
ми с учёбой, с жизнью школы. Подростки учатся понимать,
что каждый человек обладает определёнными качествами,
чертами характера, что у каждого свои жизненные ценности.
Продолжительность игры вместе с обсуждением — 40 минут.

Ведущий предлагает учащимся подумать, какими качест­вами они обладают. Затем организует игру в волшебный ма­газин, где каждый по очереди будет продавцом и покупате­лем. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как учащийся считает, у него в избытке или от которых он хотел бы избавиться, можно по­лучить другие личные качества, нужные для него. Покупатель сдаёт свои качества, продавец говорит, есть ли то, что требу­ется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. Таким образом, все желающие могут побывать в любой из ролей.

Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно.

В процессе обсуждения ребята учатся не только анализиро­вать свои качества, но и выражать свои мысли, доказывать своё мнение. Учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Важная роль в этой игре отводится ведущему, так как его главная задача — направлять и анализировать.

Ребята, открывая у себя наличие переживаний, начинают осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возника­ет новое отношение к себе и окружающим.

4. Игра «Королевство». Эта игра развивает взаимопони­
мание в группе. Подростки учатся понимать друг друга. Кро­
ме того, определяется статус учащихся в классе, выбираются
роли и функции, которые они хотели бы выполнять. Млад­
шие подростки знакомятся с принципами ведения спора, дис­
куссии, осмысливают трудности общения между людьми, не­
понимание друг друга. Продолжительность игры — 40 минут.

Класс делится на группы. Желательно, чтобы у ведущего в этой игре были помощники. Ведущий объясняет ребятам, что в игре участвует вся группа.

Один из добровольцев становится Королём. Он может назначить себе подданных: Королеву, Принца, Принцессу, Слугу, Повара, Палача и т. д. Король раздаёт не только роли, но и поручения. Каждый участник может побывать в роли Короля и распределить остальные роли между участни-

ками сам, попытавшись сделать так, что всё будет зависеть только от него.

Следующим этапом является проигрывание ролей.

Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него или почему он не со­гласен с Королём, почему его роль ему не нравится.

Каждому участнику игры даётся возможность внести свои коррективы: повысить или понизить кого-то в должности или вообще ввести новую должность. Очень важно после каждо­го шага пояснять перестановки.

Когда Королевство создано, с ребятами проводится обсуж­дение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни.

Эта игра учит детей не просто уважать мнение другого че­ловека, но и обосновывать свой выбор, кроме того, каждый в этой игре может побыть в роли лидера. Также каждый мо­жет испытать на себе давление и понять его отрицательный и положительный эффект.

5. Игра «Принятие решений». Эта игра позволяет ребя­
там побывать в роли человека, от которого многое зависит.
Учит школьников принимать решения и отвечать за них,
прислушиваться к мнениям других, анализировать их, менять
свою точку зрения, если это необходимо.

Ребятам предлагается объединиться в группы по 5—6 че­ловек и создать проект, в котором каждый может обладать неограниченными возможностями, неограниченной властью, неограниченным финансированием. Одно ограничение — время. Каждому предоставляется возможность возглавить Все­мирную комиссию по улучшению жизни человечества, а мо­жет быть, и по его спасению от губительного воздействия ци­вилизации. Учащиеся советуются друг с другом о том, какие меры следовало бы предпринять для этого и как это можно было бы организовать.

В процессе игры нужно уважать мнение собеседника. Если
человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры,
необходимо дать ему возможность почувствовать, что он прав,
стараться посмотреть на мир его глазами. Если кто-то не со­
гласен с собеседником, так как считает, что у него есть луч- щ
шее решение этого вопроса, то надо постараться договорить- ■
ся, прийти к единому мнению. ■

6. Игра «Путешествия по странам». Эта игра показы- щ
вает различное понимание людьми духовных ценностей. Я
В ней ребята демонстрируют своё умение критически мыслить щ
и решать проблемы. Они учатся влиять на образ мыслей своих ■

) одноклассников, оценивают важность многообразия идей и подходов к решению проблем, демонстрируют навыки эффек­тивного общения. Продолжительность игры — 40 минут.

Весь класс делится на несколько команд, каждая из кото-; рых представляет выбранную ими страну. В команде ребята получают отличную возможность дискутировать и высказы-г вать различные мнения. Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны, того народа, который она представляет, отразить её неповторимость и своеобразие. Другие команды стараются понять причины именно таких ус­ловий жизни, особенности данной национальности и т. д.

Каждая страна рассматривается с нескольких позиций. Эти позиции ребята определяют в самом начале игры, ещё до деления на группы-страны. Затем эти особенности записы­ваются в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны ' заполнены и ответы представителей стран выслушаны, участ­ники пытаются найти точки соприкосновения — те цен­ности, которые неизменны, не зависят от страны, от нацио­нальности.

Следующий этап игры — дискуссия. Свобода самовыраже­ния создаёт атмосферу, необходимую для успешных занятий. В результате ребята лучше узнают друг друга и себя.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11