Главная страница

Личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности


Скачать 79.82 Kb.
НазваниеЛичностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности
Дата11.02.2016
Размер79.82 Kb.
ТипДокументы

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания.

В.В. Давыдов
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей и т.д.) делают процесс воспитания и обучения еще более трудным.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.

Что же такое интерес?

В работах ряда известнейших педагогов прошлого имеются ценные высказывания по этому вопросу. Еще немецкий философ Гербарт пытался раскрыть его природу и свойства. Широкой известностью пользуется сказанная им фраза, ставшая крылатой: «Скука-враг преподавания». Продолжая эту тему, известный педагог-демократ Дистервег в своём «Руководстве для немецких учителей» указывает, что интересным и увлекательным обучение делают:

1) разнообразие форм и манеры изложения;

2) живость контакта учителя с учеником (потому что искусство обучения заключается не в умении сообщать, а в умении возбуждать, будить, оживлять);

3) личность преподавателя.

Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль интереса в преподавании. Прогрессивный русский педагог П. Ф. Лесгафт писал: «Для развития интереса учащихся к знаниям первостепенное значение имеет самостоятельная творческая деятельность». В.А.Сухомлинский утверждал: «Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда он в них заинтересован, когда они - средство достижения творческих целей».

Таким образом, термины «интерес» и «творчество» не просто являются неотъемлемой частью учебной деятельности, но и активно взаимодействуют друг с другом.

Используя творческие способности детей и различные формы работы, применяемые на уроках, мы воспитываем личность мыслящую, деятельную, всесторонне развитую. Проектная деятельность, личностно-ориентированный подход, проблемное обучение с применением информационных технологий являются наиболее эффективными средствами для массовой передачи знаний, умений, навыков и привитию интереса к обучению.

Отвечая на выше поставленный вопрос, необходимо подчеркнуть: слово интерес происходит от латинских слов inter и esse, что значит «быть внутри, быть вовлеченным во что-нибудь».

Следовательно, под интересом (применительно к учению и воспитанию) понимается эмоционально - окрашенное положительное отношение личности к тому или иному предмету или виду деятельности. А что может этому способствовать? Только творческая обстановка. За счет этого личность активно вовлекается в деятельность, которая, таким образом, становится особенно плодотворной.

На сегодняшний день огромное внимание уделяется творческим процессам на уроках иностранного языка. Основываясь на опыте современных педагогов – практиков (К. П. Дитятьевой, А. С. Бикеевой и т.д.) приходишь к единственно верному выводу, что

целью формирования творческой активности является не просто увеличение эффективности самого урока, а, прежде всего создание условий для раскрытия личности учащегося. Основными задачами, на которых основывается моя практическая деятельность, для достижения данной цели являются, прежде всего, создание ситуации для творчества и успеха, вовлечение детей в процесс социальной коммуникации и развитие интереса к иностранному языку, как к средству общения в определенных условиях.

Что же такое творчество, и какими средствами можно использовать его в процессе обучения?

Любое творчество-это, прежде всего активность, которая рассматривается в психологии как основное и, в то же время, первичное свойство всего живого.

Активность является и наиболее существенной особенностью всего познавательного процесса. Это связано с тем, что умственная деятельность является отражением практической деятельности, имеет одинаковую с ней структуру. Поэтому, чтобы овладеть теми или иными понятиями, знаниями, необходимо осуществить деятельность, исторически коммулированную в этих явлениях.

Изучения языка также не составляет исключение. Активность обучения возникает при определенных условиях, которые необходимо создавать учителю.

Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность учебной деятельности, создает условия для раскрытия и формирования личности. Рассмотрим, какими способами можно использовать творческий подход непосредственно на уроках иностранного языка.

Необходимо уделять особое внимание работе над диалогами или применять на уроке активно-ролевое изучение любой программной темы: ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями. Изображая какой-нибудь предмет, дети раскрепощаются, их речь становится более уверенной, появляется чувство успеха и самореализации. Как важно не обрезать нашим ученикам крылья, а наоборот, создавать для них ситуации творчества.

Неотделимой частью творческой деятельности на уроке является работа с песнями. Ребята с большим удовольствием разучивают песни на иностранных языках. Песням можно посвятить весь урок или включить их в репертуар школьных мероприятий.

Кроме такого типа уроков, учащимся нравятся « сладкие» (где можно устраивать чаепитие, изображая английских аристократов; основное условие- урок проходит на языке) и «рисованные», посвященные различным праздникам (приготовление поздравительных открыток, «валентинок», рождественских подарков).

Одним из основных методов формирования творческой личности является театральная постановка. Это ролевая игра, которая создает прекрасные условия для овладения языком, помогает усвоению речи в любом возрасте. Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, развивает память, эрудицию, дисциплину, делает более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, классе, пробуждает любознательность.

Использование проектной методики стало неотъемлемой частью обучения иностранному языку и в нашей школе. Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей, выявляет индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя.

Работая по учебно-методическому комплексу М.З.Биболетовой, появляется возможность не ограничивать себя в творчестве. Реализация проектов - уникальная возможность социализации школьников, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.

В этом и заключается основной принцип личностно-ориентированного подхода, ставящего в центр учебно – воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Исходя из выше сказанного, можно построить урок, опираясь на схему.


Личностно-ориентированный характер обучения, который проявляется в осознании школьниками их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения; в постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям учеников; в отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития учащихся; в осознании учащимися их причастности к событиям, происходящим в мире; в развитии умения побуждать партнеров по общению к позитивным решениям и действиям; является одним из основных принципов учебного процесса на моих уроках.

Соблюдение деятельного характера обучения иностранному языку также можно отметить как необходимый фактор. Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач.

При этом, мною, используются разные формы работы (индивидуальные, парные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающие создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения работать с партнером\ партнерами, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач.

Необходимо выделить принцип сбалансированного обучения устным и письменным формам общения, поскольку более прочное и гибкое владение материалом достигается при параллельном, взаимосвязанном обучении всем видам речевой деятельности.

Следующий основополагающий принцип, используемый мною в учебном процессе – это социокультурная направленность, предполагающая широкое привлечение лингвострановедческих материалов, которые дают учащимся возможность лучше овладеть иностранным языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентациями людей, для которых изучаемый язык является родным. Видеоуроки, внеклассные мероприятия, посвященные тому или иному событию, делают учебный процесс не только эффективным, но и интересным.

Привлечение современных технологий на уроках, которые уже прочно внедрились в обучение, позволяет осуществлять вышеперечисленные принципы на практике. Использование интерактивной доски, составление презентаций делают уроки более увлекательными и творческими. Так, например, работа на уроках с Интернетом дает возможность достичь не только непосредственно коммуникативные задачи, но и расширяет лингвострановедческие представления учащихся. Заходя на сайт компании BBC (www.bbc.co.uk/learningenglish), у детей появляется возможность не только узнать новости и события, происходящие в мире, но и поупражняться в грамматике или лексике разговорного английского. Привлечение ресурсов Интернета может быть также использовано учащимися и в подготовке к проектной либо внеклассной деятельности.

Подводя итоги к вышесказанному, необходимо отметить, что обучение иностранному языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Развитие такого рода способностей у учащихся стимулирует их к проявлению творческих навыков в жизни вне школы, в будущем, во взрослой жизни. Ведь творческие проекты способствуют преодолению комплексов и возникновению чувства самореализации в обществе.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществить. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки, техники, производства, культуры. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершая ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека – творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий ученый Л.С.Выготский, когда написал: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».