Главная страница

Педагогический опыт


НазваниеПедагогический опыт
страница1/2
Дата12.02.2016
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
  1   2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 156 – детский сад комбинированного вида г. Тулы


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Тема опыта: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Учитель-логопед МБДОУ № 156:

Третьякова Сусанна Вячеславовна

Тула 2014

Идея опыта (главная цель) изучить особенности развития фонематического восприятия у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи . Cоставить программу коррекционной работы для развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр.

1. Сведения об авторе.

Ф.И.О. Третьякова Сусанна Вячеславовна

Образование: высшее

Название (полное) учебного заведения, год его окончания: Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова, 2003 г.

Специальность по диплому: олигофренопедагог, учитель-логопед

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 156 – детский сад комбинированного вида г. Тулы.

Должность: учитель-логопед

Педагогический стаж: 23 года

Стаж работы в занимаемой должности: 15 лет.

Квалификация: первая квалификационная категория

Награды (Департамента образования Тульской области и выше): не имею.

2. Условия формирования опыта.

В МБДОУ № 156 я работаю с 2009 года. МДОУ № 156 является учреждением комбинированного вида, в котором функционируют группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. А как следствие такие дети некоммуникабельны, с низкой познавательной активностью и недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности.

Одним из направлений коррекционной работы является развитие и совершенствование фонематического восприятия. В связи с этим мною была изучена дополнительная литература, которая позволила сделать выводы о том, что для повышения эффективности коррекционного процесса необходимо широко использовать различные схемы, условные обозначения и игровые приёмы. И по мере накопления соответствующего опыта работы я использую для этой цели как традиционные, так и новые вариативные формы логопедического воздействия.

Таким образом, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

• педагогические наблюдения за детьми;

• обследование речи детей с ОНР;

• практическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР;

• коррекционно-развивающая деятельность в логопедической группе;

• изучение методической литературы.

3. Теоретическая база опыта.
Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия

В работах энциклопедистов-просветителей Западной Европы и России 17 - 19 веков отражаются своеобразные представления о ряде вопросов, касающихся речевого развития детей. Развитие научно - обоснованного подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей подготовило основательный и прочный фундамент для дальнейшего изучения отклонений в развитии речи и поиска путей их предупреждения и устранения.

Так, Я.А. Коменский считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги, что на следующий год обыкновенно проявляется полнее. И. Г. Песталоцци [31] прослеживал определенные закономерности в последовательном овладении речью. Крик ребенка - это первое проявление его способности к речи. За криком следуют звуки, еще не имеющие никакой связи с членораздельной речью. Лишь много месяцев спустя эти звуки постепенно начинают походить на гласные и согласные, приближенные к звучанию некоторых слогов и слов, которые часто слышит ребенок. Этот период И.Г. Песталоцци считал подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи. Он придавал большое значение в развитии детской речи развитому слуховому восприятию и окружающей речевой среде. Первым до слуха ребенка доходит его собственный голос и голос его матери, который он слышит как следствие своего голоса. Ребенок постепенно учится устанавливать связь звуков с их причиной. Это служит подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи. Педагог настоятельно рекомендовал развивать у ребенка слуховое восприятие, речевой слух в тесной связи с развитием его речи. Знакомство ребенка со звуками должно быть завершено еще до того, как у него разовьется способность их произносить. К. Д. Ушинский считал, что работа по усвоению ребенком родного языка должна начинаться как можно раньше из-за своей первостепенной важности для всего развития человека. Причиной недостатков детской речи педагог называл слабое развитие внимания у ребенка.

Таким образом, можно отметить, что все просветители одной из важнейших предпосылок для развития речи считали развитие слухового внимания и речевого слуха.

В начале 20 века была оценена роль фонематического восприятия в овладении речью. А.Н. Гвоздев в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.

Н.Х. Швачкин, изучив развитие фонематического восприятия в онтогенезе, выделил основные закономерности его развития. Он назвал процессы, которые лежат в основе развития фонематического восприятия, и основные этапы (периоды) его формирования.

М.Е. Хватцев, рассматривая этиологию нарушений речи, выделял первыми среди пяти психических причин нарушения произношения:

  • Недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, в сопоставлении с другими звуками в связи с их смысловым значением) и отсутствие установки на подобный анализ; он отмечает особенно резко выступающую плохую смысловую дифференциацию в восприятии парных (оппозиционных) согласных звуков.

  • Вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений.

  • Плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной.

Значение фонематического восприятия для формирования речи было признано всеми специалистами, и была поставлена задача его развития.

Г. А. Каше разработала программу по устранению недостатков произношения у дошкольников, в которой логопедическая работа включала развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Вся работа строилась в определенной последовательности, с учетом закономерностей формирования фонематических процессов и возрастных особенностей детей.

Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева не только выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения, но и предложили последовательность работы по формированию фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса). Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Таким образом, исследования, проводимые с первой половины 20 века, заложили фундамент для дальнейшего изучения особенностей формирования фонематических процессов и создания методик по их развитию в настоящее время.
Современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия в онтогенезе

Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие «фонематический слух».

Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Качественное многообразие звуков можно свести к небольшому числу их общих типов - фонем (греч. - phone - звук речи), которые участвуют в смысловой дифференциации слов.

Основой для развития фонематического восприятия является нормальное развитие слухового восприятия: уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия); в 2-3 месяца - ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни. Н.Х. Швачкин составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:

  • А в отличие от других гласных;

  • противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У;

  • противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.

На второй стадии учится определять наличие или отсутствие согласных в

слове, затем овладевает умением различать согласные:

  • различение сонорных- шумных;

  • различение твердых - мягких;

  • различение сонорных между собой;

  • различение губных и язычных;

  • различение взрывных и щелевых

  • различение переднеязычных и заднеязычных;

  • различение глухих и звонких согласных;

  • различение шипящих и свистящих;

  • различение плавных и йот.

    Р.Е. Левина также выделила несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

      Дофонематический (доязыковой) этап - от рождения до шести месяцев. Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.

      Фонематический (языковой) этап.

    -Начальный этап. От шести месяцев до двух лет:

    Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.

    -От двух до четырех лет:

    На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечет различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.

    -К возрасту четырех лет:

    В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

    -К пяти годам:

    Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.

    -Заключительный этап.

    К шести - семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.

    Опираясь на данные А.И. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Р.Е. Левиной и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.

    Благодаря раннему развитию фонематического слуха, ребёнок впервые учится различать разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении.

    Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.

    В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка. У них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.

    От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.

    Значимость этой проблемы требует постоянной корректировки методик формирования фонематического восприятия у детей.

    Особенности развития фонематического восприятия у детей с ОНР

    Исследователи Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др. выделили признаки, позволяющие судить о недостаточном уровне развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР, они отмечают следующие особенности:

1) дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносят правильно;

2) допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;

3) большие затруднения возникают у детей при отборе картинок и придумывании слов с определённым звуком;

4) дети испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове;

5) узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно.

Таким образом, признаками нарушения фонематического восприятия являются:

  • нарушение дифференциации звуков на слух;

  • нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков);

  • нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков);

  • нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).

    Однако несформированность фонематического восприятия встречается и при правильном произнесении звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить два - четыре звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов, которое диагностируется только при обучении в школе. В таких случаях только применение специализированных методов и приемов поможет ребёнку при обучении.

Современные методики развивающего обучения для детей с ОНР

Исследователи предлагают строить работу по формированию восприятия звуков речи с учётом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других - в её задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих - ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

При этом нужно учитывать следующие положения:

1.Умение опознавать и различать звуки как осознанные. Это требует от ребёнка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребёнка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.

2. Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки - фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путём специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.

3. Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками. После того как ребёнок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

        4. Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ребёнка максимально ограничивать или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

        5. Проговаривание ребёнка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных видах деятельности. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность коррекционной работы позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов:

  • Узнавание неречевых звуков.

  • Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

  • Различение слов, близких по звуковому составу.

  • Дифференциация слогов.

  • Дифференциация фонем.

  • Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Таким образом, основными задачами логопеда являются:

      1. Максимальная направленность и более продолжительная по количеству времени работа по формированию у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала на правильно произносимых, позже - на уточнённых и исправленных звуках).

      2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазано.

    3. Постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь.

    4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков.

    5. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребёнку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку, то есть обучение ребёнка более сокращённым и обобщённым операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.

При работе над слуховым восприятием должна строго соблюдаться поэтапность в применении тех упражнений, которые логопед предлагает детям. Вначале необходимо научить ребёнка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Затем следует научить ребёнка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи.

Лишь после того как ребёнок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах (в чужой и собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам изучаемому звуку.

Методисты-практики Е.А. Пожиленко, Т.А. Ткаченко, В.И. Селиверстов и др. разработали системы обучения и методические пособия по развитию фонематического восприятия у детей. Они предлагают комплексную систему обучения. Одним из аспектов этой комплексной системы является развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Задания направлены на определение правильно и неправильно прозвучавших слов; выделение заданного звука на фоне ряда звуков, слогов, слов; запоминание и воспроизведение звуковых и слоговых рядов различной длины; анализ и синтез слогов, слов, предложений; исправление неправильно произнесённых слов и предложений.

Задания расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего. Они включают систему упражнений, направленные на: 1) развитие слухового внимания, 2) развитие речевого слуха, 3) развитие фонематического слуха. Авторы предлагают методические рекомендации по организации продуктивного взаимодействия между логопедом, воспитателями и родителями воспитанников.

В В. Коноваленко, С.В. Коноваленко предлагают систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, НОД по развитию речи, а также в процессе логопедизации всех режимных моментов в группе для детей с ОНР. Р. А. Кирьянова рекомендует проводить непосредственную образовательную деятельность с детьми по подгруппам в зависимости от уровня их развития ,1) с детьми высокого уровня развития; 2) с детьми среднего уровня развития; 3) с детьми низкого уровня развития. Комплектование подгрупп производится по результатам обследования детей в начале и середине учебного года.

Таким образом, анализ изученных мною методик демонстрирует, то что все они содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации непосредственной образовательной деятельности.
  1   2