Главная страница

Конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия" Статья «Азбука войны 1812 года»


Скачать 55.92 Kb.
НазваниеКонкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия" Статья «Азбука войны 1812 года»
Дата10.02.2016
Размер55.92 Kb.
ТипКонкурс

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся

"Недаром помнит вся Россия"

Статья

«Азбука войны 1812 года»

http://ursa-tm.ru/forum/uploads/gallery/album_269/gallery_880_269_190858.jpg

Гуля Наталья Владимировна

МДОУ № 58

г. Чита 2012г.

Азбука войны 1812 года.

1. Русская карикатура на войну 1812 года.

2. Детская азбука, изданная в 1814 году.

Уже в первые месяцы Отечественной войны 1812 года была создана специальная типография, которая должна была вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Художники обратились к не столь распространённой для России форме художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано более 200 произведений, большая часть из них, к сожалению, не подписана, и мы не знаем авторов произведений. Эти карикатуры стали в народе называть «летучими листами». Действительно, рисунки не просто распространялись в народе, они облетали всех, пользовались большой популярностью.

Мужество русского народа, в том числе простых крестьян, бегство наполеоновской армии, примеры героизма — вот темы знаменитых «летучих листов».

Зачастую сатирические картинки на темы 1812 года называют лубочными. Лубок, известный на Руси с XVI века, был очень популярен в народе. Лубочные картинки можно было купить на всех ярмарках. Не все картинки носили безопасный в политическом смысле характер. Русский народ всегда славился острословием, что и отображалось в лубках. Даже Петр I был вынужден ввести в 1723 году запрет на лубочное изображение царствующих особ.

В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало своего рода интернациональным языком. Английские карикатуристы Д. Гилрей, Т. Роулендсон и другие создали не менее тысячи сатирических рисунков, высмеивающих Наполеона и его политику. Именно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Бонапарта. Английские художники первыми предложили образ Наполеона в виде корсиканской лисицы или корсиканского мясника.

Несколько известных художников создавали свои работы в Германии. Хотя многие произведения немецких сатирических графиков были анонимны, до нас дошли имена Д. Ходовецкого, И. Фольца и других. Но немецкие карикатуры на Наполеона и его походы появились только в 1813 году.

До 1812 года в России не было карикатур на Наполеона, в связи с внешней политикой Александра I. Существует даже предположение, что российский император запретил сатирические выпады в сторону Бонапарта. Да и авторитет Наполеона особенно среди молодёжи был высок. Вспомним литературного героя Пьера Безухова (Л.Н.Толстой «Война и мир»). С этой политикой связан запрет на дальнейшее издание сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», первый номер которого был издан А.Г. Венециановым в 1807 году. Очень немногие карикатуры — всего четыре — были изданы в Москве до момента ее оставления русскими. Эти листы можно отнести скорее к разряду иллюстрированных прокламаций, чем к карикатурам.

Первый сатирический листок 1812 года, работы неизвестного автора, «Руской ратник Иван Гвоздила и руской милицейской мужик Долбила» (орфография оригинала), в виде двух самостоятельных картинок, был напечатан 1 июля 1812 года по распоряжению графа Ф.В. Ростопчина. Надпись имела большое сходство с его шумливыми пропагандистскими призывами, «дружескими посланиями к жителям Москвы», известными как «ростопчинские афиши», которыми московский генерал-губернатор старался поднять волну патриотизма в народе: «У бусурмана ношки тоненки душа коротенка…». Образ ополченца Долбилы неизвестный автор позаимствовал из карикатур времен Екатерины Великой.

Другие две картинки, тоже неподписные — «Крестьянин Иван Долбила» и «Корнюшка Чихирин» — представляли собой творения того же рода, мало отличающиеся от грубоватых лубков. Именно эта нарочитая грубость была понятна для простого народа.

Москва находилась в центре военных действий и была не в состоянии на тот момент дать иные художественные решения. Что не смогла древняя столица, блестяще выполнил Петербург. Именно здесь возникло братство единомышленников, связанных к тому же личной дружбой, которые стали авторами самых знаменитых карикатур на тему войны 1812 года.

Речь идет об Алексее Гавриловиче Венецианове, Иване Ивановиче Теребеневе и Иване Алексеевиче Иванове. Именно они создали большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками.

Венецианов не подписывал свои карикатуры. Его авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным деятелем Д.А. Ровинским.

Эти карикатуры отразили состояние русского общества, когда, по замечанию А.С. Пушкина, «гонители французского языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный перевес, и гостиные наполнились патриотами».

 В остальных своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснительных надписей.

Карикатуры Теребенева соперничали с работами его друга Венецианова, а по литературной части были более содержательными и остроумными. Первая из подписанных его именем 37 карикатур появилась в феврале 1813 года. Из общего числа анонимных карикатур, а их около 150, большую часть неподписанных работ также принято относить к авторству Теребенева. Его популярные листы «Мыльные пузыри», «Угощение Наполеона в России», «Наполеонова пляска» и ряд других навеяны работами европейских мастеров сатирического жанра. Большинство работ было направлено на осмеяние Наполеона, его сподвижников, «доблестной» армии. Четкий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты — характерные черты работ Теребенева.

В 1815 году увидела свет книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребеневская азбука». Это действительно было и остаётся подарком. Она состояла из 34 карикатур с двустишиями на каждую букву. На основе карикатур на тему 1812 года были изготовлены небольшие, в 1/16 долю листа раскрашенные вручную акварелью офорты. Каждая карточка представляла определенную букву алфавита. Так, буква «В» выглядела следующим образом: голодные французские солдаты раздирают на куски ворону. Под картинкой беспощадная надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать». Но некоторые карикатуры призывали к доброте и человечности. Например, карточка с буквой «О». Возле палатки русские солдаты кормят трех французов, один уже жадно ест, другой с надеждой тянется за куском, третий благодарно лобызает солдата в плечо: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».

Автором карикатур, помещенных в азбуку, был не один только Теребенев, хотя как раз с его именем связывают это знаменитое издание. Он действительно был создателем 16 из 34 карикатур «Подарка детям в память 1812 года». Авторство ряда листов принадлежит Иванову, Венецианову и других.

Известный художник И.А. Иванов часто работал совместно с Теребеневым. Он подписывал свои работы инициалами (И. И.), всего известно 6 листов. Но принято считать, что автор оставил значительно большее количество работ. В них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаются более сложной композицией. Среди популярных работ Иванова можно назвать «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Бегство Наполеона».

 Карикатуры предназначались не для широких народных масс, хотя многим из них старались придать вид именно народных картинок. Зачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных языках. Стоили сатирические листы весьма дорого. Цена листа назначалась в размере от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски гравюры. Теребеневские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнациями. Народ мог разглядывать их только на стенах, где они развешивались для всеобщего обозрения.

Бахметевский завод в 1813–1815 годах выпускал кружки с изображением Наполеона и русских крестьян по сатирическим рисункам Теребенева. Некоторые исследователи советского агитационного фарфора 20–30?х годов XX века проводят определенные параллели с русским фарфором и стеклом, выпускавшимся в России по следам Отечественной войны 1812 года.
В статье использовались материалы сайтов:

http://antikclub.ru/load/29-1-0-192

http://www.museum.ru/1812/Library/Sitin/book5_13.html

http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post129628909/