Главная страница

Филатова Дарья Андреевна, учитель русского языка и литературы 2013 г. I. пояснительная записка


Скачать 272.96 Kb.
НазваниеФилатова Дарья Андреевна, учитель русского языка и литературы 2013 г. I. пояснительная записка
Дата26.02.2016
Размер272.96 Kb.
ТипПояснительная записка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Климовск Московской области

____________________________________________________________________

МО,г. Климовск, ул. Рощинская, д.17А, тел./факс: 60-40-70; тел.: 62-21-21, 62-21-22

« УТВЕРЖДАЮ »

Директор МБОУ СОШ № 1

_______________С.Н.Чугунов. «___»_________________2013 г.

Рабочая программа

по литературе

(базовый уровень)

5 А класс

Составитель:

Филатова Дарья Андреевна,

учитель русского языка и литературы

2013 г.


I. Пояснительная записка.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством образования РФ в 2004 году, и программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» под редакцией Г. И. Беленького. (4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009.)
Программа отражает обязательный минимум содержания литературы как учебного предмета, установленный Министерства образования РФ, хотя не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного: времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений.

Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию.

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

В 5 классе учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.

Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно-тематически (к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа фиксирует внимание учителя на некоторых важных нравственных и художественных проблемах.

В 5-м классе такими объединяющими центрами являются жанры древнейшей, древней и отчасти новой литературы, устного народного творчества. Выделяются разделы: «Человек перед лицом жизненных испытаний»; «Поэзия природы»; разделы, в которых представлены произведения о ВОВ, о сверстниках пятиклассников.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации, освоению художественных произведений — основа изучения литературы в школе.

Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение — прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.

В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Формы и средства контроля.

  1. Ежедневная проверка домашнего задания

  2. Тестовые работы с использованием ЦОРа

  3. Уроки-зачеты по поэтическим произведениям (Басни И. А. Крылова, творчество М. Ю. Лермонтова, стихотворения о природе, стихотворения о ВОВ)

  4. Домашние сочинения (1) Сказочная история о самом обыкновенном предмете, 2) Сочинение продолжения рассказа, 3) Сочинение пейзажной зарисовки или сочинение стихотворения, 4) Забавный рассказ о животном)

  5. Проектная деятельность учащихся с последующим представлением результатов (проекта):

  • «Путешествие в Книгоград»

  • «Литературный поезд» (по разделу «Устное народное творчество»)

  • Малая конференция (по разделу «Сказочные события и герои в литературе»)

  • Творческий конкурс «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (по басням И. А. Крылова)

  • «Любимые книги, любимые авторы»


II. Содержание тем учебного курса.

Введение (2 ч.). Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.
1. Мифы (9 ч.)

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.
Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.
Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.
2. Устное народное творчество (15 ч.)

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).
Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов»

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

3. Сказочные события и герои в литературе (21 ч.)
Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты).

Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.
Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.
Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.
П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник.
Для самостоятельного чтения (к разделу III)

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч», Ю.К. Олеша. «Три толстяка», Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля».

Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла», Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли», Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес», В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос».
4. Басни (6 ч.)
Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.
И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха».
Для чтения и бесед

«Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафантена («Лисица и виноград»).
Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и оОбезьяна»; Эзоп. Басни.
5. Человек перед лицом жизненных испытаний (24 ч.)

М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.
Для чтения и бесед

М.Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке…»).
А. В. Кольцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр.Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения.
В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.
Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что – осудить дачников.

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А.В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка», А.И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей).
6. Поэзия природы (13 ч.)
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.
Для чтения и изучения

А.С. Пушкин. «Обвал», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...»; Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».
К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.
Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».
Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

А.А. Фет. «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»; А.Н. Майков. «весна», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень « (отрывок); В.В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К.Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Лесные дни»; М.М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин», «Родные поэты» (сб. стихотворений).
7. «Идет война народная, священная война!...» (5 ч.)

Для чтения и бесед

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли», В.М. Шукшин. «Жатва».
Для самостоятельного чтения (к разделу VII)

В.П. Катаев. «Сын полка».
8. Рассказы о твоих сверстниках (5 ч.)

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.
В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель». Рассказ как жанр литературы.
Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

Ю.П.Казаков. «Арктур - гончий пес», «Ночь», «Тедди».

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся.

В итоге к концу 5 класса должны быть сформированы следующие знания и умения:

- знать авторов и содержание изученных художественных произведений;

- знать основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений - литературных героев;

- уметь характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;

- использовать различные формы пересказа;

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

- работать со справочным материалом.

IV. Перечень учебно-методического обеспечения.


  1. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост.: М. А. Снежневская, О. М. Хренова, Э. Э. Кац; под ред. Г. И. Беленького – 9-е изд. – М.: Мнемозина, 2008. – 263 с.

  2. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост.: М. А. Снежневская, О. М. Хренова, Э. Э. Кац; под ред. Г. И. Беленького – 9-е изд. – М.: Мнемозина, 2008. – 256 с.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. / Под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. – 64 с.

  4. Методические советы к учебнику для 5 класса. Литература. Пособие для учителя / под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011. – 127 с.

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru


Список литературы


  1. 100 русских поэтов. / Составитель М. Засецкая. – СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000. – 368 с.

  2. Горяинова Е. Э. По страницам добрых книг. Уроки внеклассного чтения в 5 – 6-х классах. Методическое пособие. – Брянск: Курсив, 2003. – 160 с.

  3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 384 с. (Серия «Для дома и семьи»

  4. Красное коромысло через реку повисло: Русские народные загадки / Сост. А. Н. Санжаровский; Под общ. Ред. Г. М. Науменко. – М.: Дет. лит., 1981. – 32 с.

  1. Ласковое слово, что солнышко в ненастье: Народное образное слово / Сост. Г. М. науменко. – М.: Дет. лит., 1979. – 32 с.

  2. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя / Под ред. М. А. Снежневской. – М. Мнемозина, 1999. – 223 с.

  3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / Гл. ред. М. Д. Аксёнова; метод. ред. Д. Володихин; отв. ред. Л. Поликовская. – М.: Аванта+, 2004. – 672 с.

  4. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.


Перечень средств ИКТ

  1. Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5 класс».

  2. Диск CD «Письма с фронта». – Гостелерадиофонд, 2010.

  3. Диск CD «Песни нашей победы». – Гостелерадиофонд, 2010.

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru



V. Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса.



Дата

план

Дата факт

Тема урока

Введение (2 ч.)

1 (1)







О художественной литературе и чтении

2В (2)







Путешествие в Книгоград (урок внеклассного чтения)

Мифы (9 ч.)

3 (1)







Мифы. Мифы Древнего Египта

4 (2)







Миф «Великое путешествие Солнечной ладьи»

5 (3)







Мифы Древней Греции. «Олимп». «Ночь, луна, заря и солнце».

6 (4)







«Орфей и Эвридика». «Пигмалион»

7В (5)







«Подвиги Геракла» (Урок внеклассного чтения)

8 (6)







О бессмертном поэте древности. Гомер «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы)

9 (7)







Гомер «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы)

10 (8)







Мифы Древних славян. Персонажи славянских мифов

11 (9)







Персонажи славянских мифов

Устное народное творчество (15 ч.)

12 (1)







Устное народное творчество

13 (2)







Сказки. Сказка и миф. Египетская сказка «Коршун и кошка». Русская сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

14 (3)







Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки

15 (4)







Волшебные сказки

16 (5)







Сказка «Белая уточка»

17В (6)







Сказка «Царевна-лягушка». Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения)

18 (7)







О предании. «О граде Китеже». «Атаман Кудеяр». «Про Никитушку Ломова»

19 (8)







Загадки

20 (9)







Загадки

21 (10)







Пословицы и поговорки

22 (11)







Пословицы и поговорки народов мира

23 (12)







В. Соколов «Пословица». Итоги изучения малых жанров фольклора

24 (13)







На веселой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре.

25 (14)







Пьеса «Петрушка Уксусов»

26 (15)







Игра-викторина «Литературный поезд»

Сказочные события и герои в литературе (21 ч.)

27 (1)







Литературная сказка

28 (2)







А. С. Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог»

29 (3)







А. С. Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила».

30 (4)







«Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы)

31 (5)







«Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы)

32 Р (6)







О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

33 (7)







Великий сказочник Г. Х. Андерсен

34 (8)







Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

35 (9)







Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

36 (10)







Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

37В (11)







Г. Х. Андерсен «Истинная правда» (урок внеклассного чтения)

38 (12)







Сказки о гонимой падчерице. Шарль Перро «Золушка».

39 (13)







Е. Л. Шварц. Музыкальная кинокомедия «Золушка»

40 (14)







«Золушка» (кинокомедия). О пьесе и театре

41Р (15)







О пьесе и театре

42Р (16)







О читательском дневнике

43 (17)







П. П. Бажов. Путь писателя к сказу. «Каменный цветок»

44 (18)







П. П. Бажов «Каменный цветок»

45-46В (19-20)







П. П. Бажов «Горный мастер», «Хрупкая веточка»

(урок вн. чтения)

47 (21)







Литературные сказки. Итоговый урок

Басни (6 ч.)

48 (1)










Басни. Иван Андреевич Крылов. «Звери мои за меня говорят»

49 (2)







И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

50 (3)







И. А. Крылов. Басня «Демьянова уха»

51 (4)







Басня И. А. Крылова «Квартет»

52 (5)







Басня И. А. Крылова «Волк и Ягненок»

53 (6)







Басни Эзопа. Итоги изучения темы «Басни»

Человек перед лицом жизненных испытаний (24 ч.)

54 (1)







М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»

55Р (2)







«Бородино». Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения

56 (3)







Стихотворения Лермонтова о войне 1812 года

57 (4)







Урок-зачет по стихотворениям М. Ю. Лермонтова

58 (5)







Алексей Васильевич Кольцов. Поэт из народа. «Косарь»

59 (6)







Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне

60 (7)







И. С. Тургенев. Верность «Аннибаловой клятве». «Муму» Глава 1: Герасим в деревне и в городе

61 (8)







«Муму». Глава 2. История любви Герасима к Татьяне

62 (9)







«Муму». Главы 3 и 4: Муму в жизни Герасима

63 (10)







«Муму». Главы 5, 6, 7. Герасим и дворня

64 (11)







«Муму». Глава 7: Возвращение Герасима в деревню.

65 (12)







Лев Николаевич Толстой. Из истории рассказа «Кавказский пленник». «Кавказский пленник» (быль). Глава 1

66 (13)







«Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жилин и Костылин

67 (14)







«Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жизнь и характеры горцев в рассказе. Описания в рассказе

68 (15)







«Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Дружба русского офицера с горской девочкой

69Р (16)







О сюжете и героях.

70 (17)







Всеволод Михайлович Гаршин. Человек обостренной совести. «Сигнал»

71 (18)







«Сигнал». Анализ рассказа

72 (19)







Леонид Николаевич Андреев. «Кусака»

73 (20)








Кусака в мире людей (анализ рассказа «Кусака»). Роль пейзажа в рассказе

74 (21)







Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. «Белый пудель»

75 (22)







«Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа

76 (23)







«Белый пудель». Характеры персонажей

77 (24)







«Белый пудель». Пейзаж в рассказе. Рассказы И. А. Куприна о детях.

Поэзия природы (13 ч.)

78 (1)







А. С. Пушкин «Обвал»

79 (2)







Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»

80 (3)







Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

81 (4)







А. Н. Майков «Пейзаж». «Ласточки»

82 (5)







К. Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал»

83 (6)







Н. И. Рыленков «Все в тающей дымке»

84 (7)







Урок-зачет по стихотворениям о природе

85 (8)







Константин Георгиевич Паустовский. Певец Мещеры. «Мещерская сторона». Очерк «Обыкновенная земля»

86 (9)







К. Паустовский «Мещерская сторона». Очерки «Мшары», «Леса»

87 (10)







К. Паустовский «Мещерская сторона». Очерк «Луга»

88 (11)







К. Паустовский «Мещерская сторона». Очерки «Мой дом», «Бескорыстие»

89В (12)







К. Паустовский «Мещерская сторона». Итоги изучения темы. Очерки «Небольшое отступление от темы», «Родина талантов». Рассказы К. Г. Паустовского по выбору учащихся. (Урок внеклассного чтения)

90 (13)







Евгений Иванович Носов. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась»

«Идет война народная, священная война!...» (5 ч.)

91 (1)







К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь».

92 (2)







О. Берггольц «Разговор с соседкой». М. Джалиль «Мост». «Случается порой…»

93 (3)







С. Орлов «Тонкая российская береза». Р. Гамзатов «Журавли».

94 (4)







Возвращаясь к прочитанному

95 (5)







В. М. Шукшин «Жатва»

Рассказы о твоих сверстниках (5 ч.)

96 (1)







Юрий Павлович Казаков. Путь в литературу. «Тихое утро»

97 (2)







«Тихое утро». Анализ рассказа

98 (3)







Владимир Алексеевич Солоухин. «Правда факта и слово художника». «Мститель»

99 (4)







Рэй Дуглас Брэдбери. «Многогранный талант». «Мальчик-невидимка»

100Р (5)







О рассказе

101







Прежде чем закрыть книгу

102







Резерв