Главная страница

Меняется мир, изменяются дети, но в деле обучения и воспитания ничего нельзя изменить, минуя голову педагога


Скачать 52.83 Kb.
НазваниеМеняется мир, изменяются дети, но в деле обучения и воспитания ничего нельзя изменить, минуя голову педагога
Дата14.02.2016
Размер52.83 Kb.
ТипДокументы

Меняется мир, изменяются дети, но в деле обучения и воспитания ничего нельзя изменить, минуя голову педагога.

И вот впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Зададим вопрос, а зачем он нужен? Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. По мнению министра образования и науки Российской Федерации Ливанова Дмитрия Викторовича, надо подумать над тем, чтобы стандарт лег в основу профессиональной оценки.
Прежде всего, были разработаны требования к профессиональному стандарту педагога.

Стандарт должен:

 Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

 Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

 Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

 Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

 Соответствовать международным нормам и регламентам.

 Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

 Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

 Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

 Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

1. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
2. Цель применения

-Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
В содержание профессионального стандарта включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и тд.), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения.

  • в нем определяются основные требования к квалификации педагога.

  • Может дополнятся региональными требованиями

  • Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения

  • Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы

  • Отражает структуру профессиональной деятельности педагога

  • Выдвигает требования к личностным качествам педагога

К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.

Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ

  • Иметь высшее образование

  • Знать программы обучения

  • Уметь планировать и анализировать работу

  • Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.

  • Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей

  • Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля

  • Владеть ИКТ-компетенциями.

Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ

Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ

  • владеть формами и методами воспитательной работы

  • Владеть организационными формами и методами

  • Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство

  • Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.


В связи с этим были выдвинуты профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Итак, профессиональный стандарт педагога не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на большинство других профессий.