Главная страница

«московский городской педагогический университет»


Скачать 254.72 Kb.
Название«московский городской педагогический университет»
Дата09.03.2016
Размер254.72 Kb.
ТипАнализ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Маслова Наталия Геннадьевна

(МБОУ КСОШ №32, с. Красная Поляна, Ростовская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Разработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе

по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов тьютеров, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

01-2014 Маслова

2014 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..2-4

Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе……………………………………..5-11

    1. Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе»……………………………………………5-9

    1. Анализ состояния работы с детьми, обладающими нарушением слуха,

в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе……………………………………………………………………...10-11

Глава II. Организация социально - педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе ……………………………………12-18

2.1. Направление деятельности социального педагога по организации сопровождения детей с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельском ОУ……………………………………………………………………………….12-16

2.2.Формирование у детей с нарушением слуха успешной социализации в общеобразовательной сельской школе в условиях перехода к инклюзивному образованию………………………………………………………………….16-18

Заключение ……………………………………………………………………19-20

Список литературы ……………………………………………………………21-22


Введение

Распространение понятия «инклюзивное образование» связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование. Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

Инклюзивное обучение обеспечивает детям с нарушенным слухом равные права и возможности в получении образовательных услуг и, вместе с тем, предусматривает специальную педагогическую помощь в соответствии с их возможностями.

Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.

При организации сопровождения необходимо определить индивидуальный образовательный маршрут и создать программу по развитию слухового восприятия и формированию произношения. В состав индивидуальной программы должны входить: состояние слуха, степень его сохранности; состояние произношения; уровень развития речи; прогнозирование продвижения ребенка в усвоении материала; уровень обучаемости.

При составлении индивидуальной программы следует опираться на индивидуальные возможности ребенка, на связь с общеобразовательными предметами и усвоенным материалом в массовой школе. Программа должна носить развивающий характер и должна быть направлена на облегчение овладением материала по общеобразовательным предметам, усвоенного в классе, и материала опережающего характера.

Инклюзивное образование ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.

Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями

развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении

образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями

оптимальные условия обучения.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить,

что это не только создание технических условий для беспрепятственного

доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные

учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который

должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с

ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому я считаю, что в школе должно быть организовано качественное педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

Цель работы - организация педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе.

Задачи:

  1. Проанализировать нормативно- правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностях здоровья в Российской Федерации.

  2. Проанализировать состояние работы с детьми, обладающими нарушением слуха, в условиях перехода к инклюзивному обучению в сельской общеобразовательной школе.

  3. Определить основные направление деятельности социального педагога по организации сопровождения детей с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образовательному пространству.

  4. Разработать систему эффективного социально - педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в процессе инклюзивного образования через взаимодействия диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, просветительского направления деятельности, совершенствовать систему просвещения родителей.

Методы исследования- анализ, наблюдение, тренинги и др.

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы показать администрации сельской общеобразовательной школы возможные пути разрешения проблем, возникающих в процессе организации инклюзивного образовательного пространства в сельской школе.

Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе


    1. Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе»

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения.

Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

· международные;

· федеральные;

· правительственные;

· ведомственные;

· региональные.

Международная:

1. «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной

Ассамблеей 10 декабря 1948 года.

2. «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена

резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря

1975 года.

3. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов»,

принята 3 декабря 1982 года.

4. «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня

1990 года.

5. «Всемирная декларация об образовании для всех», принята

в Джонтьен, 1990 г.

6. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для

инвалидов», приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от

20 декабря 1993 года.

7. «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», принята в Саламанке, Испания, 7–10 июня 1994 г.

8. «Дакарские рамки действий», приняты Всемирным форумом

по образованию в 2000 году.

9. «Конвенция о правах инвалидов», Проект резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007.Федеральное законодательство.

Федеральная:

1. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» -

Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).

2. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» – Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления правительства РФ от 07.04.2008 № 247). 211

3. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями

медико-социальной экспертизы». Приложения № 2 и № 3 к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития РФ от

4.08.2008 г. № 379н.

4. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых

при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной

экспертизы» – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 535).

5. «Об образовании» – Закон Российской Федерации от 10.07.1992

№ 3266-1 (ред. от 27.12.2009).

6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» – Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья» – Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.).

8. «Концепция модернизации российского образования на пери-

од до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря

2001 г. № 1756-р).

9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6.

10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» – Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года

№ 03-51-5ин/23-03.

11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» – Постановление Правительства Российской

Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666.

12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» – Письмо Минобразования РФ от 30 мая

2003 г. № 27/2887-6.212

13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими

сложный дефект» – Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003

№ 27/2722-6.

14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагоги-

ческой комиссии» – Приказ Министерства образования и науки РФ

от 24 марта 2009 года № 95.

15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)

образовательного учреждения) – Письмо Министерства образования

Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).

16. «О создании условий для получения образования детьми

с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалида-

ми» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008

№ АФ-150/06.

17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника

руоводителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» – Приказ

Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» – Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1.

19. «Методические рекомендации о деятельности 10–12 классов

в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII

вида с углубленной трудовой подготовкой» – Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6.

20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании

и документов об окончании специальной (коррекционной) обще-образовательной школы VIII вида, специального (коррекционного)

класса общеобразовательного учреждения» – Приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г.

№ 281.

21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.

22. «О совершенствовании комплексной многопрофильной

психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» (вместе с «Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание

государственным (муниципальным) учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания») – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2009 г.

23. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271.

Документы правительства Российской Федерации.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 200 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;

- Конвенция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011г. №103-р;

- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 года №175.

Выводы – стратегия действий в интересах детей ставит задачу законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования, а также в соответствии с вышеперечисленными федеральными и правительственными законодательными актами в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей инвалидов, детей с ОВЗ и успешную их социализацию.

Региональное законодательство.

-Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей –инвалидов реализуемого подведомственным Минобразования Ростовской области учреждениями»;

- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области, министерства здравоохранения Ростовской области, министерства труда и социального развития Ростовской области, главного управления МВД России по Ростовской области 22.01.2013/05.02.2013/14.02.2013/06.02.2013/ № 32/122/123/112 «Об организации деятельности ПМПК по освидетельствованию детей с ОВЗ в 2013 г.»;

Муниципальное законодательство.

Договор о взаимодействии территориальной ПМПК с социально-психологической службой ОУ, по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности.

    1. Анализ состояния работы с детьми, обладающими нарушением слуха, в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе.

Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не всегда дети, обладающие нарушением слуха, готовы учиться в общеобразовательных школах. Это связано с тем, что у слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия окружающего мира неслышащими детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. В первом классе ребенок с нарушением слуха еще не ощущает дискомфорта от отсутствия близких дружеских контактов с одноклассниками. В дальнейшем слышащие ребята начинают понимать разницу в происхождении ошибок в своей речи и речи ребенка с нарушенным слухом, чьи ошибки вызывают бурную эмоциональную реакцию. И в этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека. Ведь представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых.

Целесообразно организовывать коллективные формы игровой и практической деятельности, которые позволят ребенку с нарушениями слуха быть успешным наравне с нормально развивающимися сверстниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности.

Организация сопровождения осуществляется социальным педагогом в условиях массовой школы , как правило, в виде дополнительных занятий по 30-35 минут три раза в неделю.

Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребёнка. Также социальный педагог разрабатывает систему дополнительных заданий, которые проводятся родителями в виде игр как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование у детей, обладающих нарушением слуха, желания обучаться в общеобразовательной школе.

Сторонники инклюзии в качестве основных достоинств совместного обучения рассматривают следующие:

  • увеличение возможностей реализации творческого и познавательного потенциала ребенка-инвалида, поскольку обучение в массовой школе расширяет социальные сети, позволяя наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для развития детей;

  • здоровые дети узнают о проблемах своих сверстников-инвалидов, приобретают в процессе общения с ними способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются такие качества, как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее. Эти навыки пригодятся во взрослой семейной жизни, а для многих - и в профессиональной. Здоровый ребенок получает жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить;


Глава II. Организация социально - педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе.

2.1. Направление деятельности социального педагога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельском ОУ

Современные социально-экономические изменения в обществе существенно обостряют подготовку детей с нарушением слуха к самостоятельной жизни. В связи с этим особая роль в решении вопросов социализации отводится социальному педагогу учебного заведения.

Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между ребёнком, имеющим нарушения слуха, и обществом для содействия социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.

Обеспечение социализации учащихся детей, обладающих нарушением слуха, предполагает целенаправленное и планомерное участие социального

педагога в подготовке ребёнка к самостоятельной и независимой жизни, к аде-кватному реагированию на разные жизненные неурядицы на основе знания и

соблюдения нравственных и социальных норм и правил поведения, ценност-ного отношения к ним; к адекватному осознанию своих особенностей и воз-можностей с целью дальнейшего профессионального самоопределения.

Для этого предусматривается коррекционно-развивающая работа социального педагога на различных стадиях развития ребенка.

1. На стадии адаптации. Оказание ребенку помощи в социальном

адаптировании: формирование у учащихся социальных и моральных норм,

правил поведения; ослабление показателей тревожности и агрессивности.

2. На стадии индивидуализации. Защита ребенка в его жизненном про-странстве. Реализация проектов тьюторского сопровождения учащихся. Ока-зание помощи в формировании адекватной самооценки учащихся, прежде

всего понимания ими своих особенностей и возможностей; подбор профилей профессионально-трудового обучения в соответствии с индивидуальными качествами, способностями и интересами ребенка.

3. На стадии интеграции. Оказание помощи в использовании подростками своих индивидуальных особенностей во внеклассной работе (в свободное время, при организации досуга, во время посещения кружков); формирование умений определения учениками своего места в коллективе сверстников через осознание ими своих индивидуальных качеств и в связи с этим, адекватное выполнение разных социальных ролей.

4. На стадии ранней трудовой подготовки. Профориентационная работа в специальном учебном заведении: создание условий для использования

школьниками своих индивидуальных особенностей в процессе допрофессио-нальной подготовки, адекватного их осознания и сопоставления с требова-ниями будущей профессии. Оказание помощи в профессиональном самооп-ределении.

Коррекционная, профилактическая и воспитательная работа осуществляется в процессе использования фронтальной, групповой и индивидуальной форм, в которых находят свое отражение взаимоотношения социального

педагога и обучающихся, типы их общения. Специальные коррекционные за-нятия каждой из организационных форм подбираются в зависимости от ос-новных направлений работы в соответствии с предметом коррекционно-развивающего влияния на каждой стадии социализации.

Так, на стадии адаптации задействованы специальные упражнения,

социально-ролевые игры, «проигрывание» моделей поведения и т.д. На стадии индивидуализации основной упор делается на беседы, индивидуальные проекты, специальные упражнения, направленные на формирование адек-ватной самооценки школьников.

На стадии интеграции используются формы работы, связанные с развитием способностей детей: кружковая работа, занятия по интересам, сюжетно-ролевые игры. На стадии допрофессиональной трудовой подготовки

большое внимание уделяется выбору будущей профессии, на что и нацелены тематические беседы, профессиональные пробы, профессионально-деловые игры, работа кружков трудовой направленности, организация конкурсов и выставок, встречи с людьми разных профессий, экскурсии и т.д.

Содержанием предстоящей работы определяется и подбор методов

педагогического влияния: делается акцент на те из них, которые направлены

на формирование самостоятельности ребенка и позитивного опыта социаль-ного поведения; организацию и стимулирование деятельности и общения

подростков.

Деятельность социального педагога специальной общеобразовательной шко-лы охватывает следующие направления: диагностическое, коррекционно-образовательное, правовое, профилактическое, профориентационное.

Решение любой проблемы ребѐнка с нарушением слуха начинается с

диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап

сбора, анализа и систематизации информации. Совместно с психологом со-циальный педагог изучает возрастные и личностные особенности, выявляют

факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка. На

основании результатов, социальный педагог организует мероприятия по

формированию психологической готовности ребѐнка с нарушением слуха к посещению учебного учреждения, которые позволяют развить положительный настрой ребѐнка на посещение школы. При этом он использует

методы контроля, самоконтроля и самооценки, методы стимулирования и

мотивации деятельности и поведения личности.

Особый раздел деятельности – влияние на содержание активных

форм досуга и занятости вне учебного процесса. В процессе реализации

коррекционно-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, являясь связующим звеном между учащимися, с

одной стороны, и администрацией и педагогами школы, социальными служ-бами вне школы, центрами дополнительного образования и др. организациями – с другой.

В деятельности социального педагога особо выделяется профилактическое направление. Учитывая навыки межличностного общения и множество социальных факторов, воздействующих на учащихся, социальный педагог

предотвращает возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе детей, предупреждает социальную изолированность детей-инвалидов.
Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, который предполагает просвещение учащихся, родителей и пе-дагогов школы, а также представительство интересов обучающихся и защиту

их прав в органах полиции и суда.
Социальный педагог должен проводить профориентационную работу с обучающимися — инвалидами и их родителями. Эта работа включает в себя профессиональную диагностику, профессиональное информирование, профессиональное консультирование и практическую деятельность с учащимися.

Для эффективности решения поставленных задач социальный педагог

взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса: педаго-гами, учащимися с нарушением слуха и их родителями. Семья, как общественный институт способствует процессу социальной адаптации ребенка. Для повышения эффективности социальной адаптации учащихся с нарушения-ми слуха необходимым является включение в этот процесс их родителей, владеющими знаниями и умениями по оказанию помощи своему ребенку. Одним из основных факторов, обуславливающих отличие семей учащихся с нарушением слуха, выступает образовательный уровень родителей

и их профессиональный статус. По сравнению с массовой школой у 40–50%

семей учащихся наблюдается низкий воспитательный потенциал, родителям

часто не достает этических, юридических, психологических и педагогических

знаний, практических умений. Работа социального педагога с родителями

предполагает мониторинговые процедуры (по изучению родительского заказа и условий семейного воспитания, выявлению семейного неблагополучия),

психолого-педагогическое просвещение, консультирование. В своей работе с

родителями социальный педагог использует индивидуальные и групповые

формы работы. Ведущими являются индивидуальное и групповое консульти-рование, заседания родительского клуба, выходы в семьи учащихся, беседы

с родителями.

Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог

устанавливает контакт с представителями государственных органов соци-альной защиты, системы профилактики, в которых необходимо представлять

интересы своих воспитанников. На договорной основе строится сотрудниче-ство с профессиональными образовательными организациями, предприятиями, имеющимися в селе, для организации производственных проб обучающихся.

Большие возможности для успешной социализации личности ребенка имеют

учреждения дополнительного образования и учреждения культуры села.

Взаимодействие с ними строится на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе.

    1. Формирование у детей с нарушением слуха успешной социализации в общеобразовательной сельской школе в условиях перехода к инклюзивному образованию

Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Проблемы включения индивидов с ограниченными возможностями в полном объеме в реальную жизнь общества являются актуальными в современных условиях во всем мире.

В качестве источников социализации индивида выступает передача культуры через различные социальные институты, прежде всего через семью, систему воспитания и образования.

Истинная "природа" личности глухого заключается и выражается прежде всего в том, что он, как и слышащий, обладает всеми возможностями и свойствами, являющимися необходимыми предпосылками его обучения и воспитания. Тем самым определяется сущность подхода и основа развития личности глухих людей. Свойства и качества личности глухих раскрываются в условиях их деятельности в коллективе.

Цель работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

- творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

- набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

- навыки общения, потребность в нем;

- адекватную самооценку и уровень притязаний.

В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Ребенок с нарушением слуха, с раннего возраста обязательно должен принимать самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации детей с нарушением слуха экскурсии и походы, организацию которых берет на себя школа, в которых участвуют знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста

Большую пользу приносит детям с нарушением слуха участие в работе кружков и секций.

Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а иногда и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.

Заключение
Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к ученикам, с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка с нарушением слуха в школе. Индивидуальный подход способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адап-тации.

Цель работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего

недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Таким образом, деятельность сопровождения позволяет решить вопрос комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзия и интеграция в целом ряде случаев является необходимым условием для дальнейшей социализации и независимой жизни детей-инвалидов.

Однако есть и проблемы. Они связаны и с подготовкой педагогических кадров в плане расширения знаний учителей по специальной психологии и лечебной педагогике, и с подготовкой родительской общественности по вопросам толерантности и нравственного воспитания. И, конечно, с подготовкой ребенка-инвалида и его семьи к поступлению в общеобразовательное учреждение.

Именно такой подход поможет детям с ограниченными возможностями здоровья реализовать весь свой потенциал. Я уверена, что каждодневная забота о детях, понимание и тепло по отношению к ребенку и его семье, способны творить чудеса.

Ребенок-инвалид и наше общество пока только учатся жить вместе. На этом пути мы , взрослые, родители и специалисты, становимся спокойнее, мудрее и добрее.

Принимая такого ребенка, общество подтверждает: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права с другими детьми!

В заключении следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Литература

  1. Всемирная конференция в Саламанке (1994) «Доступность и качество об-

разования» (World Conference on Special Needs Education Access and Quality).

2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006).

3. Купустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы.-М., Ака-

демия. 2001.

4. Ямбург Е.А. Школа для всех Адаптивная модель. Теоретические основы

и практическая реализация. – М., 1996.

5. Кузнецова Л.В., Феофанов В.Н. Психологическое здоровье педагога как

фактор эмоционального благополучия учащихся // Профилактика кризис-

ных состояний, усиление жизнестойкости, предупреждение суицидального

поведения. Материалы Круглого стола факультета психологии, социальной

медицины и реабилитационных технологий РГСУ и Международной ассо-

циации предупреждения суицидов (IASP), М., 2009, стр. 5–18.

6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции деятельности у детей. –

М., 1978.

7. Показатели инклюзии /практическое пособие/ Москва, РООИ Перспек-

тива, 2008. – 124 с.

8. Социально-педагогическая интеграция. Первые шаги: толерантность –

объединяем усилия. – М.: Теревинф, 2001. – 140 с.

9. Романов П. Политика инвалидности: социальное гражданство инва-

лидов в современной России. /П. Романов, Е. Ярская-Смирнова. – Саратов:

Научная книга, 2006. – 260 с.

10 .С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции. 1995, Москва .

  1. Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003

  2. Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003

  3. Интернет ресурсы.

  1. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc

  2. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php

  3. http://beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir

  4. http://www.1540.ort.ru/integration/teachers/pirart2.php

  5. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/art9.php

  1. Брызгалова С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно-комплексного подхода. – Екатеринбург, 2007.

15. Голикова Т.А. Инклюзивное образование: опыт, проблемы, поиски [Электронный ресурс]. 2.

http://www.sch1961.ru/work_op.php?id=106

16. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 1. – М., 1996. 3.

17. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 2. – М., 1996.