Главная страница

Методическая разработка по теме «куклотерапия как метод творческого самовыражения»


Скачать 62.13 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по теме «куклотерапия как метод творческого самовыражения»
Дата09.02.2016
Размер62.13 Kb.
ТипМетодическая разработка

Методическая разработка по теме « КУКЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ»

Для начала дадим определение слову «кукла».

В.И. Даль: «Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Анатомическая или повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека, для обучения». Подчёркиваю – для обучения.

С.И. Ожегов: «Детская игрушка в виде фигурки человека. Играть в куклы (с такими фигурками)». Подчёркиваю – для игры.

Проследим загадочные корни слова «кукла». Множество русских слов являются производными от греческих и латинских. Так латинское "cuccula" – куколь, кулёк, стало греческим " κούκλα " - игрушечная фигурка, человечек. Можно продолжить – «пустотелая игрушка», «пустой человечек», «кукла», которую можно «наполнять» - придавать образ, одухотворять во время игры. Хотя, некоторые историки считают русское слово «кукла» произошло от греческого «κύκλος» - круг, окружность. Пожалуй, форма куклы-матрёшки напоминает форму окружности, вернее – двух объединённых окружностей, а сама Матрёшка являет собой образ Великой Матери с чадами, которыми и заполнена эта пустота.

  1. Культурно-историческая и психологическая ценность куклы.

Кукла – повторяя человека, связана с ним психологическими и мировоззренческими связями.

Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, фокусирующий время, историю, отражая развитие самого человека и человечества в целом.

При раскопках под Новгородом была найдена кукла, которой 1000 лет. В Британском музее хранится кукла маленького римлянина, жившего за 3000 лет до нашей эры. Раскопки Воронежской земли обнаружили артефакты, которым 25-23 тысячи лет - скульптурные фигурки обнажённых женщин, изготовленные с особой тщательностью из известняка и бивня мамонта.

На Руси с давних времён куклы делали из природных материалов: травы, соломы, зерна, полена, завёрнутых в льняной или хлопковый домотканый лоскуток. Человекоподобная фигурка выполняла магическую роль, служила оберегом («берегиня», «утешительница», «желанница»). Участвовала в обрядах, праздниках, в ритуальных событиях круга жизни («пеленашка», «неразлучники», коляда» и др.).

Народная кукла была многофункциональной: в одном обличье она выполняла разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, подарок, украшение всё сплеталось воедино в главную – духовную функцию общения.

«Замечено, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны, менее подготовлены к материнству. Мальчики, которые играют в куклы – обладают более широким кругозором, легче понимают другого человека» / К.Н. Корнилов/.

Вопрос о том, что представляет собой детская игра и что влечет ребенка к игре, давно уже привлекал исключительное внимание психологов и педагогов. И вполне понятно, почему это происходило: игра — это первое и, пожалуй, единственное занятие, составляющее главное содержание жизни ребенка. Игра для ребенка — это такое же серьезное занятие, как учение и труд для взрослого. Ведь в игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, познания об окружающем мире. Вот почему разрешить вопрос об играх ребенка — значит разрешить основной вопрос жизни ребенка.

«Каков ребёнок в игре – таков во многом он будет в работе, когда вырастет» /А.С. Макаренко/

Игра – это способ самореализации, в игре можно стать тем, кем мечтаешь: доброй матерью, заботливым отцом, классным учителем, успешным бизнесменом. Сюжетно-ролевая игра готовит детей к будущей жизни. Игра – это арена детских успехов и достижений. Играя, дети не только осваивают знакомую ситуацию, но и развивают воображение. Так конфетный фантик может стать семицветиком или тропической бабочкой, а глазунья – ослепительным солнцем, газета – океанским лайнером, а папины сапоги – сапогами-скороходами .

С другой стороны, игра может иметь и педагогическую, воспитательную направленность. Правила поведения на улице, в транспорте, взаимоотношения со сверстниками и старшими становятся более доступными для понимания, если они проигрываются в совместной игре детей и взрослых. Через игру можно научить ребёнка контролировать и регулировать свои чувства, эмоции, проявлять волю и сдержанность, сосредотачивать внимание на важных объектах. Привить способность к сочувствию, состраданию, доброте и заботе.

«Для ребёнка игра и есть жизнь, только называется игрой, тогда как для взрослого жизнь – игра, называемая жизнью». /В. Леви/

  1. Механизмы воздействия кукол на человека

Для предупреждения и преодоления неуверенности, скованности, чувства страха применяется давно зарекомендовавший себя метод куклотерапии. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - родитель. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.

2.1 Психодрама

В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США специальный лечебный театр, который назвал психодрамой. В 1990 году две замечательные женщины Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова разработали метод лечения детей невротиков, который назвали драматической психоэлевацией (возвышение души). Работа состоит из двух этапов, один из которых – постановка спектакля, где участвуют изготовленные детьми куклы. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.

Кукла в руках ребёнка - ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Для ребенка именно игрушки - наперсники, а с равными общаешься без напряжения.

В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей».

2.2 Игротерапия

Популярным средством в психотерапии является игра в кукольный театр. «Она предоставляет детям безопасные каналы для коммуникации» /Х.Дж. Джинотт/. В данной методике используются куклы не изготовленные ребёнком, и акцент делается именно на игре, на манипуляции с куклой. Сюжет предлагается примерно такой: любимая игрушка попадает в опасную историю и успешно справляется с нею. По мере разворачивания сюжета эмоциональное состояние ребёнка должно возрастать - плач сменяется на смех, в результате чего снимается напряжение.

2.3 Арт-терапия

Изначально под арт-терапией понималось выражение своих чувств и состояний через живопись, графику, скульптуру, дизайн. Сегодня сюда же стали относить и другие виды искусств, в частности, изготовление кукол. Иногда, достаточно создать арт-объект и последующая работа с ней оказывается излишней.

  1. Практическая деятельность

Кукла помогает чувствовать себя более защищённым при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. За куклу можно спрятаться, высказывая личные переживания. Испробовать новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой, и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.

Я, как педагог дополнительного образования, применяю данные методики с особой осторожностью, не ставя ребёнку диагноза. Я использую «куклотерапию», как творческое самовыражение индивида с элементами педагогической коррекции. При этом решается ряд задач, таких как:

  1. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

  2. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

  3. Развитие коммуникативных навыков.

  4. Развитие грубой и мелкой моторики.

  5. Развитие самосознания.

  6. Решение внутренних конфликтов.

  7. Профилактика и коррекция страхов.

  8. Развитие речи.

Важная составляющая: кукла не должна иметь

• неправильные пропорции («Братц» или «Барби» и аналоги),

• сексуальность (те же куклы),

• дырку во рту или другие «дефекты» (кукла-младенец с вынимающейся соской), зажатые в руках предметы (такие куклы остались в одной ситуации и их нельзя «перенести» в другие),

• застывшее раз и навсегда выражение лица (например, плачущее или смеющееся).

Я создала объединение «Закулисье», в котором обучающиеся под руководством педагога создают арт-объекты (рисунки, куклы и декорации), участвуют в сочинении сказки или пьесы, а затем разыгрывают свой спектакль.

При создании методики использовалась литература:

  1. Корнилов К.Н., Рыбников Н.А., Смирнов В.Е., Простейшие школьные психологические опыты, 2–е изд., М., 1916

  2. Гребенщикова Л. Г. , Основы куклотерапии. Галерея кукол., Издательство: Речь, 2007

  3. Фришман И. Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры, конкурсы. Воспитательная работа в школе. № 2, 2005

  4. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. С-Петербург Детство-пресс, 2012

  5. Дворецкая Г. Играйте в куклы - на здоровье. Мурманский вестник. 2006

  6. Копытин А.И. Многообразие форм арт-терапевтической работы. Практикум по арт-терапии. СПб., Питер, 2000

  7. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. АЗЪ. 1993