Главная страница

Планирование образовательное процесс в доу в соответствии с фгос


Скачать 63.44 Kb.
НазваниеПланирование образовательное процесс в доу в соответствии с фгос
Дата13.03.2016
Размер63.44 Kb.
ТипДокументы

Планирование образовательное процесс в ДОУ в соответствии с ФГОС
Составила: старший воспитатель Самохвалова Светлана Николаевна


Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. С вступление в силу ФЗ №273 «Об образовании» Настала необходимость стандартизировать содержание дошкольного образования. ФГОС необходим для совершенствования воспитания и образования дошкольников.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Но дошкольное образование это специфическая область, и предъявлять к ней жесткие требования стандартов не возможно на 100%.

Поэтому решать задачи качественного образования дошкольников помогают решать модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Давайте рассмотрим как устроена жизнь в детском саду:

Детский сад целостный образовательный процесс- он развивается во времени и в своих рамках, это процесс взаимодействия взрослых и детей.
Образовательный процесс должен:

  • Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.


В соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время, и на сколько мы их используем в своей работе:

Три модели организации образовательного процесса в ДОО
1. Учебная модель
Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик . Позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.
2. Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
3. Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Ставка делается на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника.
Вывод: Сегодня мы в праве выбирать наиболее подходящую модель или использование всех предложенных моделей организации работы. На разных занятиях педагог вправе использовать любую образовательную модель аргументируя выбор приоритетом взаимодействия с воспитанником ( например на занятиях по ФЭМП на мой взгляд нельзя делать ставку на саморазвитие ребенка организовав ему предметную среду, да не научится он считать сразу до 10.)

3. Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ. То есть заблаговременное определение порядка последовательности осуществления вспитательно -образовательной работы , с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того насколько продуманно планирование и грамотно оно осуществляется зависит эффективность воспитательно -образовательной деятельности.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Планирование начинается с годового плана Коломенского РУО и методического центра. На их основании готовится годовой план ДОУ.

В планирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.
При составлении годового плана ДОУ необходимо выделить следующие пункты:


  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;

  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;




  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:


  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;




  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;




  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;




  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;




  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.


При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Годовой план – это обязательный документ в ДОУ. Принимается на педагогическом совете, утверждается приказом. Он включает в себя мероприятия обозначенные в плане РУО, мероприятия ДОУ, работу с кадрами, административно –хозяйственную работу, работу с родителями и т.д. Это своего рода «скелет» к которому добавляются в виде приложений планы воспитателей и специалистов ДОУ, конспекты мероприятий, отчеты, доклады, тексты выступлений, консультации и т.д.

Комплексно- тематическое планирование - это планирование в соответствии с основной образовательной программой дошкольного учреждения по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Каждая тема прослеживается во всех образовательных областях.

Перспективное планирование- планирование необходимо для того что бы логично выстраивать темы занятий и систематизировать работу воспитателя. Пример: ФЭМП- обучение, закрепление, итоги работы.

Ежедневное планирование: это документ содержание которого охватывает – всю организацию жизни и воспитания детей в условиях детского сада, занятия, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей и индивидуальную работу.

Приложение
МОДЕЛЬ ПЛАНА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ:
1 раздел «Общие сведения» в виде таблиц, которые оформляются в начале уч.г.:
-годовые задачи,
-список детей по подгруппам
-расписание образовательной деятельности и кружковой работы
-циклограмма работы воспитателя.
2 раздел комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми по шести блокам. Перспективное планирование с конкретизацией по месяцам, неделям выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям.
3 раздел - перспективное планирование по видам детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.
4 раздел - планирование образовательной деятельности (НОД) - еженедельный план работы: содержание НОД и формы организации детей.