Главная страница

Курсовая работа Формирование лидерских качеств у младших школьников посредством внеклассных занятий «Социальная педагогика»


Скачать 0.66 Mb.
Название Курсовая работа Формирование лидерских качеств у младших школьников посредством внеклассных занятий «Социальная педагогика»
страница 3/4
Дата 23.03.2016
Размер 0.66 Mb.
Тип Курсовая
1   2   3   4

Заключение

Результаты нашего исследования по проблеме формирования лидерских качеств в младшем школьном возрасте могут быть отражены в следующих выводах:

1. В период младшего школьного возраста создаются самые благоприятные предпосылки для развития лидерских качеств личности ребенка. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью детей к социальным воздействиям, с другой - потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самоконтроля, самооценки, символических функций сознания, что обеспечивает ребенку определенный уровень самостоятельности и сознательности. В младшем школьном возрасте наиболее выражено проявляются процессы адаптации биологических механизмов к социальным нормам общества. Ребенок учится овладевать своими инстинктами, а задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ему приобрести индивидуальный опыт межличностных взаимоотношений, самовыражения, самореализации в русле социальных ценностей.

2. Лидер-младший школьник - это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой. Он обладает следующими качествами: инициативность и исполнительность, самостоятельность, адаптивное поведение, самооценка, коммуникативные умения, дивергентное мышление, речевое развитие, эмпатия, умение ориентироваться в эмоциональных состояниях людей.

3. Определены содержательные обобщенные характеристики форм внеклассных занятий по формированию лидерских качеств младших школьников (конкурсы, игры для лидеров, КТД и т.д.)

4. Формирование лидерских качеств детей младшего школьного возраста посредством форм внеклассных занятий будет эффективным, если:

а) Опытно- экспериментальная работа, направленная на формирование лидерских качеств в младшем школьном возрасте включает три последовательных этапа: констатирующий (выявление уровня сформированности у младших школьников лидерских качеств), формирующий (создание условий для повышения уровня сформированности лидерских качеств у младших школьников) и контрольный (проверка эффективности применения форм внеклассных занятий для повышения уровня сформированности лидерских качеств у учащихся);

б) Педагог систематически проводит внеклассные занятия по формированию лидерских качеств у младших школьников;

г) Разнообразны формы внеклассных занятий.

Таким образом, в современной ситуации педагог стоит перед выбором: подчеркивать или подавлять индивидуальность, культивировать или игнорировать личность ребенка. На сегодняшний день разрыв между декларируемыми и реально действующими установками в педагогической практике сохраняется. Хотя педагоги и социологи периода детства обоснованно оказывают на громадный потенциал, таящийся в детях, в то же время этот потенциал не получает должной реализации в силу объективных и субъективных обстоятельств, педагоги недооценивают значимость проблемы формирования лидерского потенциала детей. К этой проблеме наблюдается неординарное отношение: часть педагогов видит в этом острую необходимость, а другая часть педагогов равнодушна к ней.

Список литературы

  1. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев.- М.: 1982. – с. 120 – 133

  2. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с.115 - 120

  3. Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка / М. А. Викулова. – М.: Автореферат кандидат пед. наук, 1990. – с. 54 – 64

  4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины / С. М. Вишнякова. – М.: 1994. – с. 58 – 62.

  5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 18-24.

  6. Галигузова, Л.Н. Проблема социальной изоляции детей / Л. Н. Галигузова. – М.: 1996. - с. 101 - 115.

  7. Давидович, В. Н. Формирование положительного взаимовлияния детей младшего школьного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности / В. Н. Давидович. – М.: 1994. – с. 12- 19.

  8. Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения / Залужный А.С. - М., 1931. – с. 145

  9. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика ученического коллектива / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 1999. – с. 26 - 34

  10. Маралов, В.Г., Ситаров, В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - М.: 1990. – с. 101 - 115

  11. Менджерицкая, Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания / Д. В. Менджерицкая. - М.: 1963. – с. 150 – 162.

  12. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов.- 4 изд.-М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- кн. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- с. 227 – 255.

  13. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - М.: 1995. – с. 25 - 32

  14. Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореферат канд. пед. наук / О. О. Папир. - М.: 1993. - с. 15 – 17

  15. Педагогический словарь. И. А. Карпова

  16. Педагогический энциклопедический словарь. Бим – Бад

  17. Психология масс: хрестоматия. Самара, 1971. – с. 122 - 124

  18. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент //Вопросы психологии / Е. О. Смирнова. - 1995. - с. 139 – 150.

  19. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: 1995. - С. 46.

  20. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды / Д. Б. Эльконин. - М.: 1989. – с. 35 – 63.


Приложение 1

Состав диагностических методик определения лидерского потенциала

Номер

Методика

Качества

1.

Тест «Организаторские способности лидера»

- настойчивость

- инициативность

- самокритичность

- требовательность к себе и другим

- критичность

- надежность

- выносливость

- восприимчивость к новому

- оптимистичность

- решительность

2.

Методика «Ролевые ожидания»

- организованность

- инициативность


3.

Методика «Склонность к доминированию»

- доминантность

- склонность к руководству

- самостоятельность

4.

Тест «Я - лидер»

- умение управлять собой;

- знание организаторской работы;
- осознание цели (знаю, что хочу);


- организаторские способности;
- умение решать проблемы;


- умение работать с группой.
- наличие творческого подхода


- влияние на окружающих



5.

«Лидер с узким индивидуальным диапазоном»


- организованность

- трудолюбие

- самостоятельность


Приложение 2

Тест «Я - лидер»

Эта методика направлена на самооценку лидерских качеств у младших школьников. Участникам теста предстоит ответить на вопросы. Учитель говорит классу: Если вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру "4"; скорее согласен, чем не согласен - "3"; трудно сказать - "2"; скорее не согласен, чем согласен - "1"; полностью не согласен - "0".

Вопросы к тесту:

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое свободное время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко устанавливать нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружны.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не испытываю чувство неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнения товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, используя опыт других.
44. Мне интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы: 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А - умение управлять собой; Е - знание организаторской работы;
Б - осознание цели (знаю, что хочу); Ж - организаторские способности;
В - умение решать проблемы; З - умение работать с группой.
Г - наличие творческого подхода Д- влияние на окружающих
Если сумма в столбце меньше 10, то качество слабо развито, и надо работать над его совершенствованием; если больше 10, то качество развито средне или сильно.

Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, считается, что ответ участника теста был неискренен.

Карточка для ответов теста "Я - ЛИДЕР".

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48



Приложение 3

Тест «Организаторские способности лидера»

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских коммуникативных качеств, таких как:

- волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели;

- настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу;

- инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки;

- хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;

- самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи;

- требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу;

- критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;

- надежен, держит слово, на него можно положиться;

- вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;

- восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами;

- стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях;

- оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам;

- решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя;

- способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может потребовать, и подбодрить.

Представленная ниже методика позволяет оценить способность младшего школьника быть лидером.

Инструкция

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все – таки сделайте отметку «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тест – опросник

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да б) нет

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение в классе чем вы?

а) да б) нет

3. Находясь в классе испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да б) нет

4. Нравится ли вам быть в центре внимания?

а) да б) нет

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?

а) да б) нет

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да б) нет

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

а) да б) нет

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу учебную активность?

а) да б) нет

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

а) да б) нет

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

а) да б) нет

11. Стараетесь ли вы занимать в классе такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

а) да б) нет

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное впечатление?

а) да б) нет

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да б) нет

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

а) да б)нет

15. случалось ли вам по личной инициативе организовывать класс?

а) да б) нет

16. Если то, что вы заметили, не дало ожидаемых результатов то вы?

а) будите рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого

б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца

17. Какое из двух мнений вам ближе?

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвует в нем.

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам

18. С кем вы предпочитаете общаться?

а) с покорными людьми

б) с независимыми и самостоятельными людьми

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

а) да б) нет

20. Властвуют ли над вами родители?

а) да б) нет

21. Умеете ли вы привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

а) да б) нет

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принять решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компете5нтному из вас

б) просто не будите ничего делать, рассчитывая на других

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

а) да б) нет

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

а) да б) нет

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

а) да б) нет

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек

б) тот, у кого самый сильный характер

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

а) да б) нет

28. Уважаете ли вы дисциплину?

а) да б) нет

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

а) тот, который решает все сам

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других

30. Как бы вы хотели, чтобы к вам относились?

а) по дружески б) руководили вами

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

а) да б) нет

32. Какой из следующих «портретов» больше напоминает вас?

а) человек и громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый

33. Как вы ведете себя если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

а) промолчите

б) будите отстаивать свое мнение

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

а) да б) нет

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-то важное дело?

а) да б)нет

36. Что бы вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека

б) работать самостоятельно, без руководителя

37. Как вы относитесь к выражению: «Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из родителей»?

а) согласен б) не согласен

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

а) да б)нет

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

а) да б) нет

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) опускаете руки

б) появляется сильное желание их преодолеть

41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?

а) да б) нет

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать учебные нагрузки?

а) да б) нет

43. Как вы поступите, если вам предложат изменить ваше утверждение?

а) введу нужные изменения немедленно

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

а) да б) нет

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да б) нет

46. Согласны ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

а) да б) нет

47. Кем бы вы предпочли стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

а) могучую и тревожную

б) тихую и лирическую

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с незнакомым человеком?

а) да б) нет

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

а) да б) нет

Оценка результатов тестирования

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 б, в другом случае – 0 баллов.

Интерпретация:

<25б. – качества лидера выражены слабо

От 26 до 35б. – качества лидера выражены средне

От 36 до 40б. – качества лидера выражены сильно

>40б. – человек как лидер склонен к доминанту

Приложение 4

Методика «Ролевые ожидания»

Методика поможет педагогу получить сведения о том, какие учащиеся в группе имеют ролевой статус лидера со следующим индивидуальные диапазоном: лидер – организатор, лидер – инициатор, лидер – дезорганизатор. Одновременно методика позволяет выявить тип исполнителя, т.е. учащиеся, которые в структуре организаторских отношений смогут стать надежной группой поддержки в жизнедеятельности коллектива.

Инструкция. Решите задачу – условную ситуацию. Ваш класс не хочет убираться в классе. Подумайте, кто сможет придумать новый способ и заинтересовать ребят? Кто организует работу? Кто всех старательнее выполнит работу? Кто попытается уговорить всех не ходить на уборку кабинета? Впишите фамилии ребят на листочек.

Бланк для заполнения

Может заинтересовать ребят

Может организовать работу

Сам прилежно выполняет работу

Сорвет дело














Обработка результатов. Отмечается в сводном бланке число выборов, полученных каждым учащимся в той или иной роли. Тот, кто набрал максимальное (но не менее 5-6) число выборов, может рассматриваться как лидер в данной сфере жизнедеятельности коллектива. Часто лидер в целевом виде деятельности (идеолог) является лидером и в организаторском виде деятельности. Если никто в группе не набрал хотя бы 5-6 выборов, считается, что в коллективе на данный момент лидеры пока не выявились и группа переживает состояние «лидерского вакуума»


Приложение 5

Методика «Лидер с узким индивидуальным диапазоном»

Методика помогает выявить лидера в специальных видах деятельности, требующих и организаторских, и специальных способностей.


Спорт

Д Досуг

Трудовое дело

Т Туризм

К Культурная

жизнь

Выпуск

газеты

1.

2.

3.















Инструкция. Подумайте, кто из учащихся группы лучше всех сможет организовать ребят в перечисленных видах деятельности. Впишите фамилии в бланк, поставив на первое место кандидатуру «в первую очередь», на второе – «во вторую очередь», на третье – «в третью очередь». Если кандидатуры, по вашему мнению, нет – ставьте прочерк.
Бланк для заполнения

Обработка результатов. Подсчитывается число выборов, полученных каждым учащимся в первую и во вторую очередь. Дальнейшая обработка проводится так же, как и в предыдущей методике.

Приложение 6

Методика «Склонность к доминированию»

Склонность учащихся к доминированию или подчинению достаточно доступна для обычного педагогического наблюдения за особенностями поведения, общения, взаимодействия с другими. Предлагаемая методика поможет педагогу уточнить и углубить свои наблюдения, взглянув на внутреннюю позицию учащегося, его самооценку собственной направленности. Методика (вместе с данными наблюдениями) выявляет такие лидерские качества, как доминантность, склонность к руководству, уверенность в себе, самостоятельность.

Инструкция. Из предложенных вам кратких характеристик выберите те, которые наиболее точно отражают особенности вашей личности и поведения. Выпишите номера выбранных ответов.
1   2   3   4