Главная страница

Карпова Т. Н. педагог дополнительного образования мбу дод «Исилькульская станция юных натуралистов»


Скачать 48.54 Kb.
НазваниеКарпова Т. Н. педагог дополнительного образования мбу дод «Исилькульская станция юных натуралистов»
Дата23.02.2016
Размер48.54 Kb.
ТипДокументы

Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».

Карпова Т.Н. педагог дополнительного

образования МБУ ДОД

«Исилькульская станция

юных натуралистов»


Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. На формирование и развитие детского коллектива в объединении кроме основных педагогических приемов таких как: создание доброжелательной атмосферы, создание «ситуации успеха», использование различных форм работы, на мой взгляд, большую роль оказывает организация знакомства. В своем детском коллективе с этой целью я провожу игру на сплочение коллектива. Также вместе с обучающимися разрабатываем «памятку юнната». На основании этой памятки соблюдаются правила поведения в теплице, на экскурсии, на занятии. Для формирования ответственности за порученное дело, провожу анкетирование. Продолжением начатой работы по формированию коллектива является «система поручений», которые помогут ребенку ощутить себя членом коллектива. Это и закрепленные за каждым обучающимся комнатные растения для ухода, и проведение «банного дня» за зелеными питомцам и организация дежурства. Еще одним способом объединения обучающихся в единый коллектив может стать организация различных форм мероприятий. Технология коллективного творческого воспитания (КТВ) – это такая организация совместной деятельности взрослых, в данном случае родителей, педагогов, классных руководителей и детей. Суть данной технологии в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов, которая направлена на общественную пользу. Применяю эту технологию в образовательном процессе при подготовке к праздникам, конкурсам, проводимым в детском объединении. В процессе коллективных работ у обучающихся происходит развитие познавательно - мировоззренческой, эмоционально – волевой и действенно – практической стороны личности. При подготовке различного рода мероприятий складывается система отношений к Родине, обществу, к окружающим людям, к труду, к самому себе. Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе применения КТВ создается общественно-полезный продукт для общества. Коллективная деятельность обучающихся - это творческий процесс, коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. В процессе реализации данной технологии происходит формирование товарищеского межличностного общения педагогов и обучающихся. Развитие творческих способностей обучающихся проходит в процессе планирования нового мероприятия, т.к. каждое мероприятие отличается методами, формами и постановкой его проведения. Данная технология применима не только в постановке нового мероприятия. Вся практическая деятельность в детском объединении коллективно обсуждается и организуется в атмосфере доброжелательности, взаимной заботы, внимания друг к другу. Происходит содружество старших и младших, взрослых и детей.

Реализую данную технологию по этапам.

1.Предварительная работа коллектива (организационный процесс). Создание Временной инициативной группы, задача которой организовать все дело, вовлекая в работу всех.

2. Коллективное планирование. Задача педагога и инициативной группы «разбудить» фантазию, инициировать творчество.

3. Коллективная подготовка. Это составление списка дел и распределение ролей всем участникам мероприятия. Задачи – обеспечить успех, вовлекая всех, опытный ученик работает с неопытным и обучает его. Взрослым разрешается помогать детям, что-то узнать, чему-то обучить, тем самым способствуя их развитию и воспитанию.

4. Проведение коллективной творческой деятельности. Обеспечиваются совместные эмоциональные переживания, место и участие каждого в общей работе.

5. Коллективное подведение итогов. Общий сбор коллектива. Ответы на вопросы: что получилось, что не получилось и почему? Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отличать рост и развитие детей. Если сложить стратегию общей заботы об улучшении окружающей жизни с тактикой содружества старших и младших, с технологией коллективной организаторской деятельности, то в итоге получится КТВ – технология коллективного творческого воспитания.

На основе этой технологии КТВ разработано воспитательное мероприятие «Праздник Урожая». Любое воспитательное мероприятие – это поиск и решение новых творческих идей, убеждений, взглядов. Для обучающихся станции юных натуралистов природо - охранная деятельность ставит воспитательные задачи любить, беречь и принимать природу такой, какова она есть. В подтверждение к этому каждый год на станции проводится «Праздник Урожая». Это совместное мероприятие обучающихся, педагогов, родителей и классных руководителей, которое проводится в сентябре.

Цель данного мероприятия создание оптимальных условий для формирования опыта общения, привлечения учащихся школ города в деятельность объединений, расширения их кругозора о природе, раскрытия творческих способностей. Одной из главных задач является добиться дружеских взаимоотношений в коллективе.

1. В инициативную группу входят классные руководители, педагоги СЮН, директор СЮН, родители. Задача классных руководителей – организовать детей на праздник, раздать слова и стихотворения для заучивания, настроить их на успех и удачу. Задача педагогов СЮН – организовать выставки, подготовить викторины, конкурсы, слова для ведущих праздника, украсить место проведения праздника, создать визитную карточку своего объединения, эмблемы. Задача родителей - принять участие в сборе овощей, фруктов, цветов для выставки. Задача директора СЮН – создать информационное и рекламное объявление, подготовить грамоты, благодарственные письма.

2.В ходе праздника будут проведены викторины на знания овощей, фруктов, названий цветов, лекарственных и пряных культур, организована выставки поделок из природного материала, «Дары природы», конкурсы на самый оригинальный осенний салат и самый красивый букет, мастер классы по выращиванию цитрусовых и хвойных деревьев.

3.Работает фитобар, всем желающим предлагаются травяные чаи и горячие пирожки из разных овощных начинок. Жюри, которое будет оценивать ответы детей, состоит из числа участников данного мероприятия.

4. Каждый желающий должен принять участие в празднике, раскрыть свои способности в знаниях загадок, пословиц, стихотворений, попробовать себя в роли дизайнера при составлении букета из осенних цветов.

5.Проводится беседа о состоявшемся празднике. Администрация и педагоги СЮН благодарят за активное участие всех присутствующих.

Знания, приобретенные, на мероприятии пригодятся в школе на уроках биологии и экологии, дома – при размножении и уходе за растениями, выращивании овощных культур. Такие праздники можно проводить не только на станции юннатов, но и в экологических центрах, в школах, где есть учебно- опытные участки и выращивается определенный перечень культурных растений.

Применение данной технологии в воспитательном процессе детского объединения «Комнатное цветоводство способствует формированию детского коллектива, обучающиеся более раскрепощены, умеют грамотно отстаивать свою точку зрения, развивают творческие способности и чувство коллективизма.