Главная страница

Консультация с педагогами «Первые дни ребенка в детском саду» Что такое адаптация?


Скачать 50.95 Kb.
НазваниеКонсультация с педагогами «Первые дни ребенка в детском саду» Что такое адаптация?
Дата03.03.2016
Размер50.95 Kb.
ТипДокументы

Консультация с педагогами

«Первые дни ребенка в детском саду»

Что такое адаптация?

Возраст ребенка с 1 до 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворённость, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

  1. Легкая адаптация: к 20 дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со свечниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболевания не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений.

  2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие несколько замедляется. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

  3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.

  4. Сверхтяжёлая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду.

В ходе комплексного исследования проведенного учеными, было выявлено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период адаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длиться в среднем один месяц).

  1. Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со среднем возрастными нормами (длиться три пять месяцев).

  1. Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают себя спокойнее.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Игровое упражнение «Продолжи фразу».

Педагогам предлагается продолжить 2 фразы с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя.

«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша, - это…»

«Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно…»

После выполнения этого задания можно увидеть, насколько разные позиции у этих трех сторон по одному и второму вопросу.

Игровая деятельность

Основной вид деятельности малыша в этом вопросе – предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро предложение воспитателя поиграть. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д.

Как показывают научные исследования и уже мои наблюдения, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходиться туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться , собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможность побыть самим собой.

Игровое упражнение «Подбери игру по темпераменту»

Педагогам предлагается перечень различных игр и дается инструкция: «Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Обведите кружочком игры, которые предпочитают сангвиники, галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком – для меланхоликов, точечкой для холериков.»

  1. Игры-потешки.

  2. Подвижные игры

  3. Игра в мяч

  4. Раскрашивание картинок

  5. Веселые подвижные игры

  6. Танцы под веселую музыку

  7. Хороводы

  8. Игры с водой и песком

  9. Игры – эксперименты

  10. Пазлы

  11. Игры с кеглями

  12. Конструкторы

  13. Мозаика

  14. Лепка

  15. Рассматривание иллюстраций и настольные игры

  16. Экспериментирование с красками

  17. Ритмичные танцы

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.

С ребенком сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от разнообразных занятий, быстро переключаться с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должны быть набор разноплановых и при этом не скучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить рисовать. Эти дети предпочитает спокойные игры. Меланхолики предпочитают спокойные игры деятельности. Они любят игрушки – животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо. Раздаются памятки «Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента».

Тип темперамента

Название игр

Холерик

Подвижные игры, игра с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы

Сангвиник

Веселые подвижные игры, танцы под весёлую музыку, хороводы, игры с водой и песком

Флегматик

Игры – эксперименты, пазлы, конструкторы, мозайка, лепка, рассматривание и раскрашивание картинок

Меланхолик

Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры потешки