Главная страница

Консультация для педагогов


Скачать 130.5 Kb.
НазваниеКонсультация для педагогов
Дата21.02.2016
Размер130.5 Kb.
ТипДокументы







КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ



«ЕДИНСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ПРОДУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА»


МБДОУ ЦРР – детский сад «ТАНЮША»

Педагог дополнительного образования

Кучумова О.А.

г.п. Федоровский.



РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании детей. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, соци­альной и культурной среде, в то же самое время он является членом большой многонациональ­ной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-ре­гиональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей.

Региональная программа развития образования и региональная концепция воспитания направляют усилия педагогов на воспитание гражданина и патриота своей земли. Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; вооружение детей системой знаний о регионе. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

ЭТНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня абсолютное большинство населения на территории России живет не там, где жили их отцы и деды. И если мы, например, возьмем россиян, живущих в Московской области, на Волге, в Сибири и на Дальнем Востоке, то, изучив их психологические особенности, традиции, обычаи, речь, будем вынуждены признать, что это совсем разные россияне, и менталитет у них тоже отличается. Для проживающих на берегу Тихого океана жителей России характерно знание культуры Китая, Японии, Кореи, и она им ближе, чем культура Москвы или Поволжья. Для жителей Сибири характерно знание культуры малых народов, проживающих в этом регионе. Мы живем в Ханты-Мансийском округе - это родина северных народов, мы - гости на этой земле и должны знать традиции, обычаи, уважать законы, образ жизни малых народов, их культуру.

Тысячелетиями на нашей Земле народы накапливали культурные богатства, просеивали их через "сито времени". Человеческая память, история и литература сохранили старинные песни и национальную одежду, произведения искусства, народные праздники и танцы. Бытует мнение, что культура непременно должна воплощаться в величестве храмов и городов, известных рукописях и популярных идеях, крупных достижениях и т.д. Однако скромное оформление быта, известные только в одном селе частушки или песни, говор, непонятный даже соседям, своеобразие свадебного ритуала отнюдь не являются свидетельством бесталанности или невежества. Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна. Поэтому необходимо видеть самоценность каждой из них. Этим и интересно обращение к наследию любого народа, независимо от численности и его вклада в становление и развитие общероссийской культуры.

История помнит достаточно много примеров, когда многочисленные народы, утрачивая свою культуру, исчезали с исторической арены, а, сохраняя ее, возрождались, несмотря ни на какие трудности. Вот почему мы должны хранить и оберегать национальную культуру. Только воспитание чувства ответственности за судьбу народа, Родины, большой и малой, может способствовать возрождению и сохранению всего лучшего, что накоплено самим народом. Поэтому не случайны в последние годы обращение к истокам народного творчества, особое внимание к истинно национальным видам искусства. Главной задачей фольклорного движения является сегодня сохранение традиций народа, кладезя мудрости, накопленных поколениями в течение веков, чтобы все, не только материальное, но и духовное богатство, не кануло в Лету.

ЕДИНСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ПРОДУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Даже наслаждением, получаемым от природы,

мы частично обязаны искусству; пусть мы

смотрим на природу собственными глазами,

но любоваться ею нас научили художники.

М.Я. Фридлендер
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?

Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей с помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! “ Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! Природа, произведения искусства, литература, музыка – все это в меньшей или большей мере дает нам все необходимое для воспитания детей.

Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное “Смотри!” – одна из важных задач воспитателя.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет. Задача воспитателя – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств.

Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Мир природы удивителен и прекрасен, а природа нашего северного края уникальна. Од­нако далеко не все способны видеть эту кра­соту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не да­ется от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздейст­вует на ребенка. Она пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формиру­ет чувство прекрасного. Но ребенок многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он име­ет первый чувственный опыт, накап­ливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через ка­навку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время организуемых педагогом сис­тематических наблюдений. Ребе­нок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.

Особенности организации процесса восприятия

Педагог активизирует процесс восприятия - созерцания, осно­вываясь на сопоставлении и сравнении образов, запечатленных художниками в произведениях искусства, с реальными природ­ными картинами. Непременное условие при этом — хорошее ка­чество показываемых на занятии репродукций, фотографий, их художественность. Зрительный ряд дол­жен пробуждать детские воспоминания о том, что они когда-то видели, слышали или делали, должен направлять внимание детей на восприятие как обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся), малозаметных явле­ний и объектов природы. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть и отражение в лужице, и разноха­рактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, уса­тые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т.п. Это позволит выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным. Занятия по восприятию выразительных картин природы призваны формировать в детях способности «смотреть и видеть», вглядываться в окружающий мир, который о многом может рассказать внимательному зрителю.

Прежде всего, необходимо воспитать у детей интерес к произведениям искусства. Рассматривая картины или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически осваивать жизнь. Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

В очень редких случаях дети смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).

Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю.

Не следует спешить объявлять детям название произведения. Словесное обозначение его образного смысла сковывает работу мысли и чувства, направляет восприятие на что-то конкретное. Необходимо дать возможность детям самим придумать название. Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников. Весьма эффективными мо­гут оказаться игры в «живые картины», создание ситуации «мнимого присутствия в картине» или «вхождение в картину» и т.д.

Такие игры способствуют освоению детьми навыков общения: они устанавливают контакт друг с другом, учатся взаимодействовать со сверстниками, выбирать партнера по игре.

Игра «Картина». Задача игры: научить ребенка выступать в двух ролях — приглашенного и приглашающего, научить выбору партнера по симпатии.

Описание игры. Договариваемся с детьми о том, что будем ри­совать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персо­наж для картины. Далее воспитатель сообщает: «Я — солнышко, хочу взять в картину тебя (берет того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребенок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребенок-«облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

Игра «Говорящие предметы». Задача игры: фор­мировать умение выбрать понравившийся персонаж и завести с другими героями беседу.

Описание игры. Воспитатель показывает детям репродукцию натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, ткань, птичка, листок, гусеница на листе, бабочка на цветке, банка с водой, стол, скатерть, засохший и опавший цветок.

Далее предлагает выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, воспитатель говорит: «Хозяева дома ушли, а предметы ожили и стали говорить между собой». Если у детей возникают затруднения, пе­дагог помогает им. Например: «Бабочка, прилетевшая на цветок, осмотрелась по сторонам, увидела гусеницу и сказала...»

Эта игра вызывает большой интерес у ребят, хотя первый раз у многих детей возникают трудности в установлении контакта с героями натюрморта.

«Слушаем картину» Как ни странно, для того, чтобы понять все, что ху­дожник хотел выразить на картине, ее нужно не только рассмотреть, но и услышать.

Вместо того чтобы долго и нудно объяснять детям, что и как изображено на по­лотне, лучше попросить их воспроизвести с помощью звуков то, что они видит.

«Роль медвежонка»

К счастью, детям ничего не стоит „войти" в картину, удобно в ней устроиться, ос­мотреться и рассказать о том, что они видят и слышат вокруг. Нужно лишь подобрать понятные им картины. Начните, например, с извест­ного „Утра в сосновом лесу" Шишкина. Спросите детей: „Как вы думаете, о чем разговаривают медвежата?" Подобный вопрос наверняка поставит в тупик взрослого, а дети могут насочи­нять сколько душе угодно, главное — подтолкнуть их к этому, они с удовольствием со­ставят диалог медвежат. Дети должны прийти к понима­нию прекрасного через то, что им близко и понятно. А нестандартные подходы практически всегда дают удивительные результаты.

Интересной для рассматри­вания и слушания может оказаться любая картина. Ребенок изобразит и то, как каркают на ветке во­роны, и как лают собаки, и диалог охотников, и разгово­ры людей, катающихся на коньках, и даже то, как, вздыхая и охая, старушка несет вязанку хвороста.

Чуть изменив тот же прием, можно попросить ребенка описать все происходящее от имени одного из персонажей. Ма­лыш без труда войдет в образ и выдаст вам хоть монолог печальной Аленушки с кар­тины Васнецова, хоть размы­шления „Витязя на распу­тье". При этом не нужно тре­бовать от ребенка длинных связных речей. Может быть, молчун выдаст лишь не­сколько фраз, а разговорчи­вый малыш разразится про­странной речью — в любом случае ваша цель достигнута: ребенок посмотрел на карти­ну и задумался о ней. Кстати, „воплощаться" мож­но не только в людей. Юным фантазерам нравится вооб­ражать себя деревом, цвет­ком, домом, креслом.

Вообще детям больше по душе те картины, где есть люди, животные, а еще луч­ше — происходят какие-ни­будь события. Поэтому на первых порах стоит обра­титься к жанровой живопи­си, особенно к тем полотнам, на которых изображены де­ти.

Не жалейте время на такие занятия и игры с детьми, ведь поми­мо общего развития, подоб­ные беседы о картинах пре­красно способствуют разви­тию речи, пополнению сло­варного запаса. Дети ста­новятся более наблюдатель­ными, учатся формулировать свои мысли. К тому же это — отличная подготовка к шко­ле, ведь там на уроках рус­ского языка непременно при­дется писать множество со­чинений по разным карти­нам. Не лучше ли подгото­виться заранее, тем более что это занятие увлекает детей.

Методы «замещения» и «путешествий», работа «в предполагаемых обстоятельствах», использование эле­ментов пантомимы и театрализации внесут в занятие моменты занимательности, будут способствовать осмыслению изобразительного образа.

Умелое применение перчаточных, марионеточных и т.п. кукол — это «путь к душе ребенка», одно из средств дове­рительного общения. Дети с удовольствием вступают в контакт с куклой, отвечают на ее вопросы, прислушиваются к ее советам. В зависимости от образа той или иной куклы разговор с детьми может носить серьезный или комический характер. Так, основ­ными действующими лицами на занятиях изобразительного ис­кусства могут стать куклы — Карандаш, Самоделкин, Художник, волшебница Природа, Почемучка, Всезнайка, Флора и Фауна и т.п. Некото­рые кукольные персонажи могут появляться эпизодически в свя­зи с изучением очередной программной темы, например куклы, олицетворяющие времена года (Зима, Весна, Лето, Осень), вре­мена суток (Утро, День, Вечер, Ночь), природные стихии (Дождь, ветер, Вьюга, Снегопад и т.п.). Обеспечить деловой настрой за­нятию помогут куклы, известные детям по сказкам и телепере­дачам. Нацелить деятельность ребят на продуктивные виды творчества помогут куклы, отражающие характер предстоящей практической работы (принц Уголек, принцесса Акварель, Волшебница Гуашь, Королева Графика и т.п.).

Впечатления, полученные в результате организованного процесса восприятия произведений изобразительного искусства или объектов живой природы, позволяют создать на занятии условия, благоприятные для продуктивного творчества.

Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить. В течение каждого года дети осваивают на доступном им уровне способы изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности и постепенно приобретают первичные навыки работы с гуашью, акварелью, пластилином, цветной бумагой, восковым мелком или цветным мелом, ножницами и клеем, природными материалами и т.п. Многообразие форм работы помогает детям «искать себя в материале». По своей природной сути кто-то больше «график», кто-то живописец», кто-то «скульптор», а кто-то «архитектор» и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике исполнения.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие пси­хологические рекомендации и педагогические мето­дики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступаю­щий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Здесь нет никакого противоречия. Так, каждый обла­дает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалиста­ми по логике или учеными-теоретиками. Воспитатель должен настраиваться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. При этом ему самому не обязательно быть художником. В этих условиях наиболее одаренные ско­рее найдут свой путь, а все остальные приобретут цен­ный опыт творческого воплощения собственных замыс­лов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Литература



  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991

  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искуству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999 г.

  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005 г.

  4. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 г.


Кучумова О.А. МБДОУ ЦРР – детский сад «Танюша»