Главная страница

Консультация психолога как «разговорить» вашего малыша


Скачать 37.21 Kb.
НазваниеКонсультация психолога как «разговорить» вашего малыша
Дата14.03.2016
Размер37.21 Kb.
ТипДокументы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

КАК «РАЗГОВОРИТЬ» ВАШЕГО МАЛЫША

В возрасте между двумя и тремя годами речь ребенка развивается особенно интенсивно. Исследования показывают: в этот период значительно расширяется его словарь. Если в два года это около 270 слов, в два с половиной — 450, то в три года уже 800, а у хорошо развитых детей набирается и более 1000 слов.

Узнав об этом, многие родители удивятся и, возможно, даже забеспокоятся. Как же так? А наша дочка, которой скоро три года, говорит мало и неохотно. А наш мальчик вообще молчит, хотя понимает буквально все.

Подчеркиваем, приведенные данные — это

среднестатистические показатели. Есть дети, словарь которых к трем годам достигает 1500 слов; есть плохо говорящие дети с небогатым запасом звукоподражаний и простеньких для выговаривания слов. Но есть и вовсе неговорящие дети, хотя при этом они все понимают и адекватно реагируют на вопросы. Таких ребятишек надо обязательно показать специалистам. Любое отставание в речевом развитии опасно. Оно влечет за собой отставание в умственном развитии.

Что надо делать, чтобы помочь ребенку успешно овладевать родным языком? Прежде всего необходимо обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Если ребенку хорошо, спокойно, то он говорит. Но даже самый болтливый спрячется за взрослого и откажется поздороваться с чужой тетей, если его что-то насторожило.

И в детском саду говорящий ребенок будет молчать, пока не адаптируется и не почувствует, что воспитатели пытаются понять его и готовы, если это потребуется, прийти на помощь.

Как же достичь эмоционального благополучия ребенка? Бескорыстной любовью, доброжелательностью и терпе­нием. Никогда не вымещайте на ребенке свою злость. Не кричите на него, не оскорбляйте ни в домашней обстановке, ни тем более внедома. Раздражительность и нетерпимость вредны и ему, и вам. Ведь малыш лепит себя с вас.

Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, безошибочно определяют семьи, в которых родители не хотят или не умеют уви­деть в живущем с ними маленьком человечке развивающуюся личность. Если родители действительно любят и бережно растят ре­бенка, то он ласков и доверчив, в его поведении нет настороженности, отсутствует грубоватая, крикливая речь, и он, как правило, не раздражителен и не слезлив.

На третьем году жизни дети начинают значительно лучше понимать обращенную к ним речь окружающих, и это открывает широкие возможности для возникновения новых видов общения. Освоение речи качественно меняет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает более быстрое приспособление к среде.

Воспитатели не случайно широко используют в практике работы с детьми 2-3 лет вопросы и задания, требующие как ответа словом, так и ответа действием: покажи, найди, принеси, сделай то-то.

— Чтобы пришить зайке красивый носик, нужна маленькая розовая пуговица с двумя дырками. Давайте посмотрим, нет ли маленькой розовой пуговицы с двумя дырками (описание пуговицы повторяется преднамеренно) в коробке, где хранятся пуговицы.

Дети активно начинают рассматривать пуговицы, рассыпанные по столу. Одни предлагают педагогу любые маленькие пуговички. «Она не розовая, она желтенькая, а нужна розовая пуговичка с двумя дырками», — растолковывает воспитатель. Другие приносят педагогу нужные по цвету, но не подходящие по форме: либо пу­говицы "на ножках», либо с четырьмя дырками. И эти пуговицы воспитатель не принимает, терпеливо объясняя суть отказа. Но дети успели почерпнуть новую информацию и теперь пытаются ее осмыслить: «Пуговица на ножке? Что ли она грибок?» Нужные пуговицы в конце концов находятся.

Детским пальчикам совсем не просто взять маленькую пуговичку и удержать ее. Но это занятие весьма полезно для развития мелкой мускулатуры пальцев. Особенно необходимо оно малышам сзадержками в речевом развитии. Зная об этой зависимости, родители будут стараться разрабатывать гибкость детских пальчиков, ускоряя появление в речи ребенка новых звукоподражаний и слов. Мы подскажем, какие упражнения приятны детям.

— «Топ-топ-топ по суставчикам»,— приговаривает взрослый, разминая суставы на пальцах рук ребенка. Сейчас в продаже есть специальные пружинки в виде колец, которые надеваются на палец и прокатываются по нему.

— Переложим горошинки (фасоль) из коробки в банку, будем брать их по одной.

— «Трам-пам-пам, трам-пам-пам — загудел барабан. И в лад с

ним застучали по столу (по барабанчику) твои пальчики».

— Я раскатаю, расплющу пластилин, а ты сделай в нем много дырок, Работай каждым пальчиком левой и правой руки. Твоя мышка будет рада получить в подарок кусок сыра с дырками.

И в детском саду, и дома возникает масса поводов для импровизаций, обогащающие речь детей и доставляющих ребенку радость от общения с любимым взрослым. Малыш деятелен, но он не знает, чем себя занять, Чаще всего он хочет делать то же, что и вы. Естественно, он изрядно мешает, но во всех случаях полезнее не прогонять его, а привлекать как помощника, периодически восхищаясь его старанием, сообразительностью.

Итак, к трем годам ваш ребенок должен стать словоохотливым и даже болтливым человечком, активно стремящимся к речевому общению. Многие дети начинают играть словами, сочиняя свои, не существующие в родном языке: крекер — брокер — мекер — текер — бекер. Не обрывай­те ребенка, с удовольствием проговаривающего свою тарабарщину, так как римфование — ценнейшее его приобретение.

Иногда дети активно сопровождают речью свои действия, приборматывают. Эти проявления также нельзя ни пресекать, ни ограничивать, так как они помогают ребенку организовывать свою самостоятельную деятельность.