Главная страница

Материалы для изучения сложных предложений в 9-м классе


Скачать 53.44 Kb.
НазваниеМатериалы для изучения сложных предложений в 9-м классе
Дата09.03.2016
Размер53.44 Kb.
ТипДокументы

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 9-м КЛАССЕ

Основная тема в 9-м классе — изучение синтаксиса сложного предложения. Тема, сама по себе нелегкая, осложняется многими факторами: психологи­ческий груз приближающихся экзаменов (и как следствие — многократно воз­растает количество отводимого времени для подготовки к изложению), необ­ходимость обобщить, систематизировать изученный за 8 лет лингвистический материал, работа над сочинением — хотя бы в границах «выразите свое отно­шение к главной мысли прочитанного (прослушанного) текста»... — и все это в условиях жесточайшего цейтнота: 2 часа в неделю, отводимые программой на русский язык в 9-м классе, не могут не вызвать печально-саркастической улыбки.

Один из вариантов выхода из этой сложной и для учителя, и для учащихся ситуации — работа с самого начала 9-го класса с текстом. Преимущества тако­го подхода очевидны: за эти 2 часа возможно одновременно решать те пробле­мы и задачи, о которых речь шла выше. Во-первых, не нужен (в конце урока, как водится) переход от упражнения учебника к учительской фразе «А сейчас займемся подготовкой к экзамену». Работая с текстом, ученик каждый раз оказывается в «экзаменационной» ситуации: и записать его надо, и допол­нить, и понять, и продолжить... То есть экзаменационный стресс задолго пре­дупреждается. Во-вторых, в тексте встречаются многие лингвистические пре­мудрости, знакомые детям с 1-го класса, — а потому решается проблема и систематизации, и повторения. Кроме того, анализируя хороший текст, поне­воле вовлекаешься в авторский мир; у читающего невольно возникает свой ассоциативный ряд или желание поспорить, не согласиться с автором... «И мысли просятся к перу, перо к бумаге» — словом, решается и проблема сочи­нения.

Я не случайно обронил выше хороший текст. Эта фраза в комментариях не нуждается. Множество хороших текстов уже печаталось в «Русском языке». И вот еше один материал. Я предлагаю организовать работу с девятиклассниками по фрагментам из мемуаров В.В. Домогацкого «Кладовка (Попытка консерва­ции)» - журнал «Новый мир». 1992. 3.

Работая с мемуарными записями В.В. Домогацкого (1909—1986), о жизни людей, сумев­ших сохранить душевное благородство в тяжелейших условиях, выпавших на их долю.


*
Одни фрагменты, предлагаемые для работы, распечатываются для каждого учащегося (кроме текстов для изложений), другие записываются под диктовку. Это зависит от уровня сложности, размеров текста, а также от этапа обучения: сообщение или закрепление знаний, проверочная или контрольная работа и т.д. (Целесообразнее уроки делать сдвоенными, чтобы провести полноценную работу по языковому анализу текста, изучить новый материал и систематизи­ровать ранее изученное.)

Языковой анализ складывается в основном из двух уровней: идейно-образ­ного и собственно лингвистического. На идейно-образном уровне определя­ются тип и стиль текста, его тема, композиционная и логическая структура, а также производится анализ изобразительно-выразительных средств языка. Собственно лингвистический уровень предполагает выявление типов языко­вых единиц, их форм и способов образования, целесообразности их использо­вания в тексте и др. (т.е. фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических, синтаксических, орфографических, пунктуационных и дру­гих особенностей текста).

Разумеется, предлагаемые тексты и формы работы с ними отражают ав­торское понимание приемов обучения. Учитель по своему усмотрению может варьировать работу, исключать одно и добавлять сужать или расширять.

предлагаемый материал. (Кроме всего про­чего, это зависит и от уровня подготовлен­ности класса, и от мировосприятия учителя и ребят, и от взаимоотношений педагога с детьми и т.д.)

Но некоторые моменты считаю все-таки общими для всех русистов. Во-первых, как организовать домашнюю подготовку учащих­ся при изучении синтаксиса сложного пред­ложения? Во-вторых, как и когда работать со сборником текстов для проведения пись­менного экзамена? Наиболее приемлемым вариантом решения, на мой взгляд, явля­ется объединение этих двух направлений учебной деятельности. Вот как мы это дела­ем. В качестве домашнего задания я предла­гаю работу с определенным текстом из эк­заменационного сборника. План работы та­ков.

  1. Прочитать текст, если нужно, озагла­вить, определить его тип и стиль.

  2. Составить словарный диктант из наи­более сложных для каждого ученика слов и словосочетаний, попытаться графически или словесно объяснить тот или иной вариант написания.

  3. В связи с изучаемой синтаксической темой:

выписать все сложносочиненные (сложноподчиненные, бессоюзные) пред­ложения, встречающиеся в тексте изложения в «чистом» виде, т.е. не входя­щие составной частью в более сложную синтаксическую конструкцию (подоб­ными конструкциями уместнее заниматься непосредственно на уроке, и совсем не обязательно заимствовать их из экзаменационных текстов);

сделать полный синтаксический разбор одного из выписанных предложе­ний.

  1. Отметить яркие, неожиданные фонетические, лексические, словообра­зовательные и другие явления, авторские находки и т.п.

  2. Письменно выполнить одно из заданий к тексту изложения.

(Примечание. Поскольку на подготовку такого домашнего задания отводит­ся неделя, то подобный объем не представляется завышенным.)

Анализ проведенной таким образом домашней работы может послужить началом или финалом урока, может быть включен в другие его части в зависи­мости от качества выполнения задания, от актуальности материала на уроке.

В итоге подобной деятельности получается, что, готовясь к сдвоенному уроку, девятиклассники за учебный год дома разбирают 34 текста из сборника изложений и уже на следующем уроке видят результаты своего труда.

Но остается еще 36 текстов. Очень хорошо, если администрация школы понимает важность нашего письменного экзамена и идет навстречу учителю, «наградив» его факультативом по русскому языку. (Думается, коллегам не со­ставит большого труда «привязать» темы факультативных занятий к текстам из экзаменационного сборника...) И тогда проанализированными становятся еще 34 текста.

Таким образом, практически все 70 текстов оказываются «проработанны­ми под бдительным учительским оком».

В качестве обучающих и контрольных изложений на уроках используем как тексты из экзаменационного сборника, так и из предлагаемых мемуаров

В. В. Домогацкого.